Фонетическая викторина

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково количество слогов в этих словах? Объясните, почему?

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором дают представление с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных (Цирк).

4. Какую букву надо всавить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами (Коля – колья).

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухоте или звонкости, чтобы получилось новое слово (слова даны на плакатах). Ответы: удочка – тужить – висит.

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких, длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги)/

       Домашнее задание

       «Егоркины скороговорки»

Произнесите скороговорки, четко выговария согласные звуки. Повторите задание 2-3- раза, ускоряя темп речи.

Ведущий: Я сегодня был в восторге

                  От затейника Егорки,

                  За его скороговорки

                  Я поставил бы пятерки!

       Повторяйте, детвора:

       - Посреди двора дрова.

       - Жук над лужею жужжа,

       Ждал до ужина ужа.

                  - В перелеске перепел

                  Перепелку перепел

                  - Лилии полили ли

                  Иль увяли лилии.

       - Аня ныне нянина,

       Нина няня Алина.

       - Мамами любимы мы-

       Самыми любимыми!

                  То-то буду я в восторге,

                  Если вы, как я Егорке,

                  За его скороговорки

                  Всем поставите пятерки.

Ю. Черных

Скороговорки, которые были анны детям на дом:

Все бобры добры до своих бобрят.

Водовоз вез воду из под водопровода

У пенька опять пять опят.

Труд. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.

Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Фонетическая задача.

Ведущий: Назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.

       Угостили Олю сладкой,

       Очень вкусной шоколадкой.

       Губки, носик и рубашку –

       Все измазала бедняжка.

       Мама дочь едва узнала:

       - Ах ты, ненаглядная,

       Дочка шоколадная!

Фонетические загадки.

Ведущий: 1. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хотабыча и шлепнулся на пол. В слове-отгадке есть и звонкие и глухие согласные звуки.)

            2. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

Ведущий: Воздух рвет преграды,

            Шум получается.

            Голоса не совсем,

            Но звук прорывается.

            Как называется звук такой?

Дети:   (Это согласный глухой.)

Ведущий: Воздух свободно идет через рот,

            Нет препятствий разных,

            Голос участвует, голос зовет.

            Звук получается …

Дети: (гласный)

Фонетические диалоги

«Кто важнее».

Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтоб хоть немного приоткрыть рот. Ничего не получается! Н..

Гласные: А вот и получится! Например, М..

Согласные: Разве только одно М, а больше ничего.

Гласные: И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни оин слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас в вами.

Гласные: (поют и смущенно умолкают) [..о…е…и…а]

Согласные: Вот видите! А если мы скажем) [..ф…н…т…к] так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: елка, если, окно.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают)

Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

Мальчик и девочка: (по очереди)

            Дружат гласные с согласной

            Составляя вместе слог:

            Ма и ша (запомни, Маша!)

            К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква,

Сло и ва, читай слова.

            Сколько в слове гласных –

            Столько и слогов.

            Это знает каждый из учеников.

 

Фонетическая минутка.

Ведущий: Какой новый звук появился?

            Сон-стон каска-краска  ролик-кролик

            Сок-сток салка-скалка  тучка-штучка

            Стук-сук кошка-крошка кот-крот

 

«Всегда вместе»

Ведущий: Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились гласные в кучу, хотят поговорить – и никак.

Согласные: Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают)

Ведущий: И заскучали … Вдруг…

Согласные: Тсс!

Ведущий: Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные: (выходят на сцену и плачут) А-а-а-а! Уа! Уа! Уа!

Ведущий: Аукают

Гласные: Ау! Ау! Ау!

Ведущий: И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.

Согласные: [бдм],[всгд],[вмст]!

Ведущий: И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные: [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий: Решили заключить они мир. Снова стали рядом и так четко сказали…

Согласные и гласные: Будем всегда вместе!

Ведущий: С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Как же тогда будет человек слова говорить, если они будут ругаться?

(По А. Шибаеву)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: