Методы управления на этапе социального проектирования

 

Задача Методы управлений
Возможность контактов потребителя и персонала Предоставление полномочий персоналу Квалификационная матрица
Характеристика по видам работ Квалификационная матрица
Оценка новых рабочих мест/групп Создание бригад Бригады самоуправления
Определение квалификаций и требований к кадровому составу Квалификационная матрица
Характеристика структуры управления Организационная перестройка Бригады самоуправления
Очерчивание границ организации Организационная перестройка Составление структурной схемы организации
Изменения в характере работ Квалификационная матрица
Моделирование карьеры Квалификационная матрица
Организационная модель переходного периода Организационная перестройка
Модель изменения программы управления Изменение в системе управления
Модель стимулирования персонала Вознаграждение персонала и стимулы
Реализация плана Управление проектом

Преобразования

 

Цель данного этапа — разработка экспериментальной версии и за­конченного производственного реорганизационного проекта. Неко­торые задачи этого этапа могут повторяться. Ключевые вопросы, на которые дает ответы этот этап

1. Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, на­сколько правильно выбрана стратегия?

2. Какие механизмы необходимо разработать для решения неожи­данно возникающих проблем?

3. Как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно?

4. Как обеспечить и сохранить непрерывность процесса перемен?

5. Какие средства могут быть использованы для перестройки ор­ганизации в целом?

Задачи данного этапа охватывают завершение составления моде­ли деятельности организации, окончательную разработку техничес­кого проекта. Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, их знаний и ориентации, степени их заинтере­сованности в переменах и возможности их использования в новых структурах организации (табл. 2.7).

Оценка профессиональной при­годности очень важна, потому что решение о назначении каждого ра­ботника должно быть принято исходя из его возможностей, а не долж­ности, которую он будет занимать. Оценки, полученные по каждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и кадровому уровню. Полученные данные о необ­ходимости переподготовки используются далее для выработки про­граммы обучения и распределения людей по специальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажа после того, как все сотрудники приступили к новой работе[13].

Кроме того, проводится проверка базы данных, разработка и про­верка производственных систем и технологических процессов, всей документации. Для обеспечения процесса постоянного совершен­ствования организации необходимо выполнение следующих требо­ваний:

1. Перед персоналом, участвующим в реорганизации, необходи­мо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по достиже­нию этих целей и информацию о значении и смысле текущих и про­шлых мероприятий.

2. Персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимых преобразований.

3. На персонал следует возложить вполне определенные обязан­ности и предоставить ему конкретные полномочия, а также устано­вить стимулы для эффективной работы.

Таблица 2.7

Методы управления на этапе преобразований

Задача Методы управления
Завершение разработки модели деятельности организации Моделирование процесса
Разработка технического проекта Информационное проектирование
Разработка планов испытаний аппара­туры и работы в аварийном режиме Календарное планирование
Оценка персонала Квалификационные матрицы
Проектирование системы Информационное проектирование
Обучение персонала Создание бригад Своевременное обучение
Экспериментирование с новым процессом Системы обратной связи
Усовершенствования и преобразования Создание системы контроля
Постоянное совершенствование Постоянная корректировка процесса Измерение проводимых работ Управление проектом

 

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после за­вершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на ос­нове определенной системы количественных и качественных пока­зателей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, содержание процесса формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

· формирование общей структурной схемы аппарата управления;

· разработка состава основных подразделений и связей между ними;

· регламентация организационной структуры.

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:

· аналогий;

· экспертно-аналитического;

· структуризации целей;

· организационного моделирования.

Процесс проектирования и (или) реорганизации организационной системы должен предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий, организационно-техническое и социальное проектирование, практическую реализацию подготовленных изменений.

Таким образом, в качестве этапов реорганизации можно выделить следующие:

1) Подготовка

Основополагающее значение для успешной реализации программы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности имеют мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их организация и заинтересованность. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления

2) Сбор информации и определение проблемы

Задача данного этапа - выявление продуктов и услуг, ориентированных на потребителя. С этой целью выявляются долгосрочные и текущие запросы потребителей; определяются мероприятия, необходимые для успешного выполнения поставленной цели; намечаются виды деятельности. Составляются действующие и перспективные структурные схемы организации, уточняются требуемые ресурсы, объемы и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводится систематизация процессов реорганизации.

