Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) определяют не только требования к её структуре, но и, в какой-то мере, к результату (раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы»), и содержанию (раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей»). Педагогические коллективы самостоятельно выбирают и утверждают перечень программ дошкольного образования для реализации основной общеобразовательной программы учреждения. Специфика и целевые ориентиры образовательной программы определяется видом образовательного учреждения:
Вид общеобразовательной программы | Цели образовательной программы |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (79% МДОУ) | Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категории детей с ограниченными возможностями здоровья (21% МДОУ) | Обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
|
|
Образовательный процесс в дошкольных учреждения городского округа Первоуральск выстраивается на примерных общеобразовательных программах дошкольного образования, разработанных с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (далее ООП ДО). Дошкольные образовательные учреждения реализуют в группах общеразвивающей направленности:
- Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - 27,4% (МДОУ №№ 6, 26, 30, 39, филиалы №№24, 34, 41);
- Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой –16,6% (МДОУ №№3, 70, филиалы ДОУ №№1, 11, 14, 19, 44, 77);
|
|
- Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой - 50,0% (МДОУ №№12, 37, 75, ДОУ №№ 2, 4, 21, 23, 32, 33, 38, 46, 48, 50, 57, 59, 63, 65);
- «Примерную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л.Парамоновой - 2% (ДОУ №42);
- «Из детства в отрочество», авторский коллектив Т.Н.Доронова, А.Г.Голубева –2%(ДОУ №7)
- «Истоки» под редакцией Т. Алиевой - 2% (ДОУ №60).
В группах компенсирующей направленности реализуются:
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.Плаксиной (ДОУ №22);
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Баряевой (ДОУ №3);
- Баряева Л.Б. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (ДОУ №3);
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой (ДОУ №№26, 37, 47, 39, 50);
«Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной (ДОУ №9, 12, 39);
- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной (ДОУ №3, 12, 50).
Данные программы обеспечивают 80% времени, необходимого для реализации обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса (20% времени), отражает видовое разнообразие ДОУ, наличие приоритетных направлений деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Педагогические коллективы особое внимание уделили подбору программ и технологий, обеспечивающих реализацию вариативной части ООП ДО по различным направлениям развития детей: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому:
-физическое развитие
-«Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми» (М. Рунова);
-Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет (Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева);
-«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева);
-«Физическая культура для малышей» (С. Я. Лайзане);
-«Танцевально-игровая гимнастика «Сафи-Дансе» (Ж. Фирилева, Е. Сайкина);
-«Развивающая педагогика оздоровления» (В.Кудрявцева).
-познавательно-речевое:
-«Развитие речи детей дошкольного возраста» (под редакцией О.С. Ушакова);
-«Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников (под редакцией Н.Николаевой);
-«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева);
-«Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной);
-«Шахматы в школе» (В. Комиссарова);
-«Лего-мозаика в детском саду и начальной школе» (В.Новикова);
-«Математика в детском саду» (В.Новикова).
-художественно-эстетическое:
-«Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева);
-«Музыкальное воспитание дошкольников» (О.Радынова, М.Палавандшвили);
-«Программа развития музыкального восприятия на основе синтеза искусств» (К. Тарасова);
-«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (Н.Лыкова).
|
|
-социально-личностное:
-«Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста (под редакцией О. Князевой);
-«Девочки и мальчики в семье и в детском саду» (Т.Доронова).
Содержание вариативной части основных образовательных программ дошкольного образования представлено парциальными программами в соответствии с видом ДОУ. Перечни программ, технологий, методических пособий составлены с учетом их минимально-необходимого количества для обеспечения приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В течение 2011 года Управление образования инициировало создание организационно-методических условий по реализации федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Во всех МДОУ разработаны программы введения ФГТ, проведен анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, подобрано и утверждено на педагогических советах программно-методическое обеспечение по реализации образовательных областей, сформирован пакет методических рекомендаций по обеспечению условий введения ФГТ. Специалистами Управления образования оказана инструктивно-методическая помощь заместителям директоров, старшим воспитателям, профессиональным объединениям педагогов по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, рабочих программ, приведению методических кабинетов и предметно-развивающей среды групп в соответствие с принципами разработки основной общеобразовательной программы.
Таким образом, в 2011 году был осуществлен начальный этап перехода к реализации содержания образования, соответствующего ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В перспективе – серьёзная работа педагогических коллективов, направленная на качественное освоение содержания организованной образовательной деятельности, отработку мониторинга, позволяющего определить уровень развития интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.
|
|