Модель экспертных систем

Экспертные системы работают в диалоговом режиме (отвечают на поставленные пользователем вопросы), при этом, они должны уметь объяснять, откуда получено то или иное решение, любая экспертная система содержит как минимум пять компонентов или подсистем (рис. 30).

Рис. 30. Базовая структура экспертной системы

Пользователь экспертной системы - специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока и поэтому он нуждается в помощи и информационной поддержке своей деятельности.

Инженер по знаниям — специалист в области искусственного интеллекта, работающий с экспертами и формирующий базу знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик.

Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.

База знаний  — ядро экспертной системы, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному).

Решатель — программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний. Синонимы: дедуктивная машина, машина вывода, блок логического вывода.

Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю полу­чить ответы на вопросы: "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" — это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов базы знаний, т. е. всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос "почему" — ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т. е. отход на один шаг назад. Развитые подсистемы объяснений поддерживают и другие типы вопросов.

Интеллектуальный редактор базы знаний — программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

Описанная структура является базовой и может расширяться (рис. 31).

Рис. 31. Структура экспертной системы

Обозначенные штриховой линией подсистемы моделирования внешнего мира, интерфейс с внешним миром, система датчиков – необходимы для экспертных систем реального времени для получения данных и их интерпретации. Экспертные системы могут накапливать опыт в виде прецедентов (уже разрешенных ситуаций), которые сохраняются в базе знаний и используются в дальнейшем.

Блок алгоритмических методов решения включает в себя все вычислительные операции и алгоритмы, реализуемые методами традиционного программирования, интегрированные в экспертную систему. Объединение в рамках экспертной системы методов традиционного программирования и искусственного интеллекта позволяет значительно повысить эффективность и качество принимаемых решений.

Специфика предметной области, для которой строится система, отображается описывается не только в базе знаний, но и в подсистеме «Контекст предметной области», которая позволяет более наглядно представить входную и выходную информацию в принятом для конкретной предметной области виде.

Современные информационные системы часто используют архитектуру клиент-сервер, позволяющую строить распределенные и сетевые приложения. При клиент-серверной архитектуре экспертной системы на стороне клиента находятся интерфейсы пользователя, эксперта, внешней среды и система датчиков. Остальные блоки располагаются на серверной стороне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: