Отношения православных групп с епархией

Православные группы в области социальных инициатив действуют на приходе, с благословения священника и при его поддержке. С одной стороны, деятельность эта юридически находится вне церковной системы управления и является общественным начинанием. Но необходимо понимать, что Церковь организация системная, с высоким уровнем субординации, при которой даже благословение священником группы людей на некое социальное служение требует одобрения церковоначалия.

К тому же самой группе всё чаще сегодня необходима поддержка епархии в организационных и иных сферах, учитывая, что общественный вес Церкви сегодня на местах высок и слово владыки подчас может оказать действенную помощь в социальной работе. Это особенно важно для установления эффективных контактов с местными чиновниками, для которых голос просителя снизу не всегда так же хорошо слышен, как голос архиерея. Который, кстати, по опросам общественного мнения в регионе, часто опережает первых властных лиц по уровню доверия среди населения.

Но церковное управление по сути та же бюрократия, со своими непростыми законами взаимоотношений и теми же системными сложностями, что и бюрократия светская. Свойство бюрократии таково, что ей как-то проще смотреть не вниз, а вверх, но не молитвенно, а лишь до ближайшего начальника. Соответственно, любые инициативы, идущие снизу, могут вызвать определенную настороженность. Но многое зависит от человека и часто соображения участия и милосердия оказываются сильнее самых суровых бюрократических принципов.

Следует отметить, что в разговоре на эту тему многие респонденты проявили осторожность и сдержанность, несмотря на то, что всем были даны гарантии конфиденциальности. В ряде интервью респонденты просто уклонялись от обсуждения отношений с епархией или же ограничивались односложными ответами типа «нормальные», «официальные», «хорошие», но не имели желания развивать разговор. Мы понимаем, что любая критика церковоначалия крайне нежелательна, тем более, в беседах с незнакомыми людьми. И священники, и миряне, по-видимому, опасаются неприятных последствий огласки такой критики и ухудшения своего положения. Вместе с тем, мы можем представить, что было недосказано или вообще не высказано в разговорах на эту тему.

Сегодня многие группы находятся в таком положении, когда им необходим новый уровень организации и поддержки. Социальные инициативы выходят на уровень необходимости контактировать с бюрократической системой в согласовании многих вопросов развития своей деятельности. Вместе с тем, инициативные группы имеют мало веса во властных кабинетах и просьбы их уверенно ложатся под сукно. Вместе с тем, епархия, имея авторитет в тех же коридорах, может активно влиять на решение многих вопросов социального служения. По-видимому, далеко не всегда помощь епархии социальным группам соответствует их ожиданиям и надеждам. Возможно также, что, подчас, в епархиальном управлении есть свой взгляд и свои планы по развитию социальных инициатив и низовым активистам в этих планах места не находится. Причин недостаточного взаимодействия может быть много, хотя бы просто тот же человеческий фактор – кто-то кому-то не понравился и всё.

Очевидно одно – взгляд епархий на деятельность инициативных социальных групп должен быть намного более внимательным и участливым, чем сегодня.

Как бы то ни было, отношения православных групп с епархией можно условно разделить на следующие:

Благожелательность, помощь и поддержка.

Такие взаимоотношения в интервью встречаются чаще всего. Приход и группа получают благословения от владыки, помощь в своих начинаниях, как организационную, так и материальную. Епархия, в лице своих сотрудников, активно участвует в делах социальной работы и, фактически, активно развивает сферу социальной деятельности в регионе. Владыка и руководители отделов епархиального управления, используя свой авторитет, решают многие организационные вопросы, от разрешений на различные мероприятия до выделения помещений для работы.

Из интервью видно, что в группах, имеющие такую поддержку, резко возрастает объем и качество деятельности, становится видна реальная помощь многим людям, которые нуждаются в социальной помощи. В регионе восстанавливаются традиции благотворительности, помощь больным, престарелым, инвалидам, реализуются программы поддержки детства, духовного воспитания и. как следствие, ширится круг добровольцев, участвующих в этих начинаниях.

Участие в добрых делах становится социально престижным, деятельность эта попадает, наконец, в сферу медиа пространства и реально формирует нравственный климат в обществе. Что, собственно, и является целью благотворительных начинаний.

Нейтральные отношения

Основу таких отношений составляет, как правило, благословение от владыки и иных епархиальных руководителей на дела социальной группы. В принципе и такая поддержка группе необходима, но только далее благословения участие епархии не идет. Деятельность групп реализуется сама по себе. Работа епархии – сама по себе. Излишнего интереса к работе групп епархия не проявляет, за исключением одного момента.

В ряде случаев епархия просит отчеты о деятельности групп, причем довольно подробные, которые, видимо, и включают в свой годовой отчет в Патриархию (не знаю, впрочем, есть ли такая практика). Справедливости ради скажем, что такие отношения в интервью встречаются довольно редко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: