Основным противоречием нашего времени является огромный поток информации, с одной стороны, и отсутствие эффективных способов получения ее большинством педагогов – с другой.
Однако проводимая информационно-методическим отделом работа даёт положительные результаты, которые выражаются, в первую очередь, в подъеме образовательной активности педагогов. В настоящее время практически все педагоги принимают участие в той или иной форме повышения квалификации, при этом отмечается, что значительная часть учителей включается в различные формы повышения квалификации по собственной инициативе.
Объективно это связано с необходимостью подготовки к аттестации, переходом на новые образовательные стандарты.
В то же время отмечается интерес педагогов к современным технологиям обучения детей, стремление овладеть компьютерными информационными технологиями, включиться в дистанционные способы повышения квалификации. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из ключевых направлений в развитии учительского потенциала является разработка и внедрение модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
|
|
Деятельность информационно-методического отдела в направленииповышения квалификации в течение 2011г. была направлена на то, чтобы быть неоспоримым помощником и координатором в выборе предлагаемых образовательных услуг.
На сегодняшний день в городском округе Первоуральск повышение квалификации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования прошли 188 педагогов (155 учителей начальных классов (68 %), 33 руководящих работника (22 %), из них 42 тьютора.
Обучение проходило в АПК ППРО «Академия повышения квалификации» г. Москвы (4 чел.), в ГБОУ ДПО «ИРО» Свердловской области (38), так и на территории городского округа Первоуральск (146 чел.). Обучившиеся педагоги в АПК ППРО «Академия повышения квалификации» г. Москвы и в ГБОУ ДПО «ИРО» Свердловской области получили право работать тьюторами по данной образовательной программе. В марте 2011 г. для обучения были задействованы в качестве базовых площадок три образовательных учреждения - МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 6, МБОУ «Лицей № 21», в качестве преподавателей программы работало 9 тьюторов; в ноябре 2011 г. обучение проходило на базе МОУ СОШ № 12 - 7 тьюторов. По введению ФГОС повысили свою квалификацию 146 педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Необходимо выделить наиболее приоритетные учреждения дополнительного профессионального образования прохождения курсовой подготовки:
|
|
1. ГБОУ ДО СО «Институт развития образования» (530);
2. ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва (54 чел.)
3. ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», Уральский федеральный университет, УрФУ (6 чел.)
4. «АЛИС-Альянс», «ИР-бис» (45).
5.ООО «Дрофа», «Просвещение» (25);
6. ГБОУ ДПО СО «Институт образования взрослых» (20 чел);
7. ГБОУ СПО Свердловский областной педагогический колледж (20);
8. ГБОУ «Дворец молодежи» (10).
Необходимо отметить, что в 2011 году увеличилось количество учреждений дополнительного образования по повышению квалификации педагогов.
На базе УрФУ повысили квалификацию 42 педагога по программе «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
В 2011 г. повысили квалификацию 710 педагогов (192 педагогических и руководящих работника дошкольных образовательных учреждений и 518 педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, что составляет 57% от общего числа педагогических кадров).
Среди многообразия представленных учреждениями дополнительного образования образовательных услуг в 2011 году наиболее востребованными были образовательные программы и обучающие семинары:
- подготовка и введение ФГОС в начальной школе;
- современные средства оценки качества образования;
- здоровьесбережение;
- методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
- информационно-коммуникационные технологии в начальной школе;
- методическое совершенствование процесса управления образовательным учреждением.
Сравнительный анализ по каждому образовательному учреждению показал, что все образовательные учреждения успешно участвуют в повышении квалификации.
Основными формами повышения квалификации по прежнему остаются семинары и образовательные программы. Наибольший интерес среди педагогических и руководящих работников вызывает обучение по образовательным программам. За 2011г. по образовательным программам прошло обучение 306 педагогов, работа в семинарах –212 педагога.
Сравнительный анализ двух последних лет показывает растущий интерес педагогов обновлять свои знания и повышать свой профессионализм. В 2011 учебном году количество педагогических и руководящих работников, прошедших курсовую подготовку увеличилось на 16 %.
Для педагогов дополнительного образования 2011 год оказался не столь успешным в направлении повышения квалификации. Выбор предлагаемых семинаров и образовательных программ весьма затруднен и ограничен. На сегодняшний день педагогов дополнительного образования на обучение приглашает только одно учреждение – ГБОУ «Дворец Молодежи», чаще всего – это одно или двухдневные семинары.
Представленный график позволяет сделать вывод о том, что с каждым годом происходит увеличение количества тьюторов и экспертов в городском округе Первоуральск, что повлияет на качество образования.
Дисциплины | Количество | ||
тьюторов | экспертов ГИА | экспертов ЕГЭ | |
Русский язык | 8 | 30 | 26 |
Литература | 5 | 30 | 26 |
Математика | 16 | 18 | 18 |
История | 1 | 5 | 4 |
Обществознание | 2 | 5 | 4 |
Физика | 3 | 6 | 3 |
Химия | 2 | 4 | 2 |
биология | 4 | 5 | 7 |
география | 1 | 5 | 2 |
Ин.яз | 9 | 5 | 2 |
информатика | 4 | 6 | 3 |
ОРК | 1 | - | - |
ФГОС начальной школы | 42 | - | - |
ИТОГО | 98 | 119 | 97 |
Время ставит перед педагогами новые задачи, поэтому необходимо осуществлять принципиально новые подходы и к повышению квалификации педагогических кадров, подходы, связанные не только с обновлением содержания, но и главным образом с пересмотром организации повышения квалификации через дистанционное обучение.
|
|
В 2011 году все больше педагогов реализует свое повышение квалификации через дистанционное обучение. Ряд образовательных программ проходило в ГБОУ ДПО ИРО «ОП «Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0)» (72 час.) с использованиемдистанционно-обучающих технологий (ДОТ), ОП«Интеграция информационных и образовательных технологий XXI века» Вариативный модуль: «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века (расширенный уровень)» (90 час.) с использованием ДОТ, ОП«Интернет-технологии в обучении» (72 час.), ОП «Сетевые педагогические сообщества как фактор профессионального развития» (72 час.) с использованием дистанционно-обучающих технологий, на которых прошло обучение в течение года более 20 педагогов образовательных учреждений. Использование сети интернет позволяет в режиме реального времени участвовать в ВЕБ-семинарах.
Выводы:
1. Многие образовательные программы и семинары, представляемые ГБОУ ПДО СО «ИРО» на бюджетной основе становятся однообразными, не удовлетворяют современным потребностям педагогов, не решают перспективных задач, стоящих перед педагогом.
2. В условиях модернизации современного образования система повышения квалификации изменяется и перестраивается. Наиболее востребованными становятся курсы повышения квалификации, связанные с внедрением ФГОС, дистанционные курсы, семинары по введению новых УМК, курсы командного обучения.
Для дальнейшего совершенствования работы в направлении развития учительского потенциала в области информационной деятельности повышения квалификации определены следующие задачи:
1. Продолжить оказание информационной помощи в получении новой специализации и переподготовки с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов в системе образования при формировании кадрового состава образовательного учреждения.
2. В 2012 г. продолжить работу по организации и проведению курсовой подготовки для учителей – предметников, работающих в начальной школе по вопросам введения ФГОС начальной школы.
|
|
3. Продолжить организационную поддержку повышения квалификации педагогов с учетом потребностей образовательного учреждения через сетевое взаимодействие.
4. Продолжить работу по целенаправленному, непрерывному повышению уровня квалификации педагогических работников с целью повышения:
- методологической культуры,
- качества образования.
Школа радости
Профессия учителя рассматривается многогранно. Педагог - человек, профессионал, творческая личность, психолог.
Открывать человеческое в человеке – та мудрость, которая заложена в профессии «Учитель». Учитель - это не только призвание, это образ жизни. Любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от особенностей учителей, их личных качеств, уровня профессионально-педагогической компетентности.
В городском педагогическом сообществе реализуется долгосрочный социально-педагогический проект «Школа радости», направленный на поддержку будущих педагогов и молодых специалистов.Третий год МБОУ СОШ № 15 открывает двери городскому практическому семинару «Школа радости». Городской практический семинар «Школа радости» - ресурс развития профессионально-педагогического потенциала педагогов» был проведен традиционно в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» (апрель, октябрь). «Школа радости» - это целостная системная организация работы с молодыми специалистами и будущими педагогами.
На встрече в октябре 2011 года присутствовало 110 человек: молодые педагоги образовательных учреждений городского округа Первоуральск, обучающиеся, ориентированные в педагогическую профессию, учителя – наставники, педагоги-психологи, представители администрации городского округа Первоуральск (А.В.Слабука), представители ГОУ СПО «Ревдинский педагогический колледж», представители филиала ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально – педагогический университет» в г. Первоуральск (кафедра профессионально – педагогического образования). На семинаре мастер-класс «Современный урок» проведён Корзниковой Г.Г., кандидатом педагогических наук, профессором УрГПУ
Цель работы с молодыми специалистами на муниципальном уровне: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективах образовательных учреждений. Для реализации цели определены задачи, которые состоят в том, чтобы создать атмосферу поддержки в педагогических коллективах молодым педагогам, оказать помощь в приобретении навыков практической деятельности, оказать помощь в планировании и организации учебной деятельности. Выполнение поставленных целей и задач осуществляется в деятельности «Школы молодого стажера» (руководитель Уланова Елена Владимировна, учитель химии высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»).
Деятельность «Школы молодого стажера»
- выявление затруднений в деятельности молодых специалистов;
- анкетирование с целью выявления уровня профессионального мастерства, сферы и направленности интересов молодого учителя;
- организация процесса обучения молодых педагогов (лекции, круглые столы, тестирование, анкетирование, обучающие семинары, открытые занятия, мастер – классы).
В марте 2011 года городским методическим объединением педагогов – психологов был организован психологический тренинг «Профессиональное мастерство», в котором приняли участие 12 молодых специалистов. В результате работы была сформирована папка методических рекомендаций «В помощь молодому специалисту». Особый интерес молодые специалисты проявили к защите проектов (Ахмадуллина Л.И., учитель английского языка МБОУ «Лицей № 21» - «Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции у подростков»; Рыбкина А.И., учитель иностранных языков МОУ ООШ «Средняя общеобразовательная школа № 40» - «Языковой портфолио как средство формирования самооценки младших подростков при изучении английского языка»).
В «Школе молодого стажера» мотивация самообразования достигается через создание оптимальных условий для творческого роста через посещение уроков опытных педагогов, использование современной методической литературы, участие в конкурсах профессионального мастерства (конкурс «Самый классный, классный – 2011г» – Рыбкина А.И., учитель английского языка МОУ ООШ «Средняя общеобразовательная школа № 40»).
30 сентября 2011 года в г. Красноуфимск состоялся Форум молодых педагогов Западного округа Свердловской области «Педагогический дебют. Инновационной школе – новые кадры». В очном этапе Форума приняли участие 39 молодых педагогов из 5 муниципальных образований: Красноуфимск, Нижнесергинский, Полевской, Верхняя Пышма, Первоуральск. 14 педагогов из 11 образовательных учреждений города Первоуральска представили свой опыт в мастер - классах, презентациях педагогической продукции.
В работе секций были отмечены следующие педагоги:
- Волегова Е.В., учитель географии, Дубровский Е.И., учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Дымшакова Ю.С., учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»;
- Ахмадуллина Л.И., учитель английского языка МБОУ «Лицей № 21»;
- Рыбкина А.И., учитель английского языка МОУ «Основная общеобразовательная школа № 40»;
- Платонова Г.С., музыкальный руководитель филиала МДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» - «Детский сад № 33»;
- Постаногова Е.А., воспитатель филиала МДОУ «Детский сад № 37 комбинированного вида» - «Детский сад № 16»;
- Белобородова И.В., учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида».
Тезисы молодых педагогов, принявших участие в работе Форума вошли в сборник «Педагогический дебют». В этом сборнике опубликованы материалы фрагмента интегрированного урока «Великобритания. Характеристика страны.» учителя английского языка Дубровского Е.И. и учителя географии Волеговой Е.В. МБОУ СОШ № 5; статья «Организация спортивных мероприятий как способ повышения физических качеств у обучающихся» учителя физической культуры Пилькина А.В. МОУ СОШ № 22.
В 2011 – 2012 учебном году «Школе молодого стажера» предстоит реализация проекта «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что «стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Одной из приоритетных задач, решение которой способствует реализации этой цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Курсовая подготовка и переподготовка является одной из форм повышении квалификации педагогических и административных работников дошкольных образовательных учреждений. В 2011 году прошли обучение по различным направлениям педагогической деятельности 33% педагогов.
Специалистами Управления образования осуществлялась работа по подготовке педагогов МДОУ к освоению Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 29% педагогов и руководителей прошли обучение на проблемных семинарах по данной тематике, 5 человек обучились в ИРО по программе подготовке тьюторов «Управление качеством дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями».
Следует отметить стабильное увеличение педагогических и руководящих работников, прошедших обучение в объеме 72-х часов. Так, если в 2010 году свидетельство о прохождении курсовой подготовки указанной продолжительности имели 15% работников МДОУ, то в 2011 году их количество увеличилось до 25%. Педагоги и руководители приняли участие в окружных мероприятиях: совещании –семинаре для работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (11 человек), в выставке «Инновации в дошкольном образовании», г. Красноуфимск (12 человек), где представили материалы, отражающие реализацию ФГТ (программа введения ФГТ, комплексно-тематическое планирование, основные образовательные программы дошкольного образования).
В сравнении с предыдущими годами, наблюдается снижение количества педагогических работников, повысивших квалификацию путем прохождения курсовой подготовки.
Год | 2009 | 2010 | 2011 |
Доля педагогов, повысивших квалификацию | 86% | 62,7% | 40,2% |
Данный фактор обусловлен узкой направленностью в текущем году тематики бюджетных образовательных программ и семинаров для работников дошкольного образования ИРО, центра «Учебная книга» и наличием очереди на курсовую подготовку. Часть педагогических работников дошкольных образовательных учреждений прошли обучение на внебюджетной основе (центр «Ир-бис», Институт образования взрослых, УрГПУ и др.). Так, на территории города были организованы и проведены семинар-практикум «Проектирование образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования», авторский семинар М.Н.Метеновой (Ярославский ИРО) «Инновационные формы взаимодействия с семьей». Последний из перечисленных позволил актуализировать знания не только педагогов, но родителей воспитанников ДОУ и младших воспитателей.
Однако в ходе реализации поставленных задач возникает проблема распространения среди педагогического коллектива ДОУ информации, полученной в ходе курсовой подготовки. В Управлении образования и МДОУ создан банк персонифицированного учёта курсовой подготовки. В повестки заседаний городских методических объединений систематически включались темы, посвященные обзору материалов, полученных педагогами в ходе обучения по образовательным программам.
В целях усиления эффективности организации курсовой подготовки в педагогов МДОУ в 2012 году планируется ввести систему мониторинга по своевременному прохождению педагогами курсового обучения в объеме 72-х часов; организовать целенаправленную подготовку руководителей МДОУ по направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» в соответствии требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ от 26.08.2010г № 761N).