Роль чувственно-сенситивных способностей человека в познании мира

-      органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

- потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими);

- органы чувств дают тот минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным, чтобы многосторонне познать объекты;

- регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью чувственных образов.

Чувственно познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – отражение в сознании одной стороны предмета. Л. Фейербах назвал ощущение «субъективным образом объективного мира». Это означает, что ощущение есть единство объективного (содержание ощущений – предметы внешнего мира, существующие в форме образов) и субъективного (духовные образы создаются человеком как субъектом познания и принадлежат духовному миру субъекта).

Человек, познавая мир с помощью органов чувств, никогда не имеет в сознании отдельные стороны предмета, он всегда создает (отражает) его целостный образ. Поэтому второй формой чувственного познания является восприятие – целостный чувственный образ предмета.

На основе восприятия возможно возникновениепредставления, которое является третьей формой чувственного познания. Представление – воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов.

       В представлении отражаются общие признаки предметов, поэтому оно представляет общезначимую схему чувственного образа предмета, и является шагом к возникновению абстрактного мышления, рационального познания.

На основе представления человек может осуществлять такой психический процесс, как воображение. Воображение – способность создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире. Воображение является основой творчества.

Способность человека к абстрактному мышлению выступает основой рационального познания. Абстрактное мышление – выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания.

Отличие рационального познания от чувственного познания заключается в том, что манипуляции с предметом осуществляются в мышлении без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом. Объективно существующий предмет в процессе его мысленного исследования замещается идеальным образом, своей общезначимой схемой, символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Поэтому принципиальное различие между чувственным и рациональным познанием заключается в способности выразить предмет в слове. Чувственное знание – невербализованное знание о предмете. Знание, получаемое на уровне абстрактного мышления, всегда вербализовано (лат. verbum – слово), то есть, выражено в слове, в языке.

Основой рационального познания являются процессы абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование (лат.abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств.

Обобщение – процесс мысленного соединения существенных свойств объекта в целях получения более общего знания о нем.

Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики. Можно сказать, что мыслительная деятельность осуществляется в логических образах (понятиях), изучаемых логикой. Логические знания и нормы составляют логический аспект методологии.

Основными формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета.

В любом понятии выделяют содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, характеризующих отражаемый объект.

Объем понятия – совокупность тех объектов, на которые распространяется это понятие, то есть, совокупность объектов, обладающих данными признаками.

Например, к содержанию понятия «треугольник» могут относиться: геометрическая фигура, наличие трех сторон, наличие трех углов и др., а объемом же этого понятия будут все треугольники. Соотношение объема и содержания понятия обратно пропорционально: чем уже объем понятия, тем шире его содержание. Например, понятие «треугольник» по содержанию шире, чем понятие «геометрическая фигура» поскольку в это понятие включаются все признаки треугольника, но по объему это понятие уже, так как в понятие «геометрическая фигура» включаются другие виды геометрических фигур. Это понятие как бы порождает понятие «треугольник», поэтому его называют «родовым», а понятие «треугольник» – видовым.

Языковой формой понятия является слово. В логике определяемый предмет может обозначаться символом, знаком, в отношении которого возможны все мыслительные операции.

Более сложной формой рационального познания является суждение.

Суждение – форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете. Суждение характеризует связь между понятиями, его языковой формой является предложение.

В каждом суждении обязательно есть предмет мысли (называемый в логике субъектом суждения и обозначаемый буквой «S») и то, что мыслится об этом предмете (информация о признаках, наличествующих или отсутствующих в предмете называется в логике предикатом суждения и обозначается буквой «Р»). Символически суждение может быть выражено в таком, например виде: «S – P», что означает «предмет S обладает признаком Р».

На основе суждений человек формирует умозаключение.

Умозаключение – форма мышления, представляющая выведение нового знания (новых суждений) на основе связи исходных суждений по определенным правилам. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а новое суждение – выводом умозаключения.

На основе умозаключений строится доказательство.

Доказательство – логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность некоего суждения. Обратная процедура, в процессе которой обосновывается ложность некоего положения, называется опровержением.

Логическое доказательство строится на «выведении» истинности обосновываемого суждения. Оно включает в свою структуру три момента: тезис – выдвигаемое суждение, истинность (или ложность) которого нужно обосновать; аргументы, - совокупность положений, с помощью которых обосновывается истинность (ложность) тезиса; демонстрация – выявление и показ следования истинности (ложности) тезиса из используемых аргументов.

Чувственное и рациональное познание характеризуются следующими особенностями:

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание Рациональное познание
1. Непосредственное отражение действительности 2. Отражение осуществляется в форме наглядных образов 3. Отражаются внешние, случайные, стороны, свойства предметов 1. Опосредованное отражение действительности 2. Формы абстрактного мышления лишены наглядности 3. Отражаются существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов.

Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Проблема: Дано ли знание человеку от природы, или он получает его извне? Что является источником истинного знания?

В истории философии сложились две точки зрения по вопросу о том, что является источником достоверного знания – чувства или разум: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (лат.sensus – чувство) – направление в философии, абсолютизирующее роль чувств в познании, утверждающее, что источником истинного знания являются данные, полученные с помощью органов чувств.

Ярким представителем сенсуализма в истории философии является английский философ Джон Локк (1632-1704), создавший концепцию «чистой доски (tabula rasa)». Согласно этой концепции, все человеческие знания приобретаются в процессе воздействия предметов природы на органы чувств человека. В сознание человека изначально, от рождения нет никакого знания, оно представляет «чистую доску», на которой природа пишет свои письмена.

Важное значение в гносеологии имеет положение о первичных и вторичных качествах вещей, разработанное Дж. Локком. Локк считал, что все вещи обладают двумя видами качеств. Первичными он называл такие качества, которые адекватны существующим вне человека вещам и не зависят от того, как воспринимает их человек. Это такие качества, как протяжение, фигура, движение, покой, плотность. Наряду с первичными качествами существуют вторичные качества, которые неадекватны вещам и появляются только при взаимодействии этих вещей с человеком. Это такие качества, как цвет, вкус, запах. Учение о первичных и вторичных качествах обнажило сложную гносеологическую проблему: соответствуют ли образы вещей самим вещам? Эта философская проблема имеет и естественнонаучный аспект: существуют ли в самих вещах такие качества как цвет, звук, запах или они возникают только в процессе взаимодействия вещей с органами чувств человека?

К сенсуализму близко направление эмпиризма (греч. empeiria - опыт), суть которого заключается в обосновании превалирующей роли опытных, экспериментальных данных как основы познания. На позициях эмпиризма стоял английский философ Ф. Бэкон.

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в философии, утверждающее, что источником истинного знания является разум.

Платон (427-347 г.г. до н.э.) впервые в философии обосновал рационалистическую позицию в гносеологии, выдвинув идею «анамнезиса» (припоминания) как процесса познания. Платон утверждал, что все знания от рождения заложены в разуме человека, но он о них не помнит. Достаточно приложить некоторые усилия, как душа начинает вспоминать знание, которое в ней было заложено. Эту идею Платон обосновал в диалоге «Менон»[1].

Р. Декарт (1596-1650) также был убежден в том, что в душе человека (то есть в его разуме) есть врожденные идеи, самоочевидные истины, которые являются основой познания. Эти врожденные идеи ясны и самоочевидны, они раскрываются человеку в интуиции.

И. Кант (1724-1804) критиковал теорию врожденных идей Р. Декарта, однако, защищая позицию рационализма, обосновывал положение о наличии в разуме человека априорных (лат. a priory – изначально, до опыта), трансцендентальных форм, с помощью которых осуществляется процесс познания. Вопрос о том, даны ли человеку эти формы от рождения, или человек их получает в процессе своей жизни, Кант не ставит – он констатирует факт, что в разуме человека есть некие всеобщие формы, одинаковые для всех людей и с помощью этих форм упорядочивается материал, которые дают органы чувств, формируются законы разных наук.

Идеи рационализма получили новое звучание в связи с концепцией «архетипического (греч. arche – начало и typos – образ)» знания, разработанной швейцарским психологом К.-Г. Юнгом (1875-1961). Архетипы, по Юнгу, - структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основы общечеловеческой символики.

В современном постпозитивизме термин «рационализм» используется в другом значении. К. Поппер, представитель такой разновидности постпозитивизма как «критический рационализм» писал: «Я использую слово «рационализм» для того, чтобы указать, грубо говоря, позицию, которая стремится решать как можно больше проблем посредством апелляции к разуму, то есть к ясному мышлению, и опыту, а не посредством апелляции к эмоциям и страстям» (Popper K. The Open Society and its Enemies. – L., 1973, p. 224)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: