Модуль 3. Основы реализации инвестиционных проектов

Глава 3.1. Основы бизнес - планирования

3.1.1. Сущность стратегического планирования

3.1.2. Структура бизнес-плана

3.1.3. Информационные технологии в бизнес - планировании

Сущность стратегического планирования

 

Важнейшей задачей для любого бизнеса является разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Каждое предприятие, начиная свою деятельность, обязано чётко представить потребность и перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитать эффективность использования имеющихся средств в процесс работы фирмы.

В настоящее время в Росси бурно протекает процесс совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и иностранных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённые периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

ü определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

ü сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

ü выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по созданию и реализации этих товаров;

ü выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

ü определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

ü оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

ü предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный план даёт перспективу развития фирмы, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесёт ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

ü Подготовка заявок уже существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

ü Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

ü Открытие нового дела, определения профиля будущей фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности;

ü Перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

ü Составление проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных фирм;

ü Выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Важнейшими характеристиками бизнес-плана являются:

ü чёткая структура материала и его наглядность;

ü простота его изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров;

ü обоснованность и достоверность использованной информации;

ü разумное дозирование при изложении технологии делового предложения;

ü объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане;

ü точность финансовых расчётов.

В настоящее время в России первоочерёдной целью бизнес-планирования является привлечение потенциальных инвесторов и партнёров для участия в проекте.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Третий шаг к созданию бизнес-плана – это точное определение целевой аудитории – будут ли это только внутренние участники или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами – будущие акционеры, коммерческие банки, владельцы венчурного капитала.

Определение целевых читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

После этого можно перейти к следующему, четвёртому шагу – установление общей структуры создаваемого документа.

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники – работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании – непосредственная разработка бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап. Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

ü неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта;

ü отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации (ведь планирование – это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);

ü неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от её уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть выпущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов.

 

Структура и содержание бизнес-плана.

Бизнес-план имеет сложную структуру. Содержание его разделов может изменяться в зависимости от вида бизнеса. Например, при составлении плана с целью получения капитальных вложений необходимо принимать во внимание некоторые особенности, учёт которых будет способствовать успешному привлечению к проекту внимания потенциальных партнёров и инвесторов.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:

ü титульный лист;

ü резюме;

ü историю своего бизнеса (если предприятие уже действует);

ü описание продуктов (услуг);

ü описание дел в отрасли, товарные рынки;

ü конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;

ü производственный план;

ü план маркетинга;

ü организационный план;

ü финансовый план и оценку риска;

ü план исследований и разработку;

ü приложение (аппендикс).

На титульном листе и оглавлении бизнес-плана указывается следующая информация:

ü заголовок плана;

ü дата его подготовки;

ü кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон;

ü для кого подготовлен план;

ü иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Резюме пишется в последнюю очередь, после того, как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

Структура резюме должна состоять из 3-х частей:

1. введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;

2. основное содержание: сжатое всех ключевых элементов бизнес-плана и её основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.;

3. заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме – это ключевая часть документа, которая должна быть составлена так, чтобы у инвестора возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. Резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.

История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие существует, и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами.

Описание продуктов/услуг. Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень:

ü конкретное описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей;

ü тенденция применения выбранного товара. (Будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшатся, возможны ли новые способы его применения? Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?);

ü Диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами. (Обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара?);

ü Уровень зашиты товара. (Располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т. п.?).

Если свойства товара определяют некоторые колебания в величине его продаж - цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить (так, автомобиль - товар цикличный, а детские санки - сезонный).

Анализ положения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезонным колебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах.

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их применение. Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно ответить на следующие вопросы:

ü Как лучше реализовать её?

ü Нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т. п.)?

ü Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?

ü Нужно ли уходить из традиционного рынка (если речь идёт о уже существующем предприятии)? Если традиционный рынок дополняется новым рынком, то на каком из них нужно сфокусироваться?

ü Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего предприятия)?

Если предприниматель всерьёз решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, в этом случае следует предусмотреть:

ü степень вероятности ответных действий конкурентов;

ü их возможное воздействие на фирму;

ü когда это может произойти;

ü насколько агрессивными они будут;

ü есть ли возможность уклонится от особо агрессивных воздействий.

План производства. Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования.

Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование – все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане.

Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:

ü Каковы основные методы производства и технологии?

ü Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков;

ü Какое сырьё и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адреса;

ü Выявлены ли критические факторы (узкие места)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции, и т. д.;

ü Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей, и период расширения?

ü Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства? Какова предполагаемая структура издержек?

ü Как часты случаи дублирования, непредвиденные обстоятельства при выполнении производственных операции?

ü Как осуществляется контроль качества?

ü Описание оборудования, как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор?

ü Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий.

ü Какова рабочая сила, необходимая для ведения производства сегодня и в будущем? Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования?

План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.

В российском предпринимательстве недостаточно развита маркетинговая деятельность, среди всех элементов устойчивых традиций маркетинговой деятельности преобладает реклама. Между тем планирование маркетинга необходимо.

Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:

ü предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;

ü работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;

ü инвесторы могли убедится в достаточной ёмкости и перспективности рынка.

Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:

ü Каковы основные характеристики покупателей на отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т. п. можно выделить, другими словами, каковы основные сегменты данного рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?

ü На какое место (долю) в данном сегменте рынка может претендовать бизнес? Определяя свою позицию в рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?

ü Какова основная методика расчёта цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?

ü Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма? Будет ли она прибегать к услугам оптовых или розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников (например, через фирменные магазины - салоны)? Чем обоснован выбор тех или иных посредников?

ü Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своего товара? Какие из способов продвижения - намерена применять? Как будет определятся бюджет для финансирования продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью?

ü Будет ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как планирует организовать послепродажный сервис?

Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

Ориентирами для составления плана могут служить следующие вопросы:

ü Какова форма собственности предприятия (товарищество, акционерное общество и т.д.)?

ü Кто основные акционеры организации? (Иногда рекомендуют привести весь список акционеров - для закрытой корпорации и список тех акционеров, кто прямо или косвенно контролирует более 5 % акционерного капитала для корпорации открытого типа).

ü Сколько акций и какого класса всего было выпущено и предполагается выпустить, если форма собственности акционерная?

ü Каковы основные положения о правах голосования, процедуре выплаты дивидендов, финансовой конверсии для каждого класса акции?

ü Кто входит в состав совета директоров и правления корпорации? Перечислите членов совета директоров и правления с указанием имени, адреса, возможно, краткой биографической справки. Также необходимо указать должность, квалификацию, опыт, образование каждого из них. Лучше сделать это в виде короткого резюме;

ü В чём выражается участие собственников и совета директоров в повседневном управлении фирмой?

ü Как распределяются полномочия среди управляющих фирмы?

ü Каковы основные черты контрактов, заключаемых с менеджерами фирмы? Как осуществляется вознаграждение менеджеров?

ü Применяет ли фирма различные формы участия работников в акционерном капитале фирмы? Если да, то конкретно какие?

ü Каковы организационная структура фирмы, способ взаимодействия подразделения друг с другом? Структуру организации лучше изобразить в виде схемы, которая наглядно объяснит внутреннее устройство организации, взаимодействие различных его частей, направление организационных потоков.

Если фирма существует уже несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли в ней. Рассказать также о родительской компании или дочерних обществах, если таковые существуют. С этой точки зрения схема организации может быть дополнена сведениями о доле акции, которая владеет каждая из компаний, и её права при голосовании.

Финансовый план включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности. Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.

Анализ чувствительности – это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта – затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.

Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана – это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только начинающих свою деятельность фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.

Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание:

ü предполагаемая система финансирования и её инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д.;

ü величина процентов и основных выплат по долгу. Только около трети российских предпринимателей указывают в своих бизнес-предложениях величины процентов по кредитам, а указанные проценты обычно предполагаются гораздо более низким, чем действующие на реальном ссудном рынке. Такой подход, естественно, не может заинтересовать потенциальных инвесторов. Кроме того, желательно указать распорядок выплат по финансовым соглашениям;

ü гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений;

ü показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесёнными с соответствующими среднеотраслевыми показателями;

ü список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам;

ü налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса;

ü при определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения - от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.

План исследований и разработок. Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

Если же фирма всё-таки предполагает или уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-плана она должна осветить следующие вопросы:

ü величина затрат на исследования и разработки (в том числе как процент от суммы продаж за последние несколько лет); сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затратами фирм конкурентов;

ü квалификация и опыт ключевого персонала в отделе исследований и разработок, количество занятых в этой сфере;

ü оснащённость отдела исследований и разработок, характеристики общезаводского оборудования;

ü реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации (с количественной и качественной точек зрения);

ü направления исследований и разработок, не имеющих прямого отношения к созданию конкретных свойств товара (например, исследование операций и создание внутрифирменных моделей, фундаментальные исследования);

ü связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими организациями, такими, как отделы фирм, университеты и учебные институты, научно-исследовательские и проектные институты;

ü формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок (субсидии, гаранты и т. д.);

ü дохода, которые подразделение исследования и разработок генерирует, проводя работы для других организаций (договорные работы).

Оформление и стиль бизнес-плана не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса, даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы-банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.

Очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.

Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен быть разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т.д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес- плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес- план должен выделятся на общем фоне.

При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.

Общий объём бизнес-плана может быть назван приемлемым, если он не превышает 100 страниц.

Бизнес-план является относительно новым документом для нашей экономики. Он детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а так же определяет способы решения этих проблем.

 

Информационные технологии в бизнес-планировании

Информационные технологии предоставляют специалистам широкие возможности для разработки стратегических планов предприятия, бизнес-планов и для оперативного управления. Использование компьютерных моделей и динамических методов расчетов позволяет обосновывать инвестиционные проекты с учетом множества сложных факторов, таких, как инфляция, курс валют, структурные изменения в ценообразовании. Эти модели отражают реальную деятельность предприятия через описание денежных потоков (поступлений и выплат) как событий, происходящих в различные периоды времени. Модели позволяют быстро провести расчеты эффективности основного варианта бизнес-плана и альтернативных вариантов развития проекта, получить финансовый результат любого управленческого решения, например снижения цены продукции, увеличения объема выпуска или сокращения затрат. Использование компьютерных моделей в процессе разработки и анализа эффективности проекта является действенным средством убеждения инвесторов и кредиторов. Широкое распространение в России получила компьютерная корпоративная имитационная система Project Expert, разработанная московской фирмой «Про Инвест-Консалтинг».

Функционально-структурная схема Project Expert включает следующие основные модули.

1. Модуль описания макроэкономического окружения:

-выбор валют для расчетов на внутреннем и внешнем рынках, прогноз обменного курса;

-моделирование налогового режима;

-моделирование сценариев инфляции по различным статьям поступлений и выплат проекта.

2. Модуль описания компании, реализующей проект:

-моделирование текущего состояния компании, формирование активов и пассивов;

-формирование перечня продукции или услуг;

-описание организационно-структурной схемы компании.

3. Модуль формирования инвестиционного плана проекта:

-формирование сетевого графика проекта, календарного плана работ;

-взаимосвязи между стадиями проекта;

-перечень и объемы требуемых ресурсов;

-затраты и условия оплаты ресурсов;

-формирование вновь создаваемых активов.

Для удобства планирования весь инвестиционный план может быть разбит на инвестиционные мероприятия, представленные в виде таблиц. В таблицах показываются наименования этапов работ и участков, даты начала работ или покупки инвестиционных объектов, длительность этапов, стоимость покупки или работ и амортизационный период объектов. Инвестиционные мероприятия могут быть выделены в следующие группы:

1) организационные и другие издержки подготовительного периода: регистрация предприятия, исследование рынка, разработка техпроекта, переговоры с поставщиками;

2) приобретение участков земли, например участка для цеха, офиса;

3) приобретение (строительство) зданий, например здания цеха, офиса;

4) приобретение (изготовление) оборудования, например автоматической линии, автомобильного транспорта, специнструментов.

Важным моментом является определение каждого типа актива для правильного отражения данных расчета инвестиционного плана в балансе предприятия в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. После определения в табличном виде этапов проекта готовят календарный план, который содержит даты начала и окончания этапов и прогнозируемые затраты на их выполнение.

4. Модуль моделирования операционного плана компании:

-формирование плана сбыта, условий реализации продукции и услуг с учетом всевозможных факторов, например, задержки платежей, сезонности продаж, ценового тренда;

-формирование плана производства, планирование объемов производства, условий создания запасов продукции;

-моделирование прямых производственных издержек, включая условия приобретения и хранения материалов, сырья, комплектующих изделий, а также условий выплат сдельной заработной платы;

-моделирование плана по персоналу, условий оплаты труда и использования трудовых ресурсов;

-формирование статей затрат и условий оплаты постоянных издержек (накладных расходов);

-моделирование процесса финансирования проекта, включая источники денежных средств и условия привлечения капитала;

-моделирование процесса использования свободных денежных средств компании.

5. Блок генерации финансовых документов обеспечивает автоматическое формирование следующих стандартных финансовых форм:

-прогноз движения денежных средств;

-отчет о прибылях и убытках;

-балансовая ведомость.

Документы формируются в соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета и являются источником исходных данных для расчета основных показателей эффективности проекта: дисконтированных критериев эффективности инвестиций (чистой приведенной стоимости проекта, периода окупаемости, коэффициента рентабельности, внутреннего коэффициента рентабельности) и финансовых коэффициентов, характеризующих ликвидность, платежеспособность, рентабельность, оборачиваемость активов и денежных средств.

6. Блок анализа содержит модуль анализа чувствительности проекта, который позволяет оценить влияние изменений ряда основных факторов на финансовый результат проекта. Анализ чувствительности проводится по отношению к показателям эффективности проекта и отражает их зависимость от следующих варьируемых параметров: объема продаж, уровня рыночных цен на продукцию или услуги, уровня затрат на прямые производственные издержки, уровня накладных расходов, уровня инвестиционных затрат, ставки дисконтирования.

7. Блок генератора отчетов:

-модуль редактирования и генерации бизнес-плана, который позволяет построить безупречно оформленный документ с необходимыми текстовыми блоками, таблицами и графиками;

-модуль формирования отчета о рассогласовании планового и фактического состояния проекта, с помощью которого управляющий регулярно формирует отчет и проводит сравнительный анализ – основу для принятия решений в процессе управления проектом;

-модуль построения графиков и диаграмм дает возможность в интерактивном режиме представить данные и результаты проекта в графическом виде, причем в процессе построения графиков могут производиться необходимые расчеты;

-модуль печати позволяет вывести на принтер и передать в текстовый редактор MS WINWORD отчетные документы, содержащие как исходные данные проекта, так и результаты моделирования и анализа. При этом отчет может быть сформирован на русском и английском языках.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: