Определение цены и объема производства

Вторая задача требует определить цену, поскольку монополист является ценоискателем. Такой ценой будет монопольная цена, которая отвечает цене спроса при данном объеме выпуска. Если такая цена будет больше предельных издержек и, соответственно, предельного дохода, то она обеспечит монополисту сверхприбыль. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, а у монополиста — стабильна.

 

В условиях чистой монополии производитель максимизирует прибыль, производя объем продукции, при котором МR = МС. В этом случае прибыль с АР т, на единицу продукции, а совокупные прибыли измеряются заштрихованным прямоугольником со стороной АР т

«Вредность» монополии. Й. Шумпетер о роли монополии в обществе.

Поскольку цена продажи повышается по сравнению с конкурентной ценой, получается, что монополист вторгается в механизм рыночного равновесия, нарушая компромисс производителей и потребителей. Оптимум по Парето при этом разрушается, поскольку монополия вызывает перераспределение богатства в свою пользу таким образом, что происходит снижение общественного благосостояния. Отсюда — необходимость существования антимонопольного законодательства. Кроме того, у монополиста снижается стимул к тёхническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции, поскольку он огражден от конкуренции, что также наносит ущерб обществу.

Однако эти выводы не могут быть признаны как, безусловно, верные. Дело в том, что совершенно конкурентные фирмы в долгосрочном периоде, как было выяснено, имеют пулевые прибыли: полученная ими выручка от продажи продукции полностью идет на вознаграждение факторов производства — труда, капитала, земли, услуг предпринимателя. А. это значит, что у них не остается средств для развития. Прибыль, превышающая нормальную прибыль остается только у монопольных фирм.

На этом основании И. Шумпетер выдвинул предположение, известное как «гипотеза Шумпетера», о роли монополии в обществе. В соответствии с ним, несмотря на потери для общества от монополии за счет более высоких цен и меньшего объема производства при одних и тех же издержках монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономическом развитии, если закон конкуренции продолжает действовать. Полученная ею сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские  и опытно конструкторские работы, изучать общественные потребности, оплачивать промышленный шпионаж и т.д. Кроме того, монополист имеет возможность смелее вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь переизбытка инвестиций в отрасли (что может случиться, если инвестиционные решения принимает множество независимых фирм-конкурентов).

Аргументация против монополий нё учитывает и того, что монополист может разделить рынок на разные секторы в зависимости от эластичности спроса, назначив разным группам покупателей разные цены. Примером могут служить скидки малообеспеченным семьям при посещении врачей или студенческие проездные билеты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: