Фонетические загадки

Ведущий: 1. Пулька или Пончик? (Как зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки? Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

            2. Кролик или Пятачок? (Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует?» В имени – отгадке все согласные звуки глухие.)

Игра «Один звук, марш!»

Ведущий: Поиграем в игру, которую назовем так: «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость.

Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

2. Теперь наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза-гроза.

Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, удар, дар.

3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук: корж-морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.

 

 

Игра «Думай! Думай! Думай!»

 

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

            (флюс-плюс)

С буквой «л» - в игре в футбол.

Часто слышу слово …

С «д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало просто …

      (год-гол)

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о» -

Будет круглое число.

            (сурок-сорок).

                               Когда я месяц, то легко дыша,

                               Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

                               Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

                               То под меня ты бодро зашагаешь.

                                          (март-марш)

Я бываю золотой,

А природный – костяной.

Если «з» на «к» заменишь,

Смысл во мен совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем. (зуб-куб)

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на просторе.

            (колос-голос).

 

Веселые рифмы про ударение.

1 ученик: Ударный слог, ударный слог,

            Он назван так не даром,

            Эй, невидимка – молоток,

            Отметь его ударом.

2 ученик: И молоток стучит, стучит,

            И четко речь моя звучит.

            Шутник он, невидимка-молоток,

            Тук!, - и ударил в безударный слог..

           .. И сразу же исчез огромный замок.

            И появился маленький замок…

3 ученик: Послушай, молоток,

            Не путай слоги,

            Опять озорничая, не солги!

            Мы в слове слог ударный

            Найдем э-ле-мен-тар-но!

            А когда его найдем,

            Громче всех произнесем!

Два правила ударения.

Правило первое.

1 ученик: Ошибка в ударение

            Граничит с преступлением.

            Пускай запомнит это и млад и стар.

            Ни молодым, ни старым

            Нельзя одним ударом

            Не то, что нужно, ставить

            Под удар.

Правило второе.

2. ученик: Возил не шофер, а шофер,

            Не фарфор, а фарфор.

            Был оглашен не приговор –

            Судебный приговор.

            Строгал не столяр, а столяр,

            Но доску – не доску.

            И слушал в одиночестве

            Не «Тоску», а тоску.

Ф. Кривин

«Фонетические головоломки»

Ведущий: Я – травянистое растенье

            С цветком сиреневого цвета,

            Но переставьте ударенье,

            И превращаюсь я в конфету.

            (ирис-ирис)

                           Мы для пилильщиков подставка,

                                 Мы для кучера сиденье.

                                 Но попробуй-ка, подставь-ка

                                 Нам другое ударенье,

                                 Осторожней будешь с нами:

                                 Забодаем мы рогами!

                                 (козлы-козлы)

            Я – сборник карт: от ударенья

            Зависят два моих значенья.

            Хочу – преображусь в названье

            Блестящей, шелковистой ткани

              (атлас-атлас).

                                 Скорей, сестра, на рыб взгляни

                                 Попались на крючок они.

                                 В ведерко руку окуни,

                                 Не бойся, это (окуни).

            Сосульки, как носы у цапель,

            И тают, словно карамель.

            Я слышу звон апрельских капель,

            Поет апрельская (капель).

Я. Козловский



Приложение № 2

«Я Р М А Р К А»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: