Вопрос 3. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины

 

       Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным.

Ложное знание (ложь) – знание, не соответствующее действительности, преднамеренное искажение истины в корыстных целях.

Заблуждение – знание, не соответствующее действительности, непреднамеренное искажение действительности.

Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.

В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматистская.

В корреспондентной концепции (теории соответствия) используется классическое определение истины, данное Аристотелем. Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название. В рамках аристотелевского понимания истины сложилось понимание объективной истины. Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

В когерентной концепции основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция – от лат. cohaerentia – связь, сцепление) с более общей системой знания. Положение (знание) считается истинным, если оно логически согласуется с другими положениями (знаниями) в рамках определенной теории. К данной концептуальной позиции примыкают представители позитивизма, неопозитивизма. В позитивизме широко используется принцип конвенционализма, согласно которому истина есть результат соглашения между учеными.

В рамках прагматистской (греч. pragma – действие, практика) концепции истинным считается такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия. Яркими представителями этой концепции были У. Джемс и Ч. Пирс. В прагматизме основным критерием истины является практика.

Истина – это не застывшее знание, она постоянно развивается, поэтому истину можно рассматривать как процесс проникновения субъекта в сущность предметов.

Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?

Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины – абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.

Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.

Любая истина является относительной, потому что, во-первых, любое знание является верным только для определенных условий. Во-вторых, любое знание является верным только на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.

С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, то есть, то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории.

Абсолютная и относительная истины есть разные характеристики одного знания, иными словами одно и то же знание является одновременно и абсолютно и относительной истиной. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины проявляется в следующем:

1. Абсолютная истина складывается из относительных истин, поскольку знание об объекте развивается и углубляется.

2. Относительная истина всегда содержит зерно абсолютной истины, поскольку в главных признаках соответствует действительности.

Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм.

Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм.

Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке.

Проблема: Существует ли критерий истинности знания? Можно ли проверить достоверность, истинность полученных в познании знаний, убедиться в том, что они соответствуют действительности?

Проблема критерия истинности знания обостряется в связи с ростом абстрактности научного знания, отрывом его от наглядности, что во многом обусловлено его математизацией.

Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.

Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Практика определяется как целенаправленная материальная деятельность людей, в процессе которой они преобразуют мир, и изменяются сами. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что все знания, проверенные в практических действиях людей, могут считаться истинными. Вследствие этого можно считать практику абсолютным критерием истины. Однако, этот критерий вместе с тем и относительный, поскольку нельзя проверить на практике все знания, получаемые человеком. Поэтому в современной науке практический критерий, как правило, дополняется логическим.

 

Литература

Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: Проспект, 2007. - Разд. П, гл. VII, VIII, X.

Гаранина О.Д. Философия. Теоретический курс: Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 2009.

Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М.: РОССПЭН, 2007.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какую деятельность человека можно назвать познавательной?

2. Какие могут быть виды познавательной деятельности?

3. Какова структура познавательной деятельности?

4. Какую роль в познании играет субъект?

5. Что такое чувственное познание и в каких формах оно осуществляется?

6. Что такое рациональное познание и в каких формах оно осуществляется?

7. В чем различие между чувственным и рациональным познанием?

8. Что такое сенсуализм и рационализм?

9. Какие концепции истины известны в философии?

10. Как связаны абсолютная и относительная истины?

11. Что такое догматизм и релятивизм?

12. Что является критерием истины?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: