Ценовая система. Виды цен

Ценовая система — это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков (Приложение №3).

    Различают следующую дифференциацию цен:

· по отраслям и сферам обслуживания экономики;

· по степени участия государства в процессе ценообразования;

· по стадиям ценообразования;

· по транспортной составляющей;

· по характеру ценовой информации.

 

    Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства. 

· оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;

· закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);

· цены на продукцию строительства — представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м2 малярных работ и т.д.); жилой площади,

· тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

· цены на потребительские товары — используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

· тарифы на услуги — система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

 

    Все вышеназванные цены должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. Кроме того, различают экспортные и импортные цены.

 

    Экспортные цены — это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

 

    Импортные цены — это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги — акциз и налог на добавленную стоимость.

Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:

· рыночная цена — цена, складывающаяся на рынке в процессе вза­имоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые;

· регулируемая цена — цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения; товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.

 

    Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.

 

    Дифференциация цен по характеру содержащейся в них ценовой информации строится на основе учета специфики этой информации и включает аукционные, биржевые, справочные цены, цены фактических сделок и ценовые индексы.

Ценовые индексы — это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные.

Определение цены методом прямого счета. 

Я работаю в Унитарном предприятии «Здоровый продукт» мерчендайзером (специалист по выкладке). Нашей компании уже более десяти лет, она очень уважаема и занимает прочные позиции на белорусском рынке. Ассортимент продукции очень большой и разноплановый. Это - оздоровительные продукты питания (отруби, клетчатка, соевые напитки и продукты, каши, масла, и, в основной своей массе – хлебцы). По некоторой продукции компания является только поставщиком (все хлебцы из Российской Федерации), по некоторой – производителем.

Тему курсовой работы на практике хочу рассмотреть в виде поэтапного расчета формирования цены у производителя на примере продукта «Масло Льняное».

По условию С (Себестоимость) равна 5500 рублей, П (Прибыль ед. продукции) равна 1200 рублей, отчисления в Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной деятельности, равные 1 % от Выручки (120 рублей), сумма Налога на добавленную стоимость – 20 % (увеличился с начала 2010 года), сумма отчислений в Целевой фонд (CЦФ) равна 3 %, сумму ставки акцизов не учитываем, т.к. с 2010 года она была отменена.

1) ОЦ без НДС = С + П + Отчисления в Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной деятельности

ОЦ без НДС = 5500 +1200 + 120 = 6820 рублей;

2) ОЦ с НДС = ОЦ без НДС + Сумма НДС

Сумма НДС = 6820 * 20 /100 = 1364 рублей

ОЦ с НДС = 6820 + 1364 = 8184 рублей;

3) Сумма отчислений в CЦФ = (С + П) / (100 – ставка СЦФ) * 3 %

Сумма отчислений в СЦФ = (5500 +1200) / (100 % - 3 %) * 3% = 207,22 рубля

4) ОЦ = ОЦ с НДС + Сумма отчислений в CЦФ
ОЦ = 8184 + 207,22 рубля = 8391,2

Вывод: Продукт «Масло Льняное» по цене производителя будет стоить 8391, рублей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависят, величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

В условиях рынка сохраняется необходимость государственного регулирования ценообразования. Это объясняется необходимостью контроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов, стремлением государства обеспечить социальную защиту населения.

Цена на продукцию зависит от многих факторов: спроса на продукцию, государственного регулирования цен, издержек, конкуренции и др.

Учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятиям выработать гибкую и эффективную политику ценообразования.

Впервые годы перехода на рыночные отношения наиболее сильнодействующим фактором ценообразования в белорусской экономике был, и во многом и сейчас остается, фактор затрат. Предприниматели стремились любое увеличение затрат переложить на покупателя. Но сейчас, по мере насыщения рынка и в условиях конкуренции, предприятиям все чаще, чтобы реализовать продукцию и обеспечить устойчивое финансовое положение, приходится изыскивать резервы по снижению издержек.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: