1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?
2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково количество слогов в этих словах? Объясните, почему?
3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором дают представление с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных (Цирк).
4. Какую букву надо всавить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами (Коля – колья).
5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухоте или звонкости, чтобы получилось новое слово (слова даны на плакатах). Ответы: удочка – тужить – висит.
6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких, длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги’ – пироги)/
Домашнее задание
«Егоркины скороговорки»
Произнесите скороговорки, четко выговария согласные звуки. Повторите задание 2-3- раза, ускоряя темп речи.
Ведущий: Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора:
- Посреди двора дрова.
- Жук над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
- В перелеске перепел
Перепелку перепел
- Лилии полили ли
Иль увяли лилии.
- Аня ныне нянина,
Нина няня Алина.
- Мамами любимы мы-
Самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Всем поставите пятерки.
Ю. Черных
Скороговорки, которые были анны детям на дом:
Все бобры добры до своих бобрят.
Водовоз вез воду из под водопровода
У пенька опять пять опят.
Труд. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.
Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Фонетическая задача.
Ведущий: Назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.
Угостили Олю сладкой,
Очень вкусной шоколадкой.
Губки, носик и рубашку –
Все измазала бедняжка.
Мама дочь едва узнала:
- Ах ты, ненаглядная,
Дочка шоколадная!
Фонетические загадки.
Ведущий: 1. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хотабыча и шлепнулся на пол. В слове-отгадке есть и звонкие и глухие согласные звуки.)
2. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)
Ведущий: Воздух рвет преграды,
Шум получается.
Голоса не совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Дети: (Это согласный глухой.)
Ведущий: Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается …
Дети: (гласный)
Фонетические диалоги
«Кто важнее».
Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные: Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтоб хоть немного приоткрыть рот. Ничего не получается! Н..
Гласные: А вот и получится! Например, М..
Согласные: Разве только одно М, а больше ничего.
Гласные: И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни оин слог.
Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас в вами.
Гласные: (поют и смущенно умолкают) [..о…е…и…а]
Согласные: Вот видите! А если мы скажем) [..ф…н…т…к] так всякий догадается, что это фонетика.
Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: елка, если, окно.
Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают)
Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
Мальчик и девочка: (по очереди)
Дружат гласные с согласной
Составляя вместе слог:
Ма и ша (запомни, Маша!)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква,
Сло и ва, читай слова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Фонетическая минутка.
Ведущий: Какой новый звук появился?
Сон-стон каска-краска ролик-кролик
Сок-сток салка-скалка тучка-штучка
Стук-сук кошка-крошка кот-крот
«Всегда вместе»
Ведущий: Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились гласные в кучу, хотят поговорить – и никак.
Согласные: Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают)
Ведущий: И заскучали … Вдруг…
Согласные: Тсс!
Ведущий: Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные: (выходят на сцену и плачут) А-а-а-а! Уа! Уа! Уа!
Ведущий: Аукают
Гласные: Ау! Ау! Ау!
Ведущий: И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.
Согласные: [бдм],[всгд],[вмст]!
Ведущий: И услышали они радостное, но тоже невнятное.
Гласные: [у-е-е-а-е-е]!
Ведущий: Решили заключить они мир. Снова стали рядом и так четко сказали…
Согласные и гласные: Будем всегда вместе!
Ведущий: С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Как же тогда будет человек слова говорить, если они будут ругаться?
(По А. Шибаеву)