Необходимо выделить важную особенность белорусского рынка пива в 2006 году – начало процесса замещения импортного пива качественной отечественной продукцией. С учетом дальнейшего укрепления позиций белорусской продукции на внутреннем рынке стратегическое значение при формировании конкурентной среды играет фактор более раннего ввода модернизированных производственных мощностей на белорусских предприятиях.
Сравнение потребления пива в РБ с другими рынками региона позволяет предположить, что пивоваренная отрасль РБ имеет значительный потенциал роста. Наиболее важными факторами, влияющими на развитие пивоваренной отрасли РБ, являются:
· Увеличение потребления пива на душу населения за счет роста благосостояния населения и более активной популяризации напитка ключевыми производителями;
· Увеличение потребления пива за счет вытеснения «заменителей» в виде плодового вина. Данный вариант развития возможен при условии наличия высококачественной продукции и роста акцизов на вино;
· Увеличение производства пива за счет замещения нелегального импорта пива.
Потенциал роста потребительского спроса в РБ подтверждается более высоким уровнем потребления пива в предыдущие годы (в 1990 г., так и в 1999 г.). Поскольку в пивоваренной отрасли страны наблюдается резкое падение производства пива с 27,3 млн в 1999 году до 22,7 млн в 2005 году, можно сделать вывод, что часть неудовлетворенного спроса переориентировалась на потребление более дорогого импортного пива, в то время, как остальная часть потребителей переориентировалась на альтернативные алкогольные напитки.
Основные конкуренты ОАО «Криница» и состояние рынка пива Республики Беларусь представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.3.1 Основные конкуренты ОАО «Криница» и состояние рынка пива Республики Беларусь в 2006 году
| Показатели | Реализация – всего, тыс.дал | Удельный вес, %
|
| ОАО «Криница» | 9068 | 40,12 |
| ОАО «Лидское пиво» | 3190 | 14,12 |
| СП «Речицапиво ОАО» | 2930 | 12,96 |
| ОАО «Оливария» | 2560 | 11,33 |
| ОАО «Брестское пиво» | 2135 | 9,45 |
| ОАО «Полоцкое пиво» | 839 | 3,71 |
| Другие предприятия | 1878 | 8,31 |
| Итого по РБ | 22600 | 100,00 |
В 2006 году ОАО «Криница» являлось бесспорным лидером на белорусском рынке пива (40,1 %). Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. В общем объеме производства пива в Белоруссии доля ОАО «Криница» по итогам первого полугодия 2008 года составила 37,3%, ОАО «Пивзавод Оливария» - 17,4%, СЗАО «ПК «Сябар» - 15,6%, ОАО «Лидское пиво» - 12,2%. Доля ОАО «Брестское пиво» сложилась в размере 8,1%, ОАО «Речицапиво» - 7,8%. Доля остальных производителей суммарно составила 1,6 %.
Реализация пива производства ОАО "Криница" в регионах РБ и на экспорт представлена в таблице 2.3.2. Основной удельный вес в объеме реализации и выручки занимает пиво. Реализация пива ориентирована в основном на потребителей республики. Основными странами, куда экспортируется пиво ОАО «Криница», являются Россия и Украина.
Таблица 2.3.2 Реализация пива производства ОАО "Криница" в регионах РБ и на экспорт
| Регионы | Реализация в 2006 году, тыс.дал | Удельный вес в общем объеме реализации,% | Реализация в 2007 году, тыс.дал | Удельный вес в общем объеме реализации,% | Абсол. отклонение 2007 г.от 2006 г., тыс.дал | Относит. отклонение 2007 г.от 2006 г., % |
| г. Минск | 6150 | 42,4 | 6702,5 | 43 | 552,5 | 108,98 |
| Минская область | 2851,5 | 19,7 | 3056 | 19,6 | 204,5 | 107,17 |
| Брестская область | 830 | 5,7 | 860 | 5,5 | 30 | 103,61 |
| Витебская область | 2400 | 16,6 | 2570 | 16,5 | 170 | 107,08 |
| Гомельская область | 718,6 | 5 | 770 | 4,9 | 51,4 | 107,15 |
| Гродненская область | 286 | 2 | 310 | 2 | 24 | 108,39 |
| Могилевская область | 1250 | 8,6 | 1290 | 8,3 | 40 | 103,20 |
| Экспорт | 8,9 | 0,1 | 13,5 | 0,1 | 4,6 | 151,69 |
| Итого | 14495 | 100 | 15572 | 100 | 1077 | 107,43 |
Объемы реализации пива производства ОАО "Криница" на протяжении 2006-2007 гг. по всем исследуемым регионам растет. Количество реализованного пива в 2007 году в городе Минске увеличилось на 552,5 тыс.дал (или на 8,98 %) по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. В свою очередь, экспорт продукции предприятия увеличился на 4,6 тыс.дал пива, или на 51,69 %, что свидетельствует о положительной тенденции в области освоения новых рынков.
Наибольший рост объемов реализации пива данного предприятия наблюдался в городе Минске и Минской области, что объясняется, во-первых, высокой плотностью населения в этих регионах, а во-вторых, тем, что ОАО «Криница» находится в городе Минске, т.е. эти районы являются максимально выгодными для реализации пива с точки зрения минимизации транспортных расходов.
Доля реализованного пива ОАО Криница» в регионах РБ и на экспорт указаны на следующей диаграмме:

Рис. 2.3.1 Реализация пива ОАО «Криница» в регионах РБ и на экспорт в 2005 году, тыс.дал
Исходя из данных таблицы следует, что среди регионов по реализации пива ОАО «Криница» лидируют город Минск, Минская и Витебская области.
Пиво ОАО «Криница» имеет высокую оценку зарубежных потребителей, об этом свидетельствуют итоги экспортной деятельности предприятия за прошедший год. Доля пива ОАО «Криница» в общем объёме экспорта белорусского пива за 2008 год превышает 70%.
В 2008 году объем экспорта пива ОАО «Криница» увеличился на 10,2 тыс.дал по отношению к 2007 году и достиг объема в 23,7 тыс.дал, что составило 175,9 % к уровню 2007 года. В денежном выражении объем экспорта продукции ОАО «Криница» возрос более, чем в два раза по отношению к 2007 году - до уровня 2 727 тыс. долларов США.
Рост объема экспортных поставок специалисты отдела внешней экономической деятельности ОАО «Криница» связывают с совершенствованием системы взаимодействия с партнерами.
Активная работа предприятия по поиску новых партнёров на внешних рынках привела к расширению географии продаж - в 2008 году заключены контракты с Эстонией, планируются поставки в Литву. По итогам 2008 года наиболее активные поставки осуществлялись в Российскую Федерацию, Молдову, Латвию, Польшу. ОАО «Криница» ведет активную политику по продвижению своей продукции в данных регионах.
Предприятие подводит итоги и с уверенностью делает ставку на целый ряд новаторских продуктов, разработанных в расчете на приоритеты потребителей.
Продукция предприятия представлена на рынке основным брендами: «Крыница»,«Kult»,«Александрыя»,«Кaltenberg».
ОАО «Криница» продолжает радовать потребителей новым ассортиментом высококачественной продукции. Так, слабоалкогольный солодовый напиток «Bandidos Ice» и пшеничное нефильтрованное пиво «KULT» удостоены золотой медали «Лучшая продовольственная продукция - 2009» в номинации «Новая продукция в Санкт-Петербурге» на 13-й Международной выставке продуктов питания, напитков и ингредиентов «INTERFOOD 2009», проходившей 7-9 апреля в выставочном центре «Ленэкспо» в г.Санкт-Петербург. Следует напомнить, что оба продукта, удостоенных высокой награды, появились на рынке Беларуси в конце 2008 года.
На основе анализа объемов производства пива предприятиями Беларуси в течение 2005-2007 гг. необходимо выделить следующие тенденции:
· Увеличение объемов производства пива крупнейшими производителями отрасли вследствие проведения программы модернизации производственных мощностей. При этом более раннее окончание процесса модернизации на пивзаводе «Криница» стало ключевым фактором дальнейшего укрепления позиций данного производителя на рынке.
· Падение рыночной доли мелких заводов в общей структуре производства пива. В Беларуси доля небольших заводов в общем объеме производства пива снизилась с 9 % в 2005 году до 6 % в 2007 году. Складывается ситуация, когда начинают доминировать крупные пивзаводы. Эта тенденция характерна и для других стран. Так, доля производства 3-5 крупнейших пивоваренных компаний Литвы, Латвии и Украины составляет 85-90 %.
· Постепенный выход из отрасли непрофильных производств за счет переориентации на выпуск других видов продукции. Вследствие этого должно существенно уменьшиться количество прибыльно работающих заводов с существующих 13 до 5-6 в течение следующих 5 лет.
· Переизбыток производственных мощностей ведет к усилению конкуренции.
Стратегия маркетинга ОАО «Криница» заключается в сохранении устойчивого лидерства на отечественном рынке пива. Задача состоит в обеспечении лояльности потребителей к пиву производства ОАО «Криница», что основывается на возможности предприятия выпускать пиво высокого качества по доступной цене и удовлетворять предпочтения потребителей относительно сортов и тароупаковки в перспективе, а также за счет создания эффективной таропроводящей сети в регионах РБ и усиления рекламно-информационной деятельности.
Стратегия маркетинга направлена на создание сильных узнаваемых пивных брендов, которые способны обеспечить:
· Значительную и стабильную долю рынка;
· Выход на новые рынки;
· Расширение географии продаж.
Поддержание избранной стратегии планируется за счет инвестиций для наращивания производственного потенциала предприятий, что будет способствовать увеличению объемов производства продукции и поддержке ее качества, а также устойчивому положению предприятий ОАО «Криница» на рынке.
Не смотря на положительные результаты в деятельности предприятия, следует уделить должное внимание выявленным недостаткам в системе управления сбытом и принять действенные решения с целью их устранения. Таким образом, главными недостатками в системе управления сбытом ОАО «Криница», выявленными в результате анализа, являются:
ü Существует необходимость продолжения совершенствования системы оперативного контроля исполнения планов сбыта, более тщательного выполнения процедуры подготовки, анализа и контроля ежедневных отчетов об исполнении планов сбыта;
ü Экономист по сбыту отчитывается перед отделом маркетинга не ежедневно. Работа экономиста по сбыту была бы более эффективной, если бы отчеты предоставлялись ежедневно. Необходимо предоставлять планы продаж за день и с начала отчетного периода, а также ежедневные отчеты о выполнении оперативно-календарных планов отгрузок. Это позволило бы более оперативно решать возникающие вопросы, касающиеся сбыта продукции;
ü Вероятность невыполнения покупателями и поставщиками договорных обязательств. Здесь необходимо сосредоточиться на решении наиболее часто встречающихся причин отклонений планов продаж;
ü Недостаточно широкое использование досье на основных покупателей (заказчиков). Здесь необходимо внимательно подходить к каждому поставщику или покупателю, оценивая их, прежде всего, с точки зрения надежности;
ü Внедрение научных подходов в области оптимизации производства, планов продаж и т.д. должно проводиться путем материального и морального стимулирования персонала, которое на ОАО «Криница» осуществляется довольно редко.






