Требования к знаниям студентов по дисциплине «Экономика»

Методические рекомендации

По изучению дисциплины

                                             «Экономика»

                                   

                             для студентов очной и заочной формы обучения

                             неэкономических специальностей ПГСХА                 

 

Уссурийск

2008

 

Составитель: Полякова Е.М.- ст. преподаватель кафедры философии и социально-          

                        экономических дисциплин.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Экономика»для студентов очной и заочной формы обучения неэкономических специальностей ПГСХА /сост. Е.М. Полякова; ПГСХА.- Уссурийск, 2008.- 138 с.

 

                                                 

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Экономика» п одготовлены в соответствии с ГОС ВПО 2 поколения.

 

 

   Рецензент:- к.э.н., доцент кафедры экономики, управления и информационно- консультационных технологий в агробизнесе Синельников Ю.А.

 

Печатается по решению методического совета ФГОУ ВПО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»

Содержание

Организационно-методический раздел

6

I Порядок изучения курса “Экономика”

10

II Примерная программа курса “Экономика”

12

III. Программа по учебной дисциплине “Экономика”

13

Раздел I Общая экономическая теория.

13

Тема 1. Предмет и методы экономической теории.

13

Тема 2. Материальное производство, основа жизни человеческого общества.

13

Тема 3. Формы организации общественного производства и его эволюция.

14

Тема 4. Деньги, как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции.

14

Тема 5. Собственность и экономические интересы.

14

 Основные формы собственности.

 

Тема 6. Экономические системы общества. Рынок сущность, роль структура и функции

15

Раздел II Микроэкономика

16

Тема 7. Механизм функционирования рынка: Спрос, предложение, конкуренция, цена.

16

Тема 8. Издержки производства и обращения.

16

Тема 9. Формирования доходов в обществе и их виды.

16

Раздел III Макроэкономика

17

Тема10. Основы экономического устройства общества

17

Тема11.Цикличность развития экономики. Макроэкономическая нестабильность: кризисы, инфляция.

17

Тема12. Труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица.  

18

Тема13. Финансы и финансовая система.

18

Тема14. Денежно- кредитная система. Банковская система.

18

Тема15. Рыночные отношения в аграрном секторе.

19

Раздел IV Мировое хозяйство и внешне- экономические отношения.

19

Тема16. Мировое хозяйство и внешне- экономические отношения.

19

IV. Планы семинарских занятий по курсу «Экономика».

20

Раздел I Общая экономическая теория.

20

Тема 1. Предмет и методы экономической теории.

20

Тема 2. Материальное производство, основа жизни человеческого общества.

21

Тема 3. Формы организации общественного производства и его эволюция.

23

Тема 4. Деньги, как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции.

23

Тема 5. Собственность и экономические интересы.

25

 Основные формы собственности.

 

Тема 6. Экономические системы общества. Рынок сущность, роль структура и функции

27

Раздел II Микроэкономика

29

Тема 7. Механизм функционирования рынка: Спрос, предложение, конкуренция, цена.

29

Тема 8. Издержки производства и обращения.

31

Тема 9. Формирования доходов в обществе и их виды.

32

Раздел III Макроэкономика

33

Тема10. Основы экономического устройства общества

33

Тема11.Цикличность развития экономики. Макроэкономическая нестабильность: кризисы, инфляция.

35

Тема12. Труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица.  

37

Тема13. Финансы и финансовая система.

38

Тема14. Денежно- кредитная система. Банковская система.

40

Тема15. Рыночные отношения в аграрном секторе.

41

Раздел IV Мировое хозяйство и внешне- экономические отношения.

42

Тема16. Мировое хозяйство и внешне- экономические отношения.

42

 V. Проверь себя: тесты по курсу “Экономика”.

44

VI. Методические рекомендации для самостоятельной работы

126

VII. Общие методические указания по выполнению рефератов

126

VIII. Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы по курсу «Экономика»

127

IX. Вопросы для написания контрольной работы студентами заочного обучения по “Экономика”

130

X. Экзаменационные вопросы по курсу “Экономика”

133

XI. Рекомендуемая литература основная и дополнительная

135
     

 

 


              ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Экономика, следовательно и экономическая теория, играет чрезвычайно важную роль в истории человечества, поскольку является основой развития любого общества, удовлетворения прежде всего материальных потребностей любого человека, органично связана с динамикой экономических интересов индивидуального товаропроизводителя, трудового коллектива и всего государства. Она формирует базу для установления стабильных экономических связей и отношений между различными странами, лежит в основе экономической политики.

Экономическая теория является нормативной дисциплиной в высшей школе. Ее изучают будущие специалисты в области медицины, строительства, машиностроения, сельского хозяйства и др. столь широкий спектр ее изучения обусловлен, прежде всего, функциями данной науки; нет сферы производственной или обыденной деятельности, где нельзя использовать навыки познания и исследования экономических законов и категорий. Универсальный инструментарий экономической теории позволяет формировать современного грамотного специалиста, не только в совершенстве владеющего набором сугубо профессиональных качеств, знаний и навыков, но и способного дать объективную оценку постоянно изменяющейся экономической среде и применять рациональные решения в этих условиях.

Вот почему многие выдающийся мыслители мира древнейших времен до наших дней высоко оценивали значение экономики, а в последствии и экономической теории. Так, Н. Гоголь сравнивал хозяйствование с разговором с богом, а Г. Сковорода говорил о божественной экономике. Самые мудрые люди всех времен посвящали этому предмету все величие своего гения, жизненный опыт, познания.

Экономика- это наука о ведении домашнего хозяйства, наука о развитии производства. Современное общество немыслимо без высокоорганизованного и развитого производства.

В основе развития любого производства лежат потребности людей и наиболее полное их удовлетворение это одна из задач общества. Существует жесткая взаимосвязь и взаимозависимость между производством и потребителем и задача экономики изучить, познать и наладить эти процессы.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, ибо положение дел в обществе определяется в конечном итоге не воздействием сил природы, а его социально экономическим устройством. Изучая социально-экономические отношения, наука выявляет экономические законы, управляющие развитием производительных сил общества.

Программа курса экономики разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и рассчитана на студентов неэкономических специальностей.

Основная цель курса - это: 1. Формирование определенных теоретических знаний и явлениях о процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах изучения этих явлений о способах и средствах решения экономических проблем.

2. Формирование экономического кругозора студентов и воспитание у них современного экономического мышления.

3. Осмысление теоретических аспектов современной экономической жизни. Изучение материала создаст надлежащую базу для последующего освоения дисциплин экономики и организации сельскохозяйственного производства, маркетинга, менеджмента, предпринимательства, а так же многих современных проблем, экономических реформ в России.

По окончании курса экономики студент должен знать:

- Знать и правильно понимать основные экономические процессы и категории.

- Знать и применять на практике действие экономических законов.

- Уметь грамотно объяснить экономические процессы и явления.

- Теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы.

- Знать актуальные проблемы функционирования рыночной экономики.

- Знать закономерности функционирования рыночного механизма на микро и макро уровне.

- Знать основные направления государственной экономической политики различных государств и методы государственного регулирования экономики.

 


Требования к знаниям студентов по дисциплине «Экономика»

После освоения дисциплины «Экономика» студенты должны.

- владеть категориальными аппаратом микро- и макроэкономики, на уровне понимания и свободного воспроизведения;

- понимать основные проблемы экономики, видеть на многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе;

- иметь представление об экономической роли и функциях государства и рыночной экономики, основных направлениях и особенностях экономической политики государства (финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной, социальной и др.);

- понимать сущность и направления глобализации мировой экономики, преимущества и недостатки открытой и закрытой экономики, особенности современной международной валютно-финансовой системы;

уметь использовать методы экономической науки в своей профессиональной управленческой и организационно-социальной деятельности, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микро- и макроуровнях, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- владеть навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической тематике;

- уметь в письменной и в устной форме оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения.  

 

 Данная программа включает в себя следующие разделы.

- Программу курса

- Планы семинарских занятий

- Темы рефератов

- Темы для самостоятельной работы студентов

- Тесты и упражнения для проверки знаний и правильных выводов студентов

- Тематику контрольных заданий для студентов заочной формы обучения

- рекомендации по выполнению контрольных работ

- Вопросы для сдачи экзамена

- Список рекомендуемой литературы

Процесс изучения курса включает проведение лекций и семинарских занятий, самостоятельную работу студентов в виде изучения отдельных тем и вопросов, написание рефератов, обзор новой и дополнительной литературы.

В течении семинара предполагается текущий контроль в следующих формах: коллоквиум, контрольная работа, тестовые и проблемные задания. По окончанию курса- экзамен.




double arrow
Сейчас читают про: