Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо

тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь различать

инновации. В изученной литературе приведен ряд классификаций инноваций.

Например, А.И. Пригожин [30] предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

1) по типу новшества:

- материально-технические (техника, технология, материалы);

- социальные;

- экономические;

- организационно-управленчекие;

- правовые;

- педагогические;

2) по инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые);

- комбинаторные (использование различных сочетаний);

- модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

3) по принципу отношения к своему предшественнику:

- замещающие (вместо устаревшего);

- отменяющие (исключают выполнение операций);

- возвратные (к предшественнику);

- открывающие (новые, аналогов нет);

4) по объему применения:

- точечные;

- системные (технологические, организационные и т.п.);

- стратегические (принципы управления, производства);

5) по эффективности (целям):

- эффективность производства;

- эффективность управления;

- улучшение условий труда и т.д.;

6) по социальным последствиям:

- вызывающие социальные издержки;

- новые виды монотонного труда;

- вредные условия и т. п.;

7) по особенностям механизма своего осуществления:

- единичные (на один объект);

- диффузные (на многие объекты);

- завершенные и незавершенные;

- успешные и неуспешные;

8) по особенностям инновационного процесса:

- внутриорганизационные;

- межорганизационные;

9) по источнику инициативы:

- прямой социальный заказ;

- в результате изобретения.

М. Хучек [39] предлагает классифицировать по 7 критериям:

1) оригинальность характера изменений:

- оригинальные (творческие);

- неоригинальные (подражающие);

2) степень сложности:

- несвязанные (мелкие усовершенствования);

- связанные (коллективный результат);

3) отрасль хозяйства:

- материализованные (твердые);

- нематериализованные (мягкие, управленческие);

4) степень новизны:

- новинки в мировом масштабе;

- новинки в стране или отрасли;

- новинки на предприятии;

5) радиус действия:

- внедренные вне предприятия;

- внедренные на предприятии;

6) социально психологические условия внедрения:

- рефлекторно осознаваемые;

- внедренные без длительного обдумывания;

- запланированные;

- внеплановые;

7) сфера применения:

- технические и технологические;

- организационные и экономические;

- общественные (внепроизводственные).

Классификация инноваций по академику Яковцу Ю.В.:[14,с.12] представлена на рис.

К различным инновациям требуются разные подходы к их осуществлению и государственному регулированию.

«Основными критериями классификации инноваций должны быть следующие:

1. комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

2. возможность количественного (качественного) определения критерия;

3. научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

С учетом приведенных критериев предлагается следующая классификация инноваций [13. c.31-35] представленная на рис.

 

 

 

 

Рис. Классификация инноваций данная академиком Яковцом Ю.В.

 

 

Признак классификации Виды инноваций Схема классификации
1. Уровень новизны инноваций 1.1. радикальные (внедрение изобретений, открытий, патентов) 1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.)  
Т - товар

2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество 2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2. То же НИОКР 2.3. Организационно-технологическая подготовка производства 2.4. Производство (включая тактический маркетинг) 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем
3. Масштаб новизны инновации 3.1. Инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2. Новые в стране 3.3. Новые в отрасли 3.4. Новые для фирмы  
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация 4.1. Новшества и инновации, созданные в сфере науки 4.2. ……в сфере образования 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)
5. Сфера применения инновации 5.1. Инновация для внутреннего применения (внутри фирмы) 5.2. Новшества для накопления на фирме 5.3. Новшества, в основном для продажи  
6. Частота применения инновации 6.1. Разовые 6.2. Повторяющиеся (диффузия)  
7. Форма новшества – основы инновации 7.1. Открытия, изобретения, патенты 7.2. Рационализаторские предложения 7.3. Ноу-хау 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.  
8. Вид эффекта полученного в результате внедрения инновации 8.1. Научно-технический 8.2. Социальный 8.3. экологический 8.4. Экономический (коммерческий) 8.5. Интегральный  
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация 9.1. Подсистема научного сопровождения 9.2. Целевая подсистема 9.3. Обеспечивающая подсистема 9.4. управляемая подсистема 9.5. Управляющая подсистема  

Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупнённым (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупнённом кодировании код инновации будет иметь 9 цифр:

 

Места для цифр кода инновации Признак классификации инновации

    Подсистема системы менеджмента
  Вид эффекта  
  Форма новшества – основа инновации  
    Частота применения инновации  
    Сфера применения инновации
  Отрасль народного хозяйства - инноватор
  Масштаб новизны цикла товара
  Стадия жизненного цикла товара

Схема кодирования инновации

 

Пример кода инновации: 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например: первая цифра означает – радикальное новшество; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество мирового уровня; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента.

Другой пример инновации: 244411544. Это ординарная инновация, внедренная в производстве, новая для фирмы, промышленная, внутреннего применения, разовая, рационализирующая производственный процесс, дающая экономический эффект, относящаяся к управляющей подсистеме системы инновационного менеджмента.

Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации.

Кодирование инновации позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: