Ввод нормативов учебной нагрузки

Рассматриваемая в данном разделе процедура играет важнейшую роль, хотя проводится достаточно редко: для корректного функционирования системы необходимо наличие информации о нормативах для каждого учебного года, за которые разрабатываются планы. Выше нормативы неоднократно упоминались в связи с тем, что они используются не только процедурами окончательного расчета нагрузки, но также на этапах разработки учебного плана. В частности, они задействуются командами, автоматизирующими рутинные операции построения структуры планового контингента и связывания ее с учебной работой. Выше рассмотрен целый ряд подобных команд, автоматически устанавливающих так называемые «стандартные связи» учебных работ с группами планового контингента по нормативам учебной нагрузки и даже формирующих сами эти группы.

Информация о нормативах учебной нагрузки в конкретном учебном году представляет собой формализованное описание соответствующего приказа, сохраняемое в базе данных. Тонкие моменты этого формализма определяются конкретной реализацией серверных процедур, использующих информацию. Однако основные идеи можно сформулировать достаточно просто. Как показано в приведенной таблице, структуру нормативов можно рассматривать в виде отношения, связывающего атрибуты планового контингента с атрибутами учебной работы и снабжающего каждую такую связь собственными атрибутами для расчета нагрузки:

Таблица 7

Комментарий Атрибут Класс

Собственные атрибуты

Учебный год

Нормативы учебной нагрузки

Пункт приказа (заголовок)
Норма времени (число)
Модификатор (в неделю…)
Атрибуты планового контингента Вид группы (категория, поток, группа, подгруппа...) Группы учащихся

Атрибуты учебной работы

Вид занятия (лекция, практика, лабораторное...) Аудиторные занятия
Вид испытания (экзамен, зачет...) Контрольные испытания
Вид работы (курсовая, диплом, практика...) Внеаудиторная учебная работа

Дополнительные атрибуты учебной работы

Номер курса (1…6) Учебная работа
Форма обучения (очная, заочная…) Учебный план
Вид дисциплины (основная, курс по выбору, факультатив...) Дисциплина аудиторных занятий

Кратко описать способ использования системой этой информации можно следующей формулировкой: «Под введенное определение «стандартных» подпадают те связи учебных работ с группами планового контингента, которые значениями своих атрибутов удовлетворяют данному отношению». Поясним это тремя положениями.

· Формализация конкретного пункта приказа требует помимо ввода собственно нормы времени, задания значений атрибутам контингента и учебной работы, к которым этот пункт приказа относится. Например, пункт, регламентирующий начислять нагрузку в 0.5 академического часа на одного студента при проведении экзамена, требует указания вида группы учащихся «категория» и вида испытания «экзамен».

· После сохранения этой информации в базе данных, все связи учебных работ с группами планового контингента, удовлетворяющие введенным условиям, будут интерпретироваться системой как «стандартные». В частности, такие связи будут генерироваться автоматически соответствующими командами, рассмотренными выше. Например, упомянутый пункт приказа заставит команду «Создать стандартные категории» генерировать полный набор объектов «Категорий учащихся» и «Групп» (вида «категория»), связанных соответствующим образом с объектами «экзамен». Напомним, что параллельно с анализом нормативов описываемая операция анализирует учебную работу: образуются лишь те «Группы», которые необходимы для реализации соответствующих связей с учебной работой. В нашем примере «Группа» не будет создана, если экзаменов учебным планом не предусматривается.

· Наконец, информация по пункту приказа будет соответствующим образом использоваться процедурами расчета нагрузки. В нашем случае каждая сохраненная в базе данных связь пары объектов «Группа» (вида «категория») – «экзамен» внесет вклад в нагрузку в соответствии с нормативом и значением атрибута «Количество (для расчета нагрузки)».

Приказы по нормативам могут предусматривать и более сложные формулировки, требующие задания значений сразу нескольким атрибутам учебной работы. Например, пункт относительно норм нагрузки для консультаций по лекциям перед экзаменами требует фиксации, по крайней мере, двух атрибутов: вид аудиторного занятия – «лекция», вид контрольного испытания – «экзамен». Кроме того, специально для данного случая предусмотрен особый вид группы учащихся «Группа для консультаций». Некоторые пункты могут оговаривать различные дополнительные условия, ограничивающие область действия норматива. Формализация таких нормативов потребует в свою очередь ввода соответствующих дополнительных атрибутов учебной работы. Их список, представленный таблицей 7, может быть расширен, в зависимости от реализации серверных процедур расчета нагрузки.

Процедура ввода и просмотра нормативов учебной нагрузки обеспечивается вкладкой «Нормативы», показанной на рисунке ниже. Заметим, что вкладка предоставляет единовременный доступ лишь к одному из приказов, т.е. к нормативам, действующим в течение конкретного учебного года. Информация загружается в момент инициализации (открытия) вкладки и соответствует учебному году, выбранному для построения дерева учебной работы (выпадающий список на основной инструментальной панели, рис.2). Собственно вкладка (см. рисунок ниже) размещает следующие инструменты: дерево нормативов в верхней части для обеспечения навигации и выборки информации; ленточную форму «Нормативы учебной нагрузки» внизу, предоставляющую доступ для просмотра и редактирования конкретных нормативов (пунктов приказа); а также несложную инструментальную панель с несколькими полезными командами.

Рис. 37. Общий вид вкладки «Нормативы»

Дерево нормативов имеет фиксированную структуру отображаемых уровней в соответствии со следующей таблицей:

Таблица 8

Атрибут Уровень узла
Пункт приказа 1
Подпункт приказа 2
Вид группы 3
Вид аудиторного занятия

4

Вид контрольного испытания
Вид внеаудиторной работы
Номер курса

5

Форма обучения
Вид дисциплины

С выбором узла на дереве нормативов синхронизировано представление информации ленточной формой: загружается норматив, соответствующий тому листовому узлу дерева, который находится ближе всего к текущему узлу. Приемы работы с ленточной формой, позволяющие редактировать имеющиеся и вводить новые пункты приказа, описаны в предыдущих разделах.

Текущая реализация АРМ предлагает две команды, запуск которых осуществляется кнопками инструментальной панели вкладки. Команда «Копировать нормативы»  может помочь при формировании структуры нормативов в соответствии с новым приказом. Она позволяет, взяв за основу имеющуюся структуру нормативов, копировать определенные ее части для сохранения в качестве элементов новой структуры (например, на следующий учебный год). Порядок действий очевиден:

· выбором узла дерева нормативов выделить часть структуры для копирования (команда использует нормативы, соответствующие всем узлам, которые лежат ниже выбранного узла);

· нажать кнопку инструментальной панели, после чего ввести в предложенном диалоговом окне учебный год формируемого приказа (цели копирования).

Команда «Удалить нормативы»  действует в соответствии с названием: удаляет определенные части структуры нормативов. Указание этой части производится аналогично предыдущей команде, выбором узла дерева нормативов. Удалены будут все нормативы, которые отображаются нижележащими узлами (ниже текущего выбранного узла), после чего само дерево будет перестроено с удалением соответствующих ветвей.

Процедуры экспорта и импорта данных учебных планов

Публикация учебного плана в информационной системе

Как только работа над каким-либо учебным планом завершена, разработчик может принять решение о возможности его опубликования (кнопка с «глобусом» на самой верхней инструментальной панели). Данная процедура заключается в предоставлении информации по учебному плану другим подсистемам в строгом соответствии с заранее оговоренными протоколами. Например, предусмотренные планом сессионные испытания становятся доступными web-подсистеме для формирования ведомостей в деканатах и заполнения их результатами испытаний. Необходимость рассматриваемого шага очевидна: учебные планы на этапе разработки не должны быть доступны извне. С другой стороны, опубликованный ранее учебный план не должен в дальнейшем подвергаться серьезным изменениям. Тем не менее, невозможно и совсем запретить его доработку на последующих этапах: даже во время сессии часто выявляется необходимость корректировки учебных планов. Данное противоречие решено на уровне рассматриваемого приложения с использованием соглашений схемы базы данных следующим образом.

· Разработчик опубликованного ранее учебного плана после его корректировки обязан заменить имеющуюся публикацию новой.

· Для обеспечения корректности операции серверные процедуры обеспечения целостности данных на уровне схемы предпосланы проверками на уровне приложения. Например, производится поиск ведомостей, сформированных по контрольным испытаниям, соответствующим строкам учебного плана, подвергшихся корректировке. Если ведомости найдены, они удаляются перед производством новой публикации, о чем разработчик учебного плана уведомляется.

· Операция публикации отвергается при невозможности автоматического поддержания целостности данных. Например, если по корректируемым дисциплинам обнаружены закрытые ведомости, решение проблемы должно вырабатываться совместно с деканатом, сформировавшим ведомости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: