Формы рационального познания

Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета.

Суждение – форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете. Суждение характеризует связь между понятиями, его языковой формой является предложение.

Умозаключение – форма мышления, представляющая выведение нового знания (новых суждений) на основе связи исходных суждений по определенным правилам. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а новое суждение – выводом умозаключения.

На основе умозаключений строится доказательство.

Доказательство – логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность некоего суждения. Обратная процедура, в процессе которой обосновывается ложность некоего положения, называется опровержением.

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание Рациональное познание
1. Непосредственное отражение действительности 2. Отражение осуществляется в форме наглядных образов 3. Отражаются внешние, случайные, стороны, свойства предметов 1. Опосредованное отражение действительности 2. Формы абстрактного мышления лишены наглядности 3. Отражаются существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов.

Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. В истории философии эта взаимосвязь понималась по-разному.

Сенсуализм (лат sensus – чувство) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль чувств в познании, утверждающее, что только чувства являются источником истинного знания (Дж. Локк, Л. Фейербах).

Эмпиризм (греч. empeiriа – опыт)– направление в гносеологии, абсолютизирующее роль опытного знания (Ф. Бэкон).

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, преувеличивающее роль абстрактного мышления в познании, утверждающее, что разум - основной источник истинного знания (Р. Декарт, Г. Лейбниц).

 

Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.

В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматистская.

В корреспондентной концепции используется классическое определение истины, данное Аристотелем. Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название.

В когерентной концепции основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция – от лат. cohaerentia – связь, сцепление) с более общей системой знания.

В рамках прагматистской (греч. pragma – действие, практика) концепции истинным считается такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия. Яркими представителями этой концепции были У. Джемс и Ч. Пирс. В прагматизме основным критерием истины является практика.

Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов.

Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.

Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.

 

 


С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории.


Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм.

Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм.

Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке.

Проблема: Существует ли абсолютный критерий истинности знания?

Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.

Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.






double arrow
Сейчас читают про: