Принципы построения внеклассной работы по русскому языку

 

Б.П. Панов в своем пособии «Внеклассная работа по русскому языку» говорит, что успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку.

Задачами внеклассной работы по русскому языку в школе являются:

1. Воспитание и формирование творческой активности личности.

2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

3. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка.

4. Расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи.

5. Выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а так же воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставаний по русскому языку.

Внеклассная работа по русскому языку организуется во внеурочное время. Она не обязательна для всех школьников и охватывает главным образом тех, которые проявляют интерес к русскому языку. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за ее пределы и определяется в основном интересами учащихся, которые часто складываются под влиянием учителя.

Внеклассной работе по русскому языку не уделяется достаточного внимания  ни в средних, ни в начальных классах. Отличительной ее чертой является то, что она позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.

Внеклассная работа всегда стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Тезис «Внеклассная работа – продолжение урока» отнюдь не имеет в виду простого повторения изученного, дублирования на внеклассных занятиях программного материала. Этот тезис следует понимать как шаг вперед в обогащении учащихся знаниями, умениями, навыками. Внеклассная работа, таким образом, может быть признана одной из форм углубленных знаний по предмету, своеобразной формой научной популяризации.

Внеклассная работа, приоткрывает окно в удивительный, заманчивый мир родного языка, выразительного русского слова.

Нужно заметить, что во внеклассной работе не следует видеть только занимательные формы, лишь стремление заполнить досуг учащихся, «игру в язык». Занимательность как характерная черта внеклассной работы не исключает глубины и серьезности в проведении занятий.

При организации внеклассных занятий, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук, принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности; прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся.

Во внеклассной работе приобретает, например, большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника и стремится к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Внеурочная работа строится на основе методических принципов, которые соответствуют учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.

Методические принципы внеклассной работы по русскому языку вытекают из специфики форм учебной деятельности, из целей и задач внеурочных занятий по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка как учебного предмета. Существует мнение, что необходимо выделить две группы принципов, вытекающих:

1) из специфики внеклассной работы, как формы учебной деятельности школьников и 2) из специфики самого предмета (Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой»). Вторая группа принципов в равной мере распространяется на урочную и внеурочную деятельность, так как ученики имеют дело с одним и тем же объектом изучения, так как общие цели обучения русскому языку на уроке и вне его совпадают. Действительно, установленные в трудах Л.П. Федоренко принципы обучения русскому языку:

1) принцип внимания к материи языка,

2) принцип понимания языковых значений,

3) принцип оценки выразительности речи,

4) принцип развития чувства языка,

5) принцип опережающего развития устной речи – не могут не учитываться во внеклассной работе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: