Численность групп в стране (гипотеза)

Иными словами, мы считаем, что в стране сегодня действуют около 6 000 православных социально инициативных групп, а это значит, что такие группы существуют при каждом третьем приходе. Конечно, это только гипотеза, но в тех субъектах федерации, где проходил опрос, группы обнаруживались не в каждом третьем храме, а значительно чаще. Таким образом, разброс оценок численности таких групп в стране может колебаться от взвешенной оценки в 6 000 групп, до оптимистической оценки примерно в 12-15 тысяч групп. Диапазон обуславливается местоположением прихода (крупный город, малый город, село), географией, плотностью населения, национальным составом и прочими факторами, которые пока нет возможности учесть.

Что касается возраста групп, то процентные показатели могут отклоняться от реальных значений (при не систематической выборке), но нам кажется, что в приведенных данных есть определенная логика, которую можно описать следующими рабочими гипотезами.

Гипотезы динамики численности инициативных православных групп

«Старые» группы, возникшие в 1996-2000 гг. занимают в общем объеме немногим более 20% в силу того, что, во-первых, те годы были наиболее трудными для проявления гражданских инициатив (дефолт, экономическая слабость, трудные условия жизни). Во-вторых, Церковь была еще недостаточно крепка для широкой поддержки и организации социальной работы под её началом. Наконец, в-третьих, объем воцерковленных верующих, которые являются базой создания инициативных групп, был существенно ниже, что отразилось на численности самих групп.

Резкое увеличение – до 36% – возникновения «средних» групп пришлось на 2001-2006 года, которые отмечены наибольшим экономическим благополучием, значительным укреплением позиций Церкви, увеличением количества приходов и воцерковленных верующих, что логично вылилось в существенный прирост православных групп, действующих в области социальных инициатив.

Объем «молодых» групп в 42% означает продолжение роста православных групп, увеличение интенсивности этого процесса, что может быть обусловлено следующими причинами. С одной стороны, видимые примеры могли послужить образцом к началу такого служения – а примеров к тому времени было уже достаточно. С другой стороны, вероятно, что социальное православное движение начинает подходить к тому рубежу, когда экстенсивное развитие может начать совмещаться с интенсивным, то есть развитие начинает идти не только вширь, но и вглубь социальной жизни.

 

Хотя предложенные гипотезы и нуждаются в проверке, очевидно, что численность групп будет возрастать, численный объем, вероятно, тоже, организационная структура усложняться, то есть православное социальное движение будет и впредь идти традиционным путем развития институтов гражданского общества. В пользу этого соображения говорит социальный состав групп, крайне разнообразный и представительный.

В целом можно выделить несколько направлений, среди которых больший приоритет имеет представительство молодежи, а также детей и подростков. Как правило, эти группы формируются либо на базе воскресной школы, расширяя при этом ее образовательные и воспитательные задачи либо на базе общих интересов, творческих или социальных. Второй по значимости идет семейная направленность работы групп, связанная либо с многодетными семьями, либо с медициной (помощь больным детям).

Широкое представительство имеют группы пенсионеров, хотя это связано более с социальным составом самих приходов, чем с деятельностью группы, либо с работой групп, направленных на помощь малоимущим. В отдельную категорию можно выделить группы инвалидов в случае, если речь идет о взаимопомощи и организации социальной среды. Также группы могут формироваться по профессиональному признаку (врачи, медсестры), сословно-историческому (те же казаки) или иметь смешанный социальный состав.

Также надо отметить, что внутри групп могут быть выделены подгруппы, формируемые по характеру деятельности. К примеру, если группа занята строительными работами (восстановление зданий, церквей), то в ее составе могут быть строители или люди иных профессий. То же касается и гендерного признака, к примеру, в группе казачества мужчины составляют 90% от всего состава группы. Иными словами, социальный состав групп разнообразен и зависит от задач и рода деятельности группы, так же очень разностороннего.

Если говорить кратко, в число этих задач входят воспитательные и образовательные, просветительские, творческие, задачи социальной помощи, медицинской поддержки, социально-реабилитационные, благотворительные и т.д. Часто сами группы формулируют общую цель своей деятельности как «сохранение и развитие традиционных национальных культурных и духовных ценностей».

 

Выдержки из интервью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: