Олигополия — это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй — когда несколько производителей выпускаю дифференцированные товары.
Однако в том и в другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. В та кой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — в качестве другой крайней меры — бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.
Картель. Когда олигополистические фирмы идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска на отраслевом рынке, то в этом случае они образуют картель.
В этом случае рынок превращается в подобие монополии, при которой общий объем отраслевой прибыли увеличивается за счет сокращения объема производства и завышения цены.
Если на национальном уровне монопольное регулирование цен является нелегальным, то подобные ограничения не действуют в международной практике. Наиболее ярким примером является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), чья деятельность оказывает доминирующее влияние на рынок нефти и нефтепродуктов.
Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, во-первых, чтобы спрос на продукт картеля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких заменителей. Нефть как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Во-вторых, картель действует, если все его участники соблюдают установленные правила игры. Это условие часто бывает нарушено, поскольку очень велик потенциальный выигрыш от, например, превышения установленной квоты производства и увеличения объема продаж по завышенной цене, определенной картелем. Фирма-отступник получает несомненные конкурентные преимущества, но рискует серьезно испортить отношения с бывшими партнерами.
В современных условиях значение ценовой конкуренции заметно упало. Сейчас все чаще встречаются договоренности по совместному использованию дорогостоящих инвестиционных проектов и пр., т.е. практически картель приблизился к форме консорциума.
Картель из открытого договора все более стал принимать форму тайного соглашения.
Тайный сговор. Дж.Гэлбрейт и Пол Самуэльсон в своих работах неоднократно подчеркивали, что сегодня ведущим фирмам нет необходимости заключать открытые договоры. Они настолько хорошо знают состояние дел, потенциальные возможности, цели и интересы друг друга, что могут, не встречаясь, не переговариваясь по телефону и даже не перемигиваясь, выработать молчаливую некую стратегию, в равной степени выгодную всем. Форм подобного скрытого сговора достаточно много.
Модель лидерства в ценах. В отрасли существует несколько фирм, но при этом только одна играет роль явного лидера. Она определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Цены, устанавливаемые лидером, отвечают интересам даже «замыкающей» фирмы, наиболее слабой на рынке и с наиболее высокими издержками. При этом лидер «снимает сливки» в виде монопольно высокой прибыли. В ряде случаев фирма-лидер может вытеснить слабое предприятие и занять освободившуюся долю рынка.
Модель Курно.Одной из первых моделей олигополии является модель дуополии. Эта модель основывается на трех посылках:
в отрасли существует лишь две фирмы;
каждая фирма воспринимает объем производства другой как данность;
обе фирмы стараются максимизировать свою прибыль.
Логика рассуждений здесь такова. В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем продукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена «старой» фирмы остаются прежними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Старая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Новая фирма принимает ситуацию как данность и, чтобы еще более укрепиться на рынке, вновь снижает цену на свой товар и отвоевывает новый сегмент рынка. Так, постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.
Модель Курно выглядит несколько упрощенной, однако она обращает внимание на факт сильной взаимообусловленности поведения при олигополии.
Теория игр была разработана Дж. Фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 году. Ее применение к экономическому анализу и, в частности к исследованию поведения фирмы при олигополии имели большое научное значение.
Поведение на рынке рассматривается как игра, в которой участвуют игроки, принимающие определенные решения. По результатам игры начисляются призы или штрафы. Принимая игровое решение, участник не знает определенно, какую стратегию выберет его противник, он может только строить прогнозы.
«Дилемма заключенного» Построим матрицу призов-штрафов для двух заключенных, обвиняемых по одному делу.
|
Выбор узника А |
| Выбор узника В | |
| Не сознаться | Сознаться | ||
| Не сознаться | А: 1 год | А: 10 лет | |
| В: 1 год | В: свобода | ||
| Сознаться | А: свобода | В: 5 лет | |
| В: 10 лет | В: 5 лет | ||
Предположим, что узники не могут сговориться и выбрать наиболее вы годную для обоих стратегию поведения — не сознаваться в содеянном и получить на основании лишь косвенных улик по 1 году заключения, Каким же может быть поведение (и его результаты) узника, когда реакция второго участника игры неизвестна?
Различают стратегии поведения, известные как maximax и maximin.
Стратегия maximax характеризует пессимистический взгляд на жизнь, когда участник А полагает, что оппонент В Поступят наихудшим для А образом, т.е. сознается. Чтобы избежать плохой участи (10 лет заключения), А принимает решение сознаться и в этом случае худшим будет получение 5 лет тюремного заключения, но это будет лучше, чем 10 лет тюрьмы, если А не будет сознаваться, Аналогичным образом будет рассуждать и узник В. В результате, не сговариваясь, оба придут к решению сознаться.
Стратегию maximin выбирают оптимисты, которые надеются, что оппонент им подыграет и поможет добиться наилучшего результата. Так узник оптимист А рассчитывает на самый лучший для себя результат быть освобожденным. Он надеется, что В не сознается, поэтому сам он ни признает свою вину. Однако В также оптимист и тоже хочет быть свободным. Он, в свою очередь полагает, что А не сознается, поэтому В раскаивается в содеянном. В результате оба сознаются и получают по 5 лет лишения свободы.
Оба раза игроки пришли к одному результату. Такой исход получил на звание решения или равновесия Нэша. Условием этого равновесия является следующее: если дана стратегия первого игрока, второму остается только повторить ход первого. И наоборот.
|
Стратегия фирмы А |
| Стратегия фирмы В | |
| Не рекламировать | Рекламировать | ||
| Не рекламировать | А: +50 | А: -25 | |
| В: +50 | В: +75 | ||
| Рекламировать | А: +75 | В: +10 | |
| В: -25 | В: +10 | ||
Приведенный пример показывает, что в рекламе часто участвуют не потому, чтобы выиграть, а чтобы не проиграть в случае отказа от рекламы.