3) Выработка общего и полного понимания решаемых проблем

Цель этого этапа - разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки. Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения

4) Организационно-техническое проектирование

Цель этого этапа - дать техническую характеристику процесса реорганизации. Дается описание технологии, стандартов, процедур, систем и видов контроля, используемых в процессе реорганизации. Одновременно с социальным конструированием создаются модели взаимодействия социальных и технических элементов. На данном этапе составляются предварительные планы систем и процедур развития, программного обеспечения и обслуживания, перевооружения производственных мощностей.

5) Социальное проектирование

Целью данного этапа является выявление социальных аспектов процесса реорганизации. На этапе социального проектирования производится описание компании, кадрового состава, характера работ, стимулов, используемых в период реорганизации, создается план взаимодействия социальных и технических элементов. Наряду с этим составляются предварительные планы по найму работников, их обучению и образованию, новой расстановке персонала. Социальное проектирование осуществляется одновременно с техническим проектированием.

6) Преобразования

Цель данного этапа - разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачи этого этапа могут повторяться.

Задачи данного этапа охватывают завершение модели деятельности организации, окончательную разработку технического проекта. Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения возможности их использования в новых структурах организации

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2003г.

2. Аккофф Р.Планирование будущего корпорации – М.: Прогресс, 2001 – 246

3. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. Т.2. – М.: 2001, № 5.

4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2004 - 486 c.

5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра –М, 2002

6. Гибсон Д.Л. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. – Таганрог: ТРТУ. – 2003.

8. Гуяир Ф.Ж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.

9. Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл. «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2002 г.

10. Ефимчук И.В. Социальная организация – будущее без прошлого? (Наивные вопросы дилетанта) // Общественные науки и современность. – М.: 2005, № 3.

11. Кондратьев В.В. Реструктуризация управления компанией. М. ИНФРА-М, 1999.

12. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

13. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций. В кн.: Менеджмент: век XX – век XXI. – М.: Экономистъ, 2004, с. 304-320.

14. Лютенс. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Масленникова Н. Цели развития организации через призму управленческих теорий // Проблемы теории и практики управления. – М.: 2002, № 6.

16. Менеджмент организации // Под ред. В.Е.Ланкина. Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2006.

17. Милгром П. Экономика, социология, менеджмент. В 2-х томах. СПб Экономическая школа. 1999.

18. Мильнер Б.З. Теория организаций — М.: ИНФРА-М, 2005.

19. Молл Е. Менеджмент: организационное поведение. М. Финансы и статистика. 1999.

20. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2003.

21. Организационная структура предприятий. / Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Серия «Бизнес-Тезаурус», 2005.

22. Организация и ее деловая среда. М.: ИНФРА-М, 1999.

23. Орлов А. Применение теорий жизненного цикла организации для оптимизации процессов управления персоналом // Сборник статей аспирантов Высшей школы экономики, 2007, с. 119-123

24. Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

25. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №5.

26. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Учебник. Теория организации. Изд-во "Экзамен". 2002.

27. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., ИНФРА-М., 2001

28. Селезнев В.А., Устинов А.Н. «Теория организации» учебно-практическое пособие МЭСИ., 2005г.

29. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М.: Статут, 2000

30. Теория организации. Учебник. Под редакцией Алиева В.Г. Изд-во ЭКОНОМИКА, 2003.

31. Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 2004

32. Теория организации: Учебное пособие. / Акулов В.Б., Рудаков М.Н.; ПГУ, 2005.

33. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Зерцало, 2001 - 448 c.

34. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента (Управление в системе цивилизованного предпринимательства): Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006 - 224 с.

 


[1] Гибсон Д.Л. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

 

[2] Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[3] Организационная структура предприятий. / Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Серия «Бизнес-Тезаурус», 2005.

 

[4] Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 2004

 

[5] Организационная структура предприятий. / Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Серия «Бизнес-Тезаурус», 2005.

 

[6] Лютенс. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

 

[7] Мильнер Б.З. Теория организаций — М.: ИНФРА-М, 2005.

 

[8] Менеджмент организации // Под ред. В.Е.Ланкина. Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2006.

[9] Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

[10] Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

 

[11] Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Учебник. Теория организации. Изд-во "Экзамен". 2002.

 

[12] Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 2004

 

[13] Селезнев В.А., Устинов А.Н. «Теория организации» учебно-практическое пособие МЭСИ., 2005г.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: