Финансирование из бюджетов развития и целевых фондов государственной поддержки предпринимательства

В поисках путей преодоления современного кризиса российской экономики, в том числе в инвестиционной сфере, многие субъекты федерации с 1998 г. формируют и утверждают бюджеты развития. Размер и содержание этих бюджетов определяются наличием научно обоснованных инвестиционных проектов с доказанной высокой социально-экономической эффективностью реализации региональных интересов, а также параметрами и динамикой производимого в регионе валового регионального продукта.

Финансирование инвестиций из средств различных фондов поддержки предпринимательства, в том числе зарубежных, имеет в России свою историю. Первоначально это обеспечивалось преимущественно Государственным фондом поддержки малого предпринимательства, формировавшимся за счет 50-процентного отчисления специального налога. Наряду с центральным разветвленная сеть таковых фондов (краевых, областных, республиканских, городских) была создана и сейчас существует во всех субъектах федерации. Для получения финансовой поддержки в виде льготных кредитов, ссуд инициаторы инвестиционных проектов предоставляют на рассмотрение руководства и кредитного совета фондов пакет необходимых юридических (заявка-обоснование, регистрационное свидетельство компании), финансово-экономических (банковская справка, справка из налоговой инспекции) документов, главным из которых является бизнес-план.

Положительный опыт подобной финансовой поддержки инвестиций накоплен в Москве, Зеленограде, Нижнем Новгороде, где созданы залоговые фонды, лизинговые центры, другие формы, что в совокупности позволило реализовать целую систему высокоэффективных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

 Долгосрочное финансирование посредством эмиссии ценных бумаг

В странах со стабильно развивающейся экономикой широко распространен метод мобилизации средств для инвестирования посредством эмиссии ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках.

При открытом размещении ценные бумаги продают сотням, а зачастую и тысячам инвесторов по формализованным контрактам под контролем федеральных и муниципальных органов. Частное размещение, напротив, происходит среди ограниченного круга инвесторов и регулируется гораздо меньшим числом предписаний.

Когда компания выпускает ценные бумаги в расчете на массового инвестора, она, как правило, пользуется услугами инвестиционной компании, поскольку не имеет достаточного опыта и соответствующих специалистов. Основная функция инвестиционной компании заключается в приобретении у реципиента ценных бумаг и последующей перепродаже их инвесторам. За проведение этих операций инвестиционная компания получает разницу между ценой, по которой она приобрела бумаги, и ценой, по которой она продала их инвесторам. Так как для инвестиционных компаний покупка у фирм ценных бумаг и продажа их инвесторам – основной вид деятельности, цена предоставляемых ими услуг ниже, чем у других институциональных инвесторов.

Существует два способа открытого размещения ценных бумаг компании - это традиционный андеррайтинг и резервная регистрация.

Андеррайтинг – способ размещения ценных бумаг, когда инвестиционная компания или их группа берут на себя бремя риска, связанного с реализацией ценных бумаг, оплачивая эмитенту всю стоимость выпуска. Бумаги размещает непосредственно андеррайтер (гарант) выпуска. В момент оплаты реципиент освобождается от риска, связанного с трудностями реализации бумаг. Если размещение выпуска идет плохо из-за того, что цены бумаг завышены, убытки несет уже не эмитент, а гарант.

Традиционный андеррайтинг может осуществляться как на базе конкурентного размещения, так и на договорной основе. При конкурентном размещении компания-эмитент определяет почтовую дату поступления предложений от различных инвестиционных компаний. Инвестиционная компания или их группа, чьи условия наилучшим образом удовлетворяют требованиям эмитента, получают право на размещение выпуска.

При выпуске на договорной основе компания-эмитент выбирает инвестиционную компанию, а затем оговаривает с ней детали будущего соглашения. Они совместно устанавливают стоимость ценной бумаги и срок ее погашения. Инвестиционная компания в зависимости от объема сделки может привлечь к участию в ней другие компании при соответствующем распределении риска.

Иногда компания-андеррайтер выпуска после его размещения создает для новых бумаг вторичный рынок. С точки зрения инвесторов при первом публичном размещении новых бумаг создание вторичного рынка очень важно. В процессе создания рынка гарант контролирует число обращающихся бумаг, проводит котировки цен предложения и спроса на них и всегда готов к тому, чтобы купить и продать бумаги по этим ценам.

При наличии вторичного рынка, на котором можно свободно купить или продать новую бумагу, последняя становится намного более привлекательной для инвестора, поскольку она в этом случае ликвидна; в конечном счете, это повышает эффективность размещения бумаги.

Резервная регистрация – это такое размещение ценных бумаг, когда компания на основании одного документа о регистрации ценных бумаг имеет право на их следующие выпуски. Это позволяет сократить процедуру регистрации. Выход компании на фондовый рынок с новым выпуском ее ценных бумаг становится вопросом нескольких дней, а сами выпуски могут быть невелики по объему. В результате компания достигает значительной гибкости в получении внешнего финансирования. Это доступно главным образом для крупных корпораций, акции которых котируются на фондовых биржах.

Вместо того чтобы распространять очередной выпуск своих ценных бумаг среди новых инвесторов, многие корпорации сначала предлагают приобрести эти бумаги своим акционерам посредством привилегированной подписки. Такое размещение называют еще приобретением бумаг на льготных условиях. Часто согласно уставу корпорации требуется, чтобы новый выпуск обыкновенных акций или ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, предлагался в первую очередь акционерам, поскольку они обладают преимущественным правом на покупку новых ценных бумаг. Когда корпорация предлагает акционерам свои акции по привилегированной подписке, она рассылает им сертификаты на каждую из акций, которыми они владеют. Если имеет место эмиссия обыкновенных акций, эти сертификаты дают акционерам право на приобретение дополнительных акций согласно условиям их размещения, которые определяют количество сертификатов, необходимых для подписки на одну новую акцию, стоимость подписки и срок окончания действия предложения. Рыночная стоимость сертификатов зависит от текущей рыночной стоимости акций, стоимости подписки и числа свидетельств, необходимых для покупки новых акций.

Предлагая акции в первую очередь своим акционерам, компания-эмитент подключает к размещению выпуска инвесторов, которые уже имеют опыт осуществления подобных операций. Как следствие, повышается вероятность успешного размещения выпуска. Основным инструментом реализации акций является льготная цена, по которой их приобретают акционеры компаний, тогда как при открытом размещении основным инструментом реализации служит привлечение к размещению акций инвестиционного института. Затраты на размещение в первом случае ниже, чем во втором, поскольку здесь отсутствует гарантия полного размещения выпуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: