Требования кадровой доктрины государства

Одним из главных условий реализации целей и задач государственной кадровой политики является определение и проведение в жизнь кадровой доктрины государства. Кадровая доктрина близка к концепции кадровой политики, но имеет свою специфику. Доктрина - это главный постулат, исходная концептуальная идея, с помощью которой выражается суть политики$$$Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. Ч. 1. – С. 22-24.%%%14^^^.

Сталинский лозунг «Кадры решают все» яркий пример кадровой доктрины коммунистического общества, так как являлся организационной и идейной основой партийно-советской модели ГКП советского времени. В системе власти ГКП являлась в руках партийного руководства основным рычагом государственного управления. Главной идеей в то время было поставить «своих» людей на «свои» позиции, преследуя цель повышения ответственности за область, находящуюся под их руководством. При этом преследовалась цель - усилить роль кадровой составляющей в государственном управлении, повысить ответственность руководящих кадров за состояние дел во вверенной области. По истечению времени эта система изжила себя без возможности дальнейшего развития.

Особая роль кадровой политики в то время обусловливалась еще тем обстоятельством, что Советское государство охватывало своим контролем все сферы общества. Сфера труда и рабочей силы была исключительной прерогативой государства. В условиях отсутствия плюрализма форм собственности и монополии государственной собственности в СССР главным и единственным работодателем было государство. В основном силой принуждения оно прикрепило все слои населения к соответствующим рабочим (служебным) местам, не предоставляя права трудящимся свободно распоряжаться своими способностями, отчуждая человека от результатов своего труда. Поэтому сущностью советской кадровой доктрины было прикрепление всех кадров к государству. Права человека ущемлялись, но государство получало большие преференции в части мобилизации рабочей силы. Кадры рассматривались только как рабочая сила, трудовой ресурс.

Полный контроль за трудовыми ресурсами и прикрепление работников к государству осуществлялись на основе проводимой Коммунистической партией социальной политики через такие формы, как: введение трудовых книжек для всех рабочих и служащих; институт обязательной прописки по месту жительства; прикрепление к первичным партийным, комсомольским и профсоюзным организациям по месту работы (службы); государственное распределение молодых людей после окончания вузов и техникумов; отсутствие у колхозников паспортов, без которых они не могли поменять место работы и жительства, покинуть колхоз. В уголовном законодательстве была статья «за тунеядство», которая означала – либо работай в интересах страны, там, куда тебя определили, либо сиди в тюрьме. Наряду с этим существовал массовый принудительный труд в местах лишения свободы. То есть все трудоспособное население должно было работать на государство. Контроль рабочей деятельности был настолько тотален, что вся страна выглядела как огромный механизм, в котором люди били лишь «винтиками».

Благодаря учету негативного опыта прошлых лет, нынешняя кадровая доктринаРоссии основывается на более гуманных, демократических принципах:

-   подбор и расстановка кадров, и их продвижение по службе должны регламентироваться только законом. Только закон может ликвидировать произвол и субъективизм руководителя в работе с кадрами;

-   взаимодействие государства и личности в процессе трудовой и служебной деятельности, их социально-трудовые отношения должны строиться на новой - партнерской основе;

-   в основе новой кадровой доктрины и кадровой политики должны лежать принципы демократизма, гуманизма и социальной справедливости.

Нынешняя доктрина состоит также в том, что человек и государство партнеры, находящиеся в равной зависимости друг от друга. Ликвидировавдоминирование«государственной машины кадровой политики» над личностью,отрезав нити зависимости кадров от единственного работодателя-государства, доктрина дала свободу проявления своих творческих способностей, выбора места и рода своей трудовой деятельности. Конечно, для государственных служащих, работодателем которых является государство, существует ряд установленных законом правоограничений и запретов, обусловленных спецификой их правового статуса.

Говоря об интересах личности в этой сфере, нельзя забывать об интересах государства. Роль государства в сфере труда и кадров заключается в том, что оно должно создавать необходимые социальные условия и правовые гарантии. Гражданин должен быть свободен на свободном рынке труда (Конституция РФ, ст. 37). Важно достичь гармоничного сочетания интересов государства и гражданина, общенациональных и индивидуальных интересов. В современном обществе человек вправе выбирать род своей трудовой деятельности с учетом своих предпочтений, профессионального образования и квалификации, сообразуясь со своими способностями, возможностями, инициативой, талантом и предприимчивостью. Главное, чтобы он, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности, приносил пользу и себе, и обществу, и государству.

Можно отдельно выделить требования к кадровой политике государственных органов власти$$$Казакова Н.Д. Кадровая политика органов государственной власти в современной России как объект социологического анализа. // Вестник МГУПИ, 2012, №39 С. 48-55.%%%15^^^:

-научная обоснованность: разработанность научной методологии, стратегии, четкая определенность приоритетов, ориентиров, критериев эффективности;

-комплексность: единство целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, учет экономических, социальных, политических, нравственных, социально-психологических и др. аспектов решения кадровых вопросов;

-универсальность и многоуровневость: наличие общих основополагающих принципов для всех уровней управления в России, но также учет специфики и функций федеральных, региональных, отраслевых органов власти, этнонациональной культуры населения территорий;

-перспективность: ориентированность в будущее, опережающий характер с учетом социального прогресса, в том числе изменения содержания и характера труда государственных служащих;

-гласность и демократичность: наличие механизмов информирования населения о деятельности государственных служащих и органа власти и обратной связи;

-духовная нравственность: направленность на воспитание в каждом государственном служащем гуманизма, честности и ответственности за свою деятельность, готовности к общественному и государственному служению;

-правовая регламентированность: реализация в рамках и на основе закона, предписывающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.

Итак, суть новой кадровой доктрины заключается в том, что взаимодействие государства и личности в процессе трудовой и кадровой деятельности, их социально-трудовые отношения должны строиться на новой - партнерской базе. В ее основе должны лежать принципы законности, демократизма, гуманизма и социальной справедливости. В то же время государство не должно забывать о тех проблемах, которые существуют в сфере кадровой политики и кадровой деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: