Пути совершенствования инновационной деятельности в России

 

 

Предпринимательский сектор отечественной экономики в настоящее время развит недостаточно. Имеется несовершенный рынок с достаточно высокой степенью монополизма и слабой интеграцией в мировое хозяйство.
Центральная роль в будущем процветании общества принадлежит инновациям, повышающим производительность труда и вложенного капитала. Развитие инноваций осуществляется в условиях накопления новых знаний, создания и продуктивного использования новых технологий. Несмотря на то, что Россия располагает многими современными технологиями, имеет мощную базу фундаментальной науки и политехнического образования, для осуществления качественных социально-экономических преобразований необходимо создание новых знаний, новых эффективных технологий и развитие образования.

Инвестиции в новые предпринимательские инициативы в западных странах осуществляются в настоящее время в условиях либерализации финансовых рынков и развития многообразных венчурных механизмов привлечения финансовых ресурсов. Современная система венчурного финансирования создает условия для тесной связи предпринимателя с фондовыми рынками. Отсутствие же эффективного, высоко капитализированного фондового рынка, а также неразвитость отечественной кредитной системы не только тормозят межотраслевой перелив капитала и замедляют рост инвестиций, но и являются фактором, блокирующим развитие инноваций.

Таким образом, в настоящее время многие отечественные предприятия являются неконкурентоспособными на мировом рынке, все более ориентирующемся на новую экономику. Сегодня жизненно важным является переход страны от факторной стадии конкурентного развития к инвестиционной стадии, совмещенной с инновационной стадией. Этот переход вполне оправдан, так как переход к одной лишь стадии развития на основе инвестиций, вялый процесс которого наблюдается в настоящее время в России, характеризуется капитальными вложениями не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, а в их простое воспроизводство. В российской экономике сегодня технический уровень подавляющей массы основных фондов значительно отстает от мирового, и тратить средства на их воспроизводство – значит, консервировать техническое отставание регионов и России в целом.[35,с.21]. Приоритет должен быть отдан развитию на основе активизации инновационной деятельности в базовых наукоемких отраслях народного хозяйства. Факторы производства и инвестиции являются не целью, а средством научно обоснованной инновационной деятельности, обеспечивающей подъем технико-экономического развития страны и повышение качества жизни населения.

Представляется, что основной предпосылкой для развития инновационной деятельности в отечественном предпринимательстве является необходимость объединения под единым управлением инновационной и инвестиционной функций. Устранение многократных издержек, возникающих обычно из-за разделенности функций инноваций и инвестиций и подчиненности их разным руководителям, обеспечивает ускорение процесса создания объекта инновации. Инвестиционный процесс, являющийся отражением общего состояния экономики, определяет динамику ее развития и формирует основы успешного функционирования в будущем. Резкое падение инвестиционной активности в последнее время привело к снижению производственного потенциала страны. Одной из основных причин этого явилось отсутствие необходимого взаимодействия между федеральным, региональным уровнями управления и предприятиями, являющимися наиболее активными субъектами рынка. Анализ объективных предпосылок активизации инвестиционного процесса показывает, что в последние годы в стране наблюдаются позитивные сдвиги в экономике, создающие условия для повышения эффективности инвестирования. Вместе с тем, центр тяжести экономических реформ переносится с федерального уровня управления на региональный уровень. Тенденции развития именно территориальных образований определяют способность страны выйти из кризиса и осуществить качественные социально-экономические преобразования. Инновационный подход в формировании эффективного механизма управления инвестиционным процессом в регионе может быть реализован в условиях структурно-функциональных преобразований в экономике регионов. Инновационный процесс неоднороден и имеет отличительные особенности в различных сферах деятельности. Инновационная деятельность – это не просто создание и применение новых технологий, а, прежде всего, целенаправленное формирование и воспроизводство инвестиционного потенциала региона. Процесс развития на инновационной основе не только объективно необходим, но и реально возможен.

Закономерным и объективным процессом реализации экономических преобразований и формирования в России цивилизованной социально ориентированной экономики является развитие предпринимательства. Оно не только инновационно по своей сути, но и постоянно воспроизводит инновационную направленность деятельности и все необходимые для этого условия. Именно инновации позволяют получать экономические результаты, приводящие к инвестициям и интенсивному росту качества жизни населения.
В настоящее время все отчетливее видно, что важнейшее место в развитии отечественного предпринимательства занимает региональная инновационно-инвестиционная политика.

Ключевые проблемы инновационной и инвестиционной политики на уровне государства не обделены вниманием научной литературы, но при этом часто в стороне остается изучение теории и опыта формирования эффективной инновационной и инвестиционной политики на уровне регионов и городов. Из-за этого порой наблюдается поверхностный взгляд на отдельные экономические категории и происходящие в регионах процессы, недостаточная скоординированность и последовательность принятия тесно взаимосвязанных между собой инновационных и инвестиционных решений.
Неотработан механизм системы региональных льгот. Такие льготы предоставляются в настоящее время, в основном, по ряду налогов. Региональная инновационно-инвестиционная политика имеет определенные рычаги воздействия на активность своей инновационной и инвестиционной сферы. Опыт различных регионов нуждается в тщательном изучении.

Эффективная региональная инновационно-инвестиционная политика должна удовлетворять следующим основным принципиальным требованиям:

- совершенствовать законодательное обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности;

- осуществлять концентрацию инновационно-инвестиционной политики на стратегических направлениях региональных программ;

- организовывать взаимодействие с предприятиями региона с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств;

- осуществлять постоянный мониторинг положительных и отрицательных сторон развития в регионе и др. [35,с.21].

В настоящее время особо важное внимание уделяется оценке эффективности инноваций и инвестиций. Такая оценка осуществляется в рамках инновационно-инвестиционных проектов. При их разработке и оценке эффективности обязательно учитывается, что инновационные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. В их структуре доля заемных средств, как правило, велика, в том числе за счет привлечения банковских кредитов и источников целевого финансирования по программам развития перспективных областей науки и техники. Возмещение затрат на начальном этапе использования инвестиций может быть и незначительным. Однако инновационные инвестиции оказывают существенное влияние на конкурентную стратегию и ценовую политику предприятия, позволяя производить принципиально новые виды товаров.

Итак, инновационные инвестиции формируются как за счет собственных, так и заемных источников финансирования, причем для финансирования инноваций предприятия крайне нуждаются в привлечении значительного объема заемных ресурсов. Методология управления инвестиционным процессом в условиях переходной российской экономики развивалась в направлении совершенствования методов оценки инвестиционных проектов на основе зарубежных методических разработок, а вопросы выбора проектов и формирования бюджета капитальных вложений предприятий практически не рассматривались. Поэтому управление инновационно-инвестиционным процессом в настоящее время необходимо рассматривать как деятельность, направленную, в первую очередь, на создание инноваций разных типов, на обеспечение наиболее эффективного вложения финансовых средств в инновационные инвестиции и получения ожидаемых результатов. Эффективное управление инновационно-инвестиционным процессом предполагает разработку, принятие и реализацию обоснованных управленческих решений по выбору эффективных инновационно-инвестиционных проектов.

В качестве критерия эффективности капитальных вложений выступает конкурентоспособность продукции и услуг, производимых в регионе. На современном этапе экономического развития инновационный фактор повышения конкурентоспособности усиливает свою значимость, поскольку предполагает повышение конкурентоспособности продукции и услуг их производителей на базе освоения новой техники и технологии.

Инновационная направленность требует формирования и развития венчурной системы финансирования в регионе. Это делает необходимым разработку нормативно-правовой базы в этой сфере, в том числе развитие научных центров, производственного комплекса региона как ключевой составляющей инновационного процесса в инвестиционной сфере. Неотъемлемым элементом разрабатываемого механизма замещения венчурного капитала инвестиционным является привлечение предприятиями, использующими инновационные разработки, заемных средств, в первую очередь, за счет целевого кредитования инвестиционными и инновационными коммерческими банками промышленного освоения перспективных научно-технических разработок. В рамках системы финансирования инновационно-инвестиционных процессов особое значение имеет формирование и развитие лизингового сектора экономики региона, а также других новых форм финансирования и кредитования.

В настоящее время отечественная наука не решила многих методологических вопросов организации и управления инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве. Объективные причины, вызванные необходимостью перехода на инновационный путь развития, требуют комплексного решения проблем эффективного взаимодействия научно-технических, экономических и социальных факторов в инновационно-инвестиционном процессе. Кроме проблем в методологии и управлении инновационно-инвестиционным процессом существуют проблемы законодательного обеспечения.

Активные нововведения обеспечивают и конкурентоспособность, и высокую доходность бизнеса. Необходим политический акцент со стороны государства на поддержку и стимулирование инновационного процесса.
Законопроект РФ “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” существует с 1995 года, уже претерпел ряд изменений, возникших в результате его обсуждений, но так и не был принят по сей день. Рядом субъектов РФ, например, Томской, Саратовской и Тверской областями, предпринимались попытки принятия аналогичного документа на региональном уровне. Однако это лишь единичные акции, и утверждать о реализации инновационной политики на территории страны пока преждевременно.

Логика построения концепции любого закона выглядит таким образом, что на первых этапах ее разработки определяются сфера действия, объекты и субъекты правоотношений. Иными словами, для каждого закона устанавливаются своя правовая и экономическая среда (включающая взаимодействие законодательных актов по обеспечению данного вида деятельности, а также набор конкретных объектов и круг субъектов – получателей устанавливаемых и регулируемых законом прав), являющаяся основой для разработки конкретных механизмов, посредством которых будет впоследствии реализовываться государственная политика. Значение конкретизации такой среды огромно, т.к. это позволяет сконцентрировать административные, материальные, финансовые и другие ресурсы на нужном направлении и избежать их распыления. В то же время потенциальный (и тем более, реальный) участник регулируемого процесса сможет найти свое место в иерархии правоотношений, а следовательно, и свои преимущества при наращивании активности в данной сфере.[16,с.1].

Поскольку любая инновация – вид предпринимательской деятельности, то на государственном уровне правильнее ставить вопрос не о контроле над инновационным процессом, а о создании благоприятного климата для его активизации.

Фаза научных разработок предполагает государственную поддержку в форме прямого выделения бюджетных ресурсов для выполнения научных исследований и косвенного финансирования в виде предоставление налоговых льгот научным организациям и организациям – заказчикам НИР. Такая поддержка научной деятельности установлена в РФ Налоговым кодексом, Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”, а также законодательными актами субъектов РФ - например, на территории области действует закон от 20.04.95 г. №17-ОЗ “О научной деятельности и региональной научно-технической политике”.

Согласно указанным законам, в федеральном и региональных бюджетах отдельной строкой ежегодно определяются средства, направляемые на научные исследования, которые расходуются на содержание научных организаций и реализацию научных и инновационных программ и проектов.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено освобождение от НДС и налога на прибыль целевых поступлений на научно-исследовательские работы (в том числе займы и кредиты под такую деятельность). В состав затрат включаются средства, направляемые на подготовку и освоение (в т.ч. авторский надзор) новых производств, а также совершенствование существующей технологии производства; затраты на НИОКР также разрешено относить на себестоимость (полностью – для успешно завершенных научных исследований, частично – в случае получения отрицательного результата). Для хозяйствующих субъектов указанные меры налогового законодательства являются существенной льготой при налогообложении, а также важны для механизма ценообразования.

Вместе с тем, существует определенная несбалансированность в действующем законодательстве. Например, не санкционировано Налоговым кодексом продекларированное федеральным законом создание коммерческими организациями внебюджетных отраслевых фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок за счет относимых на себестоимость отчислений. Это препятствует формированию таких фондов, которые могут стать мощным источником внебюджетных ресурсов инновационного процесса.

В условиях отсутствия региональных законов о государственной политике в сфере охраны объектов промышленной собственности не разработана целостная система экономических и правовых механизмов регулирования процесса коммерциализации законченных НИОКР, не сформирована эффективная инфраструктура, способствующая решению на региональном уровне проблем охраны интеллектуальной собственности в процессе трансферта наукоемких технологий, не определены приоритеты развития региональных научных и промышленных комплексов, позволяющих активно вовлекать в хозяйственный оборот местные технологические и интеллектуальные ресурсы.

Законодательством на федеральном и региональном уровнях деятельности в фазе организации промышленного освоения обеспечена лишь частично в сфере малого предпринимательства (например, Федеральным законом от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, соответствующим законом Калужской области от 19.12.1997 г. № 90-ОЗ) и инвестиционной политики (законом РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, законом Калужской области от 31.05.1999 г. № 59-ОЗ “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Калужской  области”). В соответствии с данными законодательными актами разрешена передача на льготных условиях субъектам малого предпринимательства результатов НИОКР; Налоговым кодексом установлены нормы отнесения на себестоимость платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, ускоренной амортизации и учета нематериальных активов, что, несомненно, облегчает доступ к инновационном ресурсам.

Однако ни одна из перечисленных юридически обустроенных сфер экономики и государственной политики не содержит акцента на приоритетах инноваций и наукоемкого производства, которые, являясь наиболее рискованной сферой деятельности экономики, требуют особого внимания со стороны государства. Для инновационных фирм и предприятий в научно-технической сфере, например, не предусмотрена особая позиция при расчете платежей за пользование государственным или муниципальным имуществом.
 Из вышесказанного следует, что инновационный процесс в РФ законодательно обеспечен в той или иной мере. Фазы научных исследований и распространения инноваций требуют лишь приведения в соответствие между собой законов и подзаконных актов, а вот фаза организации промышленного освоения нуждается, помимо совершенствования действующей правовой базы, в разработке специального закона.

Меры стимулирования инновационной деятельности описаны таким образом, что неясно правовое поле вопросов собственности на объекты, являющиеся предметом так называемых инновационных договоров. Возможно, для защиты своих инвестиций и обеспечения их эффективности органы государственной власти должны стать временно (например, на период реализации проектов) сособственниками таких объектов. При этом важно разработать экономические и правовые механизмы использования государством своего права собственника, что особенно характерно для случаев, когда объект прав относится к “сферам интересов” государства.
Что касается источников прямого финансирования инновационной деятельности, то представляется малообоснованной заложенная в законопроекте величина 0,5% расходной части бюджета, особенно если учесть, что объем финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку научной деятельности из областного бюджета, установлен соответствующим действующим законом на уровне 1,5% от той же базы. По данным мировой статистики, затраты в процессе “научная разработка – промышленное освоение” находятся в соотношении 1:10, а в случае реализации рассматриваемого законопроекта соотношение приобретет вид 3:1, что вряд ли будет способствовать активизации инновационной деятельности промышленных компаний.

В условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов из бюджетных источников эффективнее было бы не вводить новый источник, а перенаправить на стимулирование инновационной деятельности часть средств уже определенных бюджетных источников: фонда поддержки науки, фонда развития промышленности и фонда поддержки малого предпринимательства, но, в первую очередь, предусмотреть переориентацию на указанные цели бюджета развития области. Данные источники являются финансовыми инструментами развития составных частей инновационного процесса - научных организаций, малых и крупных промышленных компаний.

В случае формировании венчурных фондов с участием бюджетных средств, что рассматриваемым законопроектом не предусматривается, но было бы целесообразно, следует разработать механизмы вывода государственного имущества из инновационного проекта, позволяющие увязать специфику венчурного финансирования с особенностями действующих Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Инновационной деятельности сегодня действительно необходима серьезная государственная поддержка, предоставляемая, прежде всего, товаропроизводителю и финансовому институту, а уже затем разработчику технологии. Такая поддержка может быть выражена, например, в некотором ограничении ввоза тех товаров, которые можно производить на местном уровне, в регулировании, в первую очередь, импорта наукоемкой продукции и в развитии системы организации поставок продукции для государственных нужд. Законодательно важно сделать акцент на особом отношении к местным научным разработкам, иначе наш мощный научно-образовательный комплекс оказывается не у дел. Финансовые механизмы такой поддержки могут быть построены на базе специализированных инновационных фондов и обособленного сектора страховых услуг.

Пока же в условиях правового дефицита в сфере инновационной деятельности, когда на государственном уровне еще не решен вопрос, что и как поддерживать, проблемы стимулирования процесса промышленного освоения результатов научных исследований решаются разработкой и реализацией региональных и межведомственных программ.

Крайне важно, чтобы в обществе сформировалась инновационная культура. Создание специализированных инновационных Институтов, готовящих специалистов для инновационного производства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимо привлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно как в творческом, так ив материальном плане. Даже страны Западной Европы, имеющие развитые рыночные структуры и финансовые средства, сталкиваясь с инновационным застоем, ищут пути его преодоления.

Только воздействие на культурную среду через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организацию профессионального обучения позволит российской экономике реально перейти на инновационный путь развития.

Вопрос о том, быть или не быть России передовой в научно-технологическом отношении державой, безусловно, относится к разряду наиважнейших, важные для будущего страны решения должно принимать только государство.

Остается актуальной проблема нехватки у государства финансовых ресурсов, при этом вопрос об активизации инновационной деятельности как о действительном приоритете современной государственной политики также может быть решен только на государственном уровне.

Значительные финансовые ресурсы в России имеются у частного капитала и крупного промышленного бизнеса, однако у них не воспитан вкус к инновациям. Подтолкнуть их к инвестированию инноваций – тоже прерогатива государства.

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что только взвешенная политика со стороны государства в поддержку научной и инновационной деятельности сегодня способна предотвратить реальную угрозу превращения России в заурядную страну с сырьевой ориентацией экономики.

Активизация государственной инновационной политики в РФ предполагает осуществление комплекса мер по таким направлениям, как создание нормативно-правовой базы, финансово-экономическое, организационное и инфраструктурное обеспечение инновационного развития. Государственный протекционизм по отношению к науке, технологическим и иным инновациям, инновационному предпринимательству и другим субъектам инновационной деятельности должен стать нормой и обязательным компонентом проводимой в регионах социально-экономической политики, включая финансово-инвестиционную, кредитную, налоговую, амортизационную, лизинговую.

 

 








Список литературы

1. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. №6. С. 44-51.

2. Абалкин Л. Нужна политическая воля // Инновации. 2003. №5.

3. Балацкий Е, Лапин В. Инновационный сектор промышленности// Экономист. 2004. №1. С. 20-33.

4. Бабешко В.А., Темердашев З.А., Ратнер С.В. Вовлечение творческой молодежи в инновационную деятельность // Инновации. 2003. №8.

5. Бочаров А.В. Шмелев Ю.М. Гос. инновационная политика – формирование национальной инновационной системы // Инновации. 2003. №2.

6. Бердашкевич А.П., Сафаралиев Г.К. О формах поддержки инновационной деятельности в РФ // Инновации. 2003. №2.

7. Бекетов Н.В. Проблемы формирования государственной инновационной политики в области охраны интеллектуальной собственности // Инновации. 2003. №8.

8. Волынкина М. В. Проблемы методологического и законодательного обеспечения развития территорий с высокой концентрацией НТ и промышленного потенциала // Инновации. 2003. №9. С. 11-14.

9. Горфинкель В., Швандар В. Инновационные коммуникации и формы их организации// Экономист. 2002. №10. С. 17-24.

10. Голиченко О.Г. НИС России и основные направления ее развития // Инновации. 2003. №6.

11. Гохберг Л., Кузнецова М. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. 2002. №2. С. 50-59.

12. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке. // Инновации. 2003. №1.

13. Инновационный менеджмент: Учеб. / Под ред. Р.А. Фатхутдинова и Л.А. Сивкова. Москва: 2000. 624с.

14. Инновационный менеджмент: Учеб. / Под ред. Ю.П. Морозова, А.И. Гаврилова и А.Г. Городнова. Москва: 2003. 471с.

15. Ишаев В.И. Стратегия развития государства на период до 2010 года//Российский экономический журнал.2001.№1.С.3-37.

16. Житенко Е.Д. Оценка состояния законодательства РФ, регулирующего инновационную деятельность// Инновации. 2003. №2. С. 1.

17. Завлин П.Н. Некоторые проблемы инновационного развития // Инновации. 2003. №5. С. 8.

18. Коростышевская Е.М. Регионализация инновационных процессов в современной России как фактор экономического роста // Инновации. 2003. №9. С. 15-19.

19. Козлов В.В. Иванов В.В. Интеграция Российской академии наук в национальную инновационную систему // Инновации. 2003. №4.

20. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России В мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. №6. С. 36-49.

21. Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом // Инновации. 2003. №4.

22. Лехова Г.Б., Салюлева О.Б., Ахметова Д.Р. Российские инновационные предприятия: история развития, успехи, проблемы // Инновации. 2003. №7.

23. Логинов В. Обновление основного капитала // Экономист. 2002. №3 С. 3-10.

24. Мазур Е.П., Смирнов Я.В. Инновационная корпоративная культура и факторы организационно-управленческой эффективности // Инновации. 2003. №1.

25. Маевский В., Кузык Б. Условия развития высокотехнологичного комплекса // Вопросы экономики. 2003. №2. С. 26-39.

26. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики. 2005. №3. С. 4-22.

27. //Наука и промышленность России, № 1, январь 2006 г

28. Насиковский И.А. Россия должна быть и будет неоиндустриальной// Экономист. 2003. №12. С. 30-49.

29. Первая окружная конференция «Активная государственная инновационная политика – основа экономического возрождения России»: Материалы. Екатеринбург: АМБ,2001. 188с.

30. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.:Политиздат, 1999.

31. Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса //Экономист.2003.№9.С.53-65.

32. Румянцев А. Возможности инновационного развития в регионе// Экономист. 2004. №1. С. 34-39.

33. Сидунова Г.И. Инновационная политика региона как объект управления // Инновации. 2006. №9. С. 21-23.

34. Семенов В.П. Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом // Инновации. 2003. №8.

35. Татаркин А.И., Суховей А.Ф., Волынкина М.В. Инновационные процессы в УрФО: угрозы, возможности и перспективы развития // Инновации. 2005. №8.

36. Фридлянов В.Н. Развитие промышленности как основы НИС // Инновации. 2003. №2.

37. Филиппов В.М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки – приоритетное направление политики Министерства образования Р.Ф. // Инновации. 2006. №1.

38. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.:Луч,1992.

39. //Человек и труд. 2000.№ 4.

40. Яковец Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист. 2004. №5. С. 3-11.

41. Яковец Ю. Инновационность инвестиций: новый объект экспертизы // Инновации. 2005. №7.

42. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ

43. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: