Организация социального служения Православной Церкви

Принципиальным является вопрос о том, может ли Церковь имеющимися сегодня силами начать широкую кампанию социального партнерства? Следует помнить, что задача дальнейшего развития Церкви на сегодняшний день продолжает являться приоритетной. По нашим подсчётам, Церкви необходимо к 2050 году иметь не менее 45-50 тыс. приходов, чтобы выйти на уровень общенационального окормления всех верующих, объем которых к этому времени может составить свыше 60 млн. прихожан. К этому следует добавить десятки тысяч больниц, детских домов, домов престарелых, пенитенциарных учреждений и иных организаций, которые будут находится в поле церковного окормления.

Соответственно, потребуются титанические усилия, чтобы вывести Церковь на качественно новый уровень, необходимый для национального утверждения православия.

Сможет ли в таких условиях Церковь обеспечить полноценное присутствие и действенное участие в социальной жизни, которое означает разветвленную сеть организаций третьего сектора и предполагает не только представительный корпус волонтеров, но и кадровую структуру специалистов по различным направлениям социальной деятельности? Вероятно, нет, поскольку Церковь не обладает соответствующими организационными мощностями, а по природе своей является сакральным телом, а не комбинатом бытового обслуживания. Следовательно, необходимо создавать, силами православных инициаторов и добровольцев, новые формы православного социального служения.

Формы общественного представительства

Сегодня в стране насчитывается несколько тысяч организаций третьего сектора (некоммерческие неправительственные организации), занятые в самых различных направлениях социальной деятельности. Сколько из них реально работают – неведомо никому. Общественная палата РФ публикует оптимистические отчеты, но, по-видимому, объем в 15-20% реально работающих ННО от их общего числа является близкой к истине. Православная Церковь не есть организация третьего сектора (хотя и имеет все необходимые признаки таковой), у Церкви иное служение. Но Церковь может инициировать развитие православной структуры организаций гражданского общества, может определить цели и задачи их деятельности, благословить активистов на социальное служение и обеспечить патронаж над этой деятельностью средствами своего авторитета, благословения и общего руководства.

Таким образом, задача Православной Церкви состоит в том, чтобы, используя православное сообщество, создавать организации третьего сектора по стране, инициировать их общественную деятельность по конкретным направлениям. Это могут быть проблемы сиротства, беспризорности, многодетные семьи, инвалиды, одинокая старость, юридическая помощь, защита прав малообеспеченных и неимущих, контроль властей в области социальной политики, проблемы экологии и т.д., то есть по всему спектру общественных проблем, актуальных в конкретных регионах и на местах.

При этом формы организации могут быть использованы различные: от фондов до ННО и инициативных групп без юридической ответственности. Важно, что все эти формирования будут действовать с благословения и при поддержке Русской Православной Церкви, иметь конкретного неформального попечителя в лице иерарха Церкви и находится с ним в духовном и организационном контакте.

Вероятно, целесообразно, чтобы такие организации действовали при приходах, в этом случае их деятельность будет максимально адресной, что есть главное условие в социальном служении. Конечно, вопросы создания такой структуры чрезвычайно сложны и решение их есть вопрос долговременного развития, чем более обсуждение этих вопросов должно начаться уже завтра.

Церковь и бизнес

Сегодня бизнес сообщество фактически лишено той самостоятельной и весомой социальной роли, которую оно всегда играло в русской общественной жизни. Региональный бизнес надежно укрыт плащом властных структур, которые пристально опекают все его социальные инициативы. На федеральном уровне ситуация аналогичная с той разницей, что там меньше игроков и больше желающих получить высокое покровительство. Поскольку основные действия выстраиваются не в столицах, а именно на периферии, то следует кратко остановиться именно на этом уровне взаимодействия бизнеса и власти в вопросах социального служения.

Принято считать, что существует треугольник «власть – бизнес – гражданское обществ», где у всех трех сторон есть свои приоритетные функции. Власть управляет, бизнес зарабатывает, ГО (гражданское общество) контролирует. Но его институты (которые еще именуют третьим сектором) контролирует, в первую очередь, государство на предмет надлежащего выполнения именно социальных функций. Институты ГО могут контролировать и бизнес пространство, но это их вспомогательная функция. Однако деньги на контроль государства третий сектор получает именно от бизнеса, который, тем самым, получает репутацию социально ответственного и заодно опосредованно участвует в контроле над местной властью.

В России сегодня происходит обратная связь. Зависимый от региональной власти бизнес осуществляет акции благотворительности (кстати, по сравнительному объему почти сопоставимые с активностью евро бизнеса) не в сектор институтов гражданского общества, а именно во властные структуры, а точнее – в подконтрольные им организации третьего сектора. Власть получает неподотчетные суммы, которые уходят в темноту, заодно прикрывая растраченные статьи социального бюджета. При этом «прикормленные» организации третьего сектора сливаются с органами власти в позитивных оценках развития гражданского общества и успехах социальной политики на местах.

Однако Русская Православная Церковь сегодня слишком самостоятельна и уважаема, чтобы подчиняться такому порядку. Именно поэтому православные ННО могут взять на себя роль реального развития социальной инфраструктуры в регионах. Церковь имеет на это право ещё и потому, что сегодня даже местная и региональная власть не может запретить бизнесу НАПРЯМУЮ финансировать благотворительные церковные начинания. Соответственно Церковь сегодня является единственной силой, которая на местах может организовать социальные инициативы при прямой поддержке бизнеса и, конечно, привлечь к этим инициативам власти в качестве не патрона, но одного из равных участников треугольника «власть – бизнес – институты гражданского общества».

Именно поэтому сегодня особо желательны инициативы отдельных предпринимателей, готовых взаимодействовать с общественными структурами Православной Церкви. Такое сотрудничество дало бы действенный пример бизнес сообществу и дало бы сигнал власти о зарождении новых плодотворных взаимоотношений в современном российском обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: