Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Задачу развития профессиональной компетентности специалистов в системе образования способны решать профессиональные объединения.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, в конечном счёте - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
На территории городского округа Первоуральск успешно функционируют 25 городских методических объединений (далее ГМО):
- 1 объединение руководителей ГМО;
- 19 методических объединений учителей образовательных дисциплин;
|
|
- 2 методических объединения классных руководителей 1-4 классов; 5-11 классов;
- 1 методическое объединение школьных педагогов - психологов;
- 1 методическое объединение социальных педагогов;
- 1 методическое объединение школьных библиотекарей.
Направление деятельности городских методических объединений в 2011 году - развитие учительского потенциала. Вся деятельность ГМО была подчинена решению следующих задач:
- обозначить профессионализм педагогов приоритетным направлением развития в условиях модернизации образования;
- создать благоприятные условия для саморазвития и самообразования;
- обеспечить поддержку развития детской одаренности.
Разнообразие форм проведения заседаний ГМО способствует активной деятельности педагогов (проведено 8 теоретических семинаров, 25 семинаров-практикумов, 5 открытых уроков и внеклассных занятий, 16 мастер – классов, 22 круглых стола, 14 презентаций, 5 научно-практических конференций, 4 психологических тренинга (психологический тренинг с погружением «Профессиональное мастерство» для молодых специалистов в рамках «Школы молодого стажера»), 2 деловые игры, 5 консультаций, 3 групповые дискуссии, 3 «мозговых штурма», 5 творческих мастерских. Разнообразие форм проведения заседаний, свидетельствуют о том, что все методические объединения создавали условия для совершенствования уровня профессиональной компетенции педагогов с позиции предметных знаний, функциональной грамотности и социальной активности. На заседаниях предметных методических объединений рассматривались вопросы, связанные с обзором методических новинок по предмету; с обменом педагогического опыта по методике и технологии преподавания предмета; с подготовкой школьников к олимпиадам, конкурсам, конференциям; с подготовкой учащихся 9 –х классов к аттестации в форме ГИА, 11-х классов – ЕГЭ. Широко освещались вопросы модернизации образования, использования современных образовательных технологий, внедрения здоровьесберегающих технологий, вопросы межпредметной интеграции.
|
|
Необходимо отметить активную работу руководителей городских методических объединений таких педагогов как:
- Гейгер Н.Р., руководитель ГМО учителей русского языка и литературы;
- Киприянова С.И., руководитель ГМО учителей информатики;
- Быкова З.Н., руководитель ГМО учителей химии;
- Рдаева З.С., руководитель ГМО учителей физики;
- Строина Г.В., руководитель ГМО учителей географии;
- Медведева Н.Ю., руководитель ГМО учителей физической культуры;
- Щербакова В.А., руководитель ГМО учителей биология;
- Коротченко Л.В., руководитель ГМО учителей немецкого языка;
- Антропова Л.А., руководитель ГМО учителей английского языка;
- Захарова О.П., руководитель ГМО учителей французского языка;
- Гребнева Г.В., руководитель ГМО школьных библиотекарей;
- Мустафина З.М., руководитель ГМО классных руководителей 1-4 классов;
- Егорова Л.А., руководитель ГМО классных руководителей 5-11 классов;
- Уланова Е.В., руководитель «Школы молодого стажёра»;
В течение года учителя информатики и ИКТ под руководством Киприяновой С.И. совместно с руководителями других городских методических объединений включали в план деятельности методических объединений мероприятия, направленные на развитие информационной компетентности педагогов. Использование современных информационных технологий позволило создать единый информационный ресурс, использовать который можно в работе школьных и городских методических объединений.
Результатом деятельности городских методических объединений явился совместный образовательный продукт: отчет-панорама презентаций образовательной деятельности.
Городские методические объединения создают уникальную среду, которая способствует проявлению творческой активности педагогов в организации профессионального взаимодействия не только в рамках отдельного заседания городского методического объединения, но и в рамках междисциплинарной методической поддержки и готовности педагогов к непрерывному образованию и саморазвитию.
В городском округе Первоуральск при ИМО МКУ «Городской социально-методический центр» Управления образования продолжает свою работу творческая лаборатория педагогов, в которую входят педагоги - предметники, педагоги – психологи, социальные педагоги, медицинские работники. В настоящий момент она насчитывает 13 творческих групп. Деятельность творческой лаборатории направлена на сотрудничество педагогов, работников образовательных учреждений в изучении, разработке и обобщении материалов по заявленной тематике, на разрешение профессиональных проблем. Цель работы групп: создание профессионального объединения учителей, методистов, интересующихся актуальной педагогической, научно-методической проблемой и желающих исследовать ее, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению опыта работы и реализуется по следующим направлениям:
- научно-исследовательское (методический практикум «Школа менеджмента», редакционно-издательская группа «Ресурс»);
- профессионально-педагогическое (устный журнал «Школа радости», «Звёздочки Первоуральска», интеллектуально-творческая игра «Соболёнок», группа «Энергосбережение»);
- социокультурное (круглый стол «Здоровьесбережение», круглый стол «Культурное наследие», «Межкультурный диалог в образовании»);
|
|
- медиаресурсное (методический практикум «Видеоресурс», практикум «Медиаресурс»).
Целевая группа участников семинара-практикума «Школа менеджмента» под руководством Матвеенко Т.П., (МБОУ СОШ № 10) - это кадровый резерв педагогов на руководящие должности. Заместители руководителя, педагоги из ОУ №№ 1,3, 4,6,10,12,15,16,,22,26,35.
Творческая редакционно-издательская группа «Ресурс», в которую входят 15 человек, под руководством Крючева С.Б., учителя истории МБОУ СОШ № 7, готовит материалы для оформления сборника выступлений педагогов на педагогических чтениях «Профессионализм педагога как фактор повышения качества образования».
В состав творческой группы «Здоровьесбережение» входят 11 человек: руководители образовательных учреждений, педагоги, медицинские работники, классные руководители. Группой подготовлено и проведено совещание учителей физической культуры, работа секции на августовской конференции «Развитие муниципальной системы образования городского округа Первоуральск в условиях модернизации».
Творческая группа «Видеоресурс» под руководством Киприяновой С.И., учителя информатики и математики МБОУ СОШ № 32, руководителя ГМО учителей информатики, позволяет педагогам – предметникам многих городских методических объединений приобщиться к нетрадиционным формам педагогического творчества средствами Интернет-технологий, владения офисными программами.
Традиционно методическая работа своей целью ставит обновление содержания образования, обеспечение профессионального роста руководящих и педагогических работников. В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений педагогической науки и практики, способном непрерывно повышать уровень квалификации.
В 2011 году деятельность Управления образования и МДОУ была направлена на реализацию приказа Министерства образования и науки РФ №665 по введению федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (далее ООП ДО). Понимая важность подготовки педагогов к работе в новых условиях и необходимости сопровождения их деятельности в освоении и реализации ФГТ, были осуществлены следующие действия:
|
|
-анализ и обсуждение примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»;
-тематические проверки по оценке обеспеченности учебной и методической литературой для реализации образовательных программ МДОУ (МДОУ №3, 6, 26), организации методического кабинета как центра профессионального развития педагогов (МДОУ №3, 9, 12, 37);
-документарная проверка по изучению и анализу вариативной части образовательных программ МДОУ в соответствии Федеральными Государственными требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (МДОУ №26, 37);
-презентация предметно-развивающий среды с учетом принципов интеграции образовательных областей, комплексно-тематического построения образовательного процесса (МДОУ №9);
-собеседование с заместителями директоров МДОУ «Отражение в образовательной программе ФГТ к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования», на основе которого разработаны рекомендации по обеспечению условий введения ФГТ для каждого учреждения;
-консультация со старшими воспитателями «Рабочая программа в соответствии с ФГТ», «Календарное планирование образовательного процесса»;
-обучение руководителей и педагогов дошкольных учреждений на курсах повышения квалификации, в том числе и не территории городского округа (29%). Результатом деятельности в данном направлении является начальная готовность образовательных учреждений к введению ФГТ к структуре ООП в практику: скорректированы основные общеобразовательные программы МДОУ, годовые планы, рабочие программы по различным направлениям развития ребенка, локальные документы. Низкий уровень подготовленной документации локального уровня отмечен в МДОУ №6, 37; администрации дошкольных учреждений указано на необходимость принятия действенных мер к устранению выявленных замечаний.
Важным направлением методической работы является организация деятельности профессиональных объединений педагогов (ГМО), которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена опытом, профессионального роста и развития кадров. В течение года функционировало 5 городских методических объединений (учителей- логопедов, музыкальных руководителей, старших воспитателей, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов) по различным направлениям дошкольного образования.
В рамках деятельности ГМО дошкольных работников рассматривались вопросы введения в образовательный процесс современных методов, технологий, приемов и форм работы с педагогическими кадрами (МДОУ №12) и воспитанниками ДОУ (МДОУ №9); профессионального становления молодых специалистов (ДОУ №77); организации процедуры аттестации педагогических работников МДОУ (ДОУ №3, 22, 65), транслировался опыт работы педагогов образовательных учреждений (МДОУ №39).
Показателем результативности деятельности ГМО является рост профессиональной ответственности, осознание необходимости непрерывного саморазвития, ориентированность на достижение высоких результатов педагогического труда, личного вклада в совершенствование образовательного процесса. Продуктом деятельности профессиональных объединений педагогов стал сборник методических материалов на электронном носителе.
Методическую помощь педагогам и руководителям МДОУ оказывает городской методический совет (ГМС), одной из задач деятельности которого является организация экспертизы учебно-методической продукции, педагогических и управленческих проектов с целью их дальнейшей трансляции и диссеминации. Компетентность, объективность членов ГМС способствовали успешному представлению продукции педагогов на муниципальном (Единая методическая неделя, августовская педагогическая конференция, выставка учебно-методической продукции) и региональном уровнях (Форум молодых специалистов, г. Красноуфимск).
В 2012 году работа профессиональных объединений педагогов МДОУ и городского методического совета будет посвящена вопросам системы мониторинга достижения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ, обеспечение преемственности в работе ДОУ и начальной школы в соответствии с ФГТ и ФГОС.
В целях повышения качества образования, развития взаимодействия дошкольных образовательных учреждений на совещаниях заместителей директоров и руководителей ДОУ рассматривались такие вопросы, как организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, оценка результативности деятельности МДОУ, создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Заместители директоров презентовали результаты реализации программы развития учреждения. Подходы коллектива МДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида» и его филиалов к взаимодействию детского сада и семьи в создании здоровьесберегающей среды в ДОУ в условиях летабыли учтены дошкольными образовательными учреждениями при организации летней оздоровительной работы.
Одна из эффективных форм методической работы – подготовка и проведение семинаров. С целью реализации требования Закона РФ «Об образовании» об обеспечении открытости и доступности информации об учреждении в текущем году был организован семинар для заместителей директоров МДОУ «Создание сайта: идея, воплощение и возможности для управления ДОУ», подготовленный заместителями директоров МДОУ №№3,9,39,70. На семинаре были рассмотрены нормативно-правовые основания функционирования сайта учреждения, методические рекомендации по представлению материалов, анализ результатов функционирования сайтов. Проведено практическое занятие по разработке сайта с помощью программного обеспечения «Конструктор е-Publish», в котором приняли участие 14 педагогов из 8-и учреждений городского округа.
Мероприятие способствовало не только повышению ИКТ-компетентности педагогов. На сегодняшний момент сайты функционируют у 7-и МДОУ и 2-х филиалах (ДОУ №1, №50), в МДОУ №12, 30, 37, 75 и в 3-х филиалах МДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида» завершается работа по наполнению основных разделов.
Для начинающих руководителей дошкольных образовательных учреждений и резерва руководителей на муниципальном уровне была организована стажерская площадка (руководитель Т.П.Балашова, директор МДОУ №12). Такая форма взаимодействия позволила актуализировать управленческий опыт руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ №№7, 12, 14, 26, 39, 41, 50, 70) и обеспечить профессиональный рост работников МДОУ: 5 участников стажерской площадки в текущем году были назначены на руководящие должности директора, заведующих филиалами.
Таким образом, анализируя управленческую деятельность по методическому сопровождению дошкольных образовательных учреждений, можно выделить следующие результаты:
-активизация процесса введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
-расширение единого информационного пространства образовательных учреждений, развитие системы методической поддержки педагогов в области применения информационных компьютерных технологий в образовательном процессе;
-повышение качества проектной и издательской деятельности педагогов и руководителей ДОУ;
-повышение активности педагогов по обобщению и транслированию профессионального опыта педагогическому сообществу города, области, федерации.
Соответственно, учитывая основные тенденции развития дошкольного образования на создание полноценного пространства развития ребенка, перспективы методической работы будут определены в рамках сопровождения процесса введения ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; диссеминации и трансляции продуктов инновационного опыта педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений по освоению и введению в практику ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.