Дифференциация продукта и ее виды

 

Дифференциация продукта означает, что никакие фирмы не производят один и тот же товар. При этом вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду, но каждое из них имеет свои, черты, что фактически они являются разными товарами.

В бедном обществе (с низким уровнем общественных потребностей) монополистическая конкуренция не присутствует, а чем богаче становится общество, тем выше степень дифференциации, как главного признака монополистической конкуренции. Из этого следует дифференциация населения по уровню доходов. Существует четыре главных вида дифференциации продукта:

1. местоположение (с точки времени поездки или транспортных издержек).

2. различия в качестве продукта: костюм из тонкого сукна или грубой шерсти…

3. уровень обслуживания;

4. субъективный имидж товаров, который создается в голове потребителя. Продавцы стремятся улучшить имидж товаров, используя маркировку, рекламу, привлекательную упаковку и продавал товар только в престижных магазинах.

В основе дифференциации лежат требования потребителей, различия в их вкусах в желаниях и возможностях.

Явления монополистической конкуренции широко распространены в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг.

 

Анализ эластичности кривой спроса предприятия в условиях монополистической конкуренции. Предприятия монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

Монопольно-конкурентные фирмы подобно монополистам, максимизируют прибыль, производя объем продукции, при котором предельный доход равняется предельным издержкам. Фирма, представленная на рисунке получает прибыль, потому, что при данном объеме выпуска фена превышает средние совокупные издержки.

Если фирмы, функционирующие на рынке монополистической конкуренции, получают прибыль, стимул к входу на рынок получают новые компании; кривые спроса фирм сдвигаются влево. Точно также, если фирмы терпят убытки, некоторые конкуренты покидают рынок, и кривые спроса остающихся на них фирм сдвигаются вправо. В конечном итоге сдвиги спроса на продукцию монопольно-конкурентных фирм приводят в установлению долгосрочного равновесия, когда цена сравнивается со средними совокупными издержками, а фирма получает нулевую прибыль.

Подводя итог, отметим, что долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя основными свойствами:

§ Как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены.

§ Как и на конкурентном рынке, цена равняется средним совокупным издержкам, так как свободный вход и выход фирм ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

 




double arrow
Сейчас читают про: