Показатели затрат на технологические инновации

Показатели затрат на технологические инновации занимают цент­ральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономи­ческой значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития. Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности. В составе затрат на инновации статистика учитывает текущие и капитальные затраты. В зависимости от целей учета и анализа возможны два подхода к измерению затрат на инновации: расчет затрат на инновации, либо осуществляемые на предприятии в течении года, либо внедренные в течении года. Статистическое наблюдение обычно базируется на первом из этих вариантов.

    Для решения широкого круга аналитических задач в статистике используются группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной деятельности предприятий.

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются:

· затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;

· затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;

· затраты на приобретение беспатентных лицензий у сторонних предприятий;

· затраты на приобретение программных средств, связанные с осуществлением инноваций;

· затраты на производственные проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением, организацией производ­ства и начальным этапом выпуска новой продукции;

· затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологичес­ких инноваций;

· затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внед­рением технологических инноваций (работой по новым технологи­ям и на новом оборудовании);

· затраты на маркетинговые исследования по выпуску новых продук­тов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на создание сетей распространения инновационной продукции);

· капитальные вложения в приобретение машин и оборудования, про­чих основных фондов, связанных с внедрением технологических ин­новаций;

· прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).

Не менее важной является группировка затрат по типам инноваций, отражающая их целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в международной практике идентификация двух клас­сов инноваций — продуктовых и процессных.

Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий (с вы­делением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим фор­мам приобретения (передачи):

· патентные лицензии, права на патенты;

· результаты исследований и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);

· ноу-хау, соглашения на передачу технологий;

· покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология переда­ется в укомплектованном виде);

· покупка (продажа) предприятия либо его части;

· целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;

· вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;

· получение технологий в составе предоставленных инвестиций;

· лизинг;

· приобретение технологий через организацию совместных предпри­ятий и др.

Указанные показатели дополняются сведениями о совместных про­ектах по выполнению исследований и разработок, а также об источни­ках информации для осуществления инноваций. В числе последних рас­сматриваются внутренние источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики, потребители, конкуренты, науч­ные организации и т.п.) либо общедоступная информация (патентная, научно-техническая литература, конференции, выставки и иные рек­ламные мероприятия).

Глава 2. Изучение инновационной деятельности с помощью методов статистики
Глава 3.Современное состояние инновационной деятельности и пути ее совершенствования



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: