Лекция №14 Чистая монополия: определение цены и объема производства

План

1. Основные признаки монополий.

2. Кривая спроса. Предельный доход, валовой доход.

3. Определение цены и объема производства

Основные признаки монополий.

«Монопольное положение» - когда доля фирмы на рынке более 35%

Самым крайним проявлением несовершенной конкуренции является монополия: единственный продавец, который обладает полным контролем над всей отраслью. Он является единственным производителем товара, для которого отсутствуют товары-заменители. В этом случае фирма получает реальную власть с точки зрения реализации продукции: и контролирует цену и влияет на нее, изменяя количество

Сегодня очень сложно найти монополию в чистом виде. В действительности они существуют лишь при некоторой форме протекционизма со стороны Государства. Например, если фармацевтическая компания изобретет новое чудо-лекарство, оно получит патент, который даст ей монопольное право продажи этого препарата в течение нескольких лет. Еще один пример - местные коммунальные услуги, такие как водо- и энергоснабжение. В подобных ситуациях есть лишь один продавец услуги, для которой не имеется аналогичных товаров-заменителей. Вскоре фармацевтическая компания обнаружит, что конкурент производит подобное лекарство; телефонные станции конкурируют сегодня с компаниями, представляющими услуги посредством сотовых телефонов.

Основные признаки монополий:

1. Поскольку фирма является единственным продавцом (поставщиком услуг), то фирма и отрасль – это синонимы.

2. Отсутствие близких заменителей блага

3. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой. Является ценоискателем. Может манипулировать рыночным предложением.

4. Наличие существенных барьеров для вступления в отрасль:

§ Экономия на издержках, обусловленная ростом масштабов производства

§ Наличие предприятий общественного пользования (естественных монополий)

§ Патенты – исключительное право контролировать производство продукта в течение ряда лет – период, достаточный для окупания затрат на изобретение новшества, продукта. Патенты нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса, конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах денег, усилий, времени, необходимых для разработки продукта, технологии.

§ Лицензии – вступление в отрасль может быть ограничено государством путем выдачи лицензии.

§ Собственность на важнейшие виды сырья

§ Начесная (недобросовестная конкуренция). Формы ее проведения: поношение в СМИ продукта конкурента, промышленный шпионаж…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: