| ||
Элементы бюджeта денежных средcтв | Источники информации | |
Поступления денежных средств Реализация Поступления от прошлых лет | Бюджет продаж (за наличные) Бюджет продаж (в кредит) плюс записи поступления - процент поступления за первый месяц, второй месяц и т.д. | |
Доходы от продаж активов | Прогнозный отчет o прибылях и убытках | |
Займы полученные | Бюджет денежных средств прошлого месяца | |
Выбытия денежных средств Приобретение основных материалов | ||
Прямые затраты труда | Бюджет трудовых затрат | |
ОПР | Бюджет общепроизводственных расходов | |
Коммерческие расходы | Бюджет коммерческих расходов | |
ОХР | Бюджет общехозяйственных расходов | |
Капитальныезатраты | Бюджет капитальныхзатрат | |
Налог на прибыль | Отчет o прибылях и убытках предыдущего года и предложения | |
Процент за кредит | Прогнозный отчет o прибылях и убытках | |
Возврат займов | Договоры займов |
Гибкий бюджет.
Гибкий бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
|
|
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).
|
|
Для составления гибкого бюджета используют формулу гибкого бюджета - уравнение, которым корректно определяются бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:
Гибкий бюджет = (зПер x K) + Зпост бюджет,
где зПер - переменные затраты на единицу продyкции.
зПер = ЗПер по видам затрат: объем производства по вариантам,
где ЗПер - совокyпные переменные затраты по элементам затрат;
K - количество произведенных единиц продyкции;
Зпост бюджет - постоянные бюджетные затраты.
Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе - оценить фактические результаты.
Составление отчета o выполнении бюджета, скорректированного на фактический выпуск, состоит в следyющем. Исходный статичный бюджет и фактические данные без корректировки на фактический выпуск представлены в таблице 2.
Таблица 2
Отчет o выполнении бюджета за год (д. e.)
Статьи затрат | По плану: бюджетный выпуск 17500 шт | Фактически: объем производства 19100 шТ | Oтклонения | |
Основные материалы | 42 000 | 46 000 | 4000 | |
Прямые трудозатраты | 68 250 | 75 000 | 6750 | |
Переменные ОПР | 40 250 | 44 100 | 3850 | |
Постоянные ОПР | 49 400 | 49 100 | 300 | |
Итого | 199 900 | 214 200 | 14 300 | |
По данному отчету фактические затраты превысили плановые на 14300 д. e. или 7,2%. Превышение по затратам значительно.
Однако фактический выпуск - 19100 шт. был больше, чем запланированный - 17500 шт.
Данные отчета не являются показательными для оценки выполнения бюджета затрат. B таблице 3 представлен дополнительно расчет ставок переменных затрат по элементам затрат.
Таблица 3
Подготовка гибкого (переменно г о) бюджета (д. e.)
Статьи затрат | Уровень пpoизводcтва, шт. | Переменные затраты на единицу | |||
15 000 | 17 500 | 20 000 | |||
Основные материалы | 36 000 | 42 000 | 48 000 | 2,4 | |
Прямые трудозатраты | 58 500 | 68 250 | 78 000 | 3,9 | |
Переменные ОПР | 34 500 | 40 250 | 46 000 | 2,3 | |
Итого переменных затрат | 129 000 | 150 500 | 172 000 | 8,6 | |
Постоянные ОПР | 49 400 | 49 400 | 49 400 | ||
Всего | 178 400 | 199 900 | 221 400 | ||
Бюджетные затраты, скорректированные на фактический вьшуск, представлены в следyющей таблице.
Таблица 4
Отчет o выполнении бюджета за год (д. e.)
| ||||
Статьи затрат | Бюджет в расчете на 19100 шт. | фактические затраты на 19100 шт. | Отклонения | |
Основные материалы (2,4 д. e.) | 45 840 | 46 000 | (160) | |
Переменные трудо-затраты (3,9 д. e.) | 74 490 | 75 000 | (510) | |
Переменные ОПР (2,3 д. e.) | 43 930 | 44 100 | (170) | |
Постоянные ОПР | 49 400 | 49 100 | 300 | |
Итого | 213 660 | 214 200 | (540) | |
Данный отчет показывает, что фактические затраты превысили бюджетные в течение года на 540 д. e. - менее чем на 0,3 %. По данным гибкого бюджета видно, что фактическое исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям.
Гибкий бюджет позволяет более точно измеришь и проанализировать выполнение плана.