Государственное регулирование цен

    В соответствии с Законом «О ценообразовании» под его государственным регулированием понимается «воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования».

    Объективная необходимость регулирования цен обусловлена многими причинами: защитой свободной конкуренции от монополий; необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения; потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых экономически оправдан; необходимостью стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.

    Одним из субъективных условий необходимости государственного регулирования ценообразования является недостаточная степень обеспеченности внутренне согласованными законодательными документами: законами, указами, и постановлениями, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов в условиях трансформационного периода.

    Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

· товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в государственный реестр;

· отдельно социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров РБ.

    Целесообразно различать три основные формы государственного воздействия на ценообразование: ограничение на формирование цен в виде их фиксирования, установление предельных цен, рентабельности или каких либо других ограничительных нормативов; установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); государственную поддержку цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику).

    Применительно к сфере ценообразования стоит выделять следующее методы государственного регулирования:

· экономическое регулирование (косвенное) является основой ценового регулирования в практике развитых стран, так как в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен. Оно осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.;

· административное (прямое) регулирование цен предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов.

    В то же время государство, уже вследствие того, что оно государство, издает законы и требует их выполнения, имеет возможность регулировать цены на товары, добиваясь при этом определенных целей: изменения размера производства, создания льгот отдельным отраслям производства или предприятиям, регулирования доходов, штрафования, стимулирования и т. д. Поэтому следует перечислить ряд факторов, ограничивающих вмешательство государства в ценообразование: существование неких интересов государства, обособленных от общих интересов экономической системы; государство не в состоянии учесть общественную потребность, что приведет к несоответствию между спросом и предложением по различным группам товаров и т. д.

Основные функции государства в области регулирования ценообразования можно свести к следующим: создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; контроль над монополиями и их ограничение; поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.; корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта; стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции.

    К важнейшим направлениям ценовой политики РБ можно отнести:

· политику сводных цен;

· регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей;

· защиту собственных товаропроизводителей;

· сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России;

· переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: