Цель – знакомство с типами повреждений растений, которые наносят насекомые и клещи.
Задания
1. Соберите в лесу листья с погрызами и «скелетированием».
2. Соберите листья и побеги деревьев и кустарников с галлами.
3. Соберите листья с внутренними ходами внутри – минами.
4. Соберите листья с гофрированной поверхностью от пососов – повреждений листьев сосущими насекомыми.
5. Найдите листья, скрученные гусеницами листоверток и жуков трубковертов.
6. Собранный материал засушите в гербарной сетке, а затем сделайте альбом с повреждениями растений насекомыми и подпишите название вредителей.
7. Обобщите полученные результаты: 1) определите, какие повреждения растительности наблюдаются в обследованном лесу; 2) установите, каких повреждений больше: нанесенных вредителями с грызущим или сосущим ротовым аппаратом; 3) оцените состояние леса по зараженности первичными вредителями.
Тема 3.(8) Вторичные вредители леса, повреждающие стволы и корни деревьев
Цель – знакомство с наиболее опасными вторичными вредителями леса, повреждающими стволы и корни деревьев.
|
|
Задания
1. Обследуйте лес и найдите засыхающие деревья, поваленные стволы и пни. Определите среднее число поврежденных деревьев на 10 стволов.
2. Соберите образцы коры и древесины, проточенные ходами вредных насекомых. Определите вредителей по собранным живым экземплярам и по типу повреждения коры. Сделайте коллекцию повреждений коры деревьев, снабдив ее этикетками.
3. Соберите насекомых, обитающих под корой засыхающих деревьев, определите их до семейства или вида, сделайте коллекцию.
4. Прочитайте литературу о биологии найденных вредителей и включите эти данные в свой отчет.
5. Оцените зараженность леса опасными вредителями деревьев.
Тема 4.(9) Хищные насекомые и паукообразные, обитающие в лесу, и их роль в уничтожении вредителей
Цель – знакомство с основными группами хищных насекомых, охраняющих лес от вредителей: муравьями, жужелицами, стафилинидами и пауками.
Задания
1. Соберите коллекцию хищных жуков на ватных матрасиках, определите и подсчитайте число видов.
2. Соберите пауков в фиксирующую жидкость, подсчитайте число их видов.
3. Соберите разные виды муравьев в лесу, определите их и сделайте коллекцию.
4. Прочитайте литературу о хищных жуках и пауках, обитающих в лесу, и включите эти данные в свой отчет.
Тема 5.(10) Рыжие мелкие муравьи – санитары леса
Цель – изучение особенностей биологии рыжего лесного муравья и оценка его положительной роли в истреблении вредителей леса.
Задания
1. Выберите крупный муравейник рыжего лесного муравья и нарисуйте план его гнездовой территории: основное гнездо, расположение муравьиных дорог, связь с дочерними гнездами.
|
|
2. Понаблюдайте, какую добычу несут муравьи в муравейник. Запишите набор пищевых объектов и подсчитайте, сколько пищи они проносят по одной тропе за каждые 15 минут (в среднем).
3. Рассчитайте, сколько насекомых истребляет данная семья муравьев за 1 час и за все светлое время суток.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРЕСНОВОДНОЙ ФАУНЫ
Тема 1.(11) Фауна пресноводных моллюсков
Цель – знакомство с биоразнообразием моллюсков, обитающих в пресных водах.
Задания
1. Соберите раковины двустворчатых моллюсков на берегу реки или найдите живых двустворчатых, зарывшихся в песок на небольшой глубине в прозрачной реке. Определите их по определителю и сделайте коллекцию из пустых ракушек двустворчатых (беззубок, перловиц, шаровок, горошинок).
2. Отловите в стоячих водоемах и в реке брюхоногих моллюсков со спирально закрученной раковиной (лужанки, прудовики, катушки и др.). Это могут быть живые моллюски или их пустые раковины. Лучше взять пустые раковины, определить по ним названия моллюсков и сделать коллекцию.
3. Прочитайте литературу о биологии этих моллюсков и напишите очерк о фауне и биологии моллюсков пресных вод района ваших исследований.
Тема 2.(12) Биология большого прудовика
Цель – знакомство с биологией водного брюхоногого моллюска на примере большого прудовика.
Задания
1. В большой стеклянной банке соорудите аквариум6 насыпьте на дно банки песок, разместите водные растения, налейте воду из водоема и поместите туда живых прудовиков.
2. Понаблюдайте за ползанием прудовика по стеклу, за его питанием растениями. Обратите внимание, как всплывает прудовик к поверхности воды и набирает воздух через дыхательное отверстие над краем раковины с правой стороны.
3. Если наблюдения будут продолжительными, то можно понаблюдать за спариванием прудовиков и за откладкой яиц в форме студенистого шнура. Через некоторое время из икры вылупятся молодые прудовики.
4. Ведите дневник и записывайте сроки развития прудовика и особенности их поведения.
5. Результаты наблюдений за жизнью прудовика в аквариуме нужно написать в форме отчета, с количественными данными о его питании (как часто и сколько он ест, какие растения он предпочитает), как часто он поднимается к поверхности для обновления запаса воздуха в легком, какова его плодовитость.