Экономическая сущность, назначение и состав территориальных бюджетов

Для выполнения возложенных на территориальные органы власти (ТОВ) функций они наделялись соответствующими пра­вами, имущественной базой, материальными и финансовыми ре­сурсами.

Наличие у каждого из ТОВ бюджета укрепляет их экономичес­кую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной тер­ритории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и ис­пользовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности ТОВ в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.

Таким образом, территориальные бюджеты можно охаракте­ризовать как совокупность экономических отношений, способству­ющих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы ТОВ. Это пла­ны финансовых ресурсов, мобилизуемых и направляемых на фи­нансирование социально-бытовой инфраструктуры и других ме­роприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития административно-территориальных единиц, на всестороннее развитие всех членов общества.

Территориальные бюджеты, являясь органической частью кон­солидированного бюджета страны, связаны с движением и рас­пределением той части создаваемого в материальном производстве национального дохода, которая выражена в денежной форме, на­правляется по каналам этих бюджетов в основном на удовлетво­рение многообразных социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека — главной производительной силы, т.е. в известной мере на расширенное воспроизводство рабочей силы.

Национальное хозяйство требует выделения ресурсов на вос­производство рабочей силы, но финансирование его, в том числе посредством территориальных бюджетов, находится в тесной свя­зи с развитием всего процесса воспроизводства. Все это пред­определяет место и роль территориальных бюджетов в процессе производства, в создании и перераспределении национального дохода страны.

К территориальным бюджетам как части консолидированного бюджета государства применимо определение, характеризующее их как систему экономических отношений. Действительно, формирование и использование ресурсов этих бюджетов выражает планомерное движение общественного продукта между участни­ками производственного процесса и государством, а также госу­дарством и населением. В результате этого движения возникают определенные финансовые отношения между предприятиями и государством; между предприятиями, организациями и учрежде­ниями производственной и непроизводственной сферы; между звеньями бюджетной системы; между государством и населени­ем. Такие отношения имеют не только количественный, но и ка­чественный аспект. Нельзя понять экономическую сущность территориальных бюджетов, если ограничиться лишь исследовани­ем их количественных параметров, оставив вне поля зрения экономические отношения, в результате которых получены эти параметры.

Территориальные бюджеты являются главным каналом дове­дения до населения конечных результатов производства, на­правляемых на общественное потребление. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются в террито­риальном и социальном разрезе, т.е. между отдельными админи­стративно-территориальными единицами и социальными группа­ми населения. Кроме того, из этих бюджетов финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых так­же являются важными показателями уровня народного благосо­стояния.

Вместе с другими звеньями бюджетной системы территориаль­ные бюджеты являются одним из важных инструментов реализа­ции на практике закона пропорционального развития национального хозяйства. Эти бюджеты активно используются в распреде­лении национального дохода в целях пропорционального развития административно-территориальных единиц. Эти бюджеты входят в систему территориальных планов экономического и социального развития, оказывают влияние на их формирование и претворение в жизнь. Через территориальные планы они связаны с производ­ственными и финансовыми планами предприятий, в первую оче­редь подведомственных ТОВ, а также воздействуют на них. Ме­роприятия, включенные в план экономического и социального развития административно-территориальной единицы, должны иметь финансовое обеспечение. Важнейшим источником финан­совых ресурсов, используемых для выполнения такого плана, яв­ляется территориальный бюджет. Следовательно, он играет роль основного финансового плана административно-территориальной единицы и способствует ее пропорциональному развитию.

В соответствии с законом роста производительности труда в национальном хозяйстве создаются предпосылки для увеличения объема национального дохода и на этой основе увеличения территориальных бюджетов. Но одновременно с этим эти бюджеты, через которые результаты труда работников доводятся до населе­ния, способствуют созданию условий для воспроизводства рабо­чей силы, что в свою очередь влияет на дальнейший рост произ­водительности труда и национального дохода. Таким образом про­является тесная связь между законом роста производительности труда и территориальными бюджетами.

   Помимо перечисленных выше законов на развитие территори­альных бюджетов могут оказывать влияние и другие экономичес­кие законы и экономические категории. В частности, следует обратить внимание на связь этих бюджетов с такой категорией, как экономические интересы.

Экономические интересы выражают необходимость удовлетво­рения личных, коллективных, корпоративных, территориальных и общегосударственных потребностей. Но потребности людей могут удовлетворяться при условии осуществления ими хозяй­ственной деятельности, в результате которой создаются матери­альные возможности для реализации этих потребностей.

Итак, факторами привлечения людей к хозяйственной деятель­ности являются индивидуальные, коллективные, корпоративные, территориальные и общегосударственные интересы. Для повышения уровня интенсификации труда и получения на этой основе более высоких конечных хозяйственных результатов необходимо экономическое стимулирование [5, c.125].

Назначение территориальных бюджетов не ограничивается лишь решением вопросов на региональном уровне. Большую роль они играют в осуществлении общегосударственных экономичес­ких и социальных задач. В первую очередь следует отметить зна­чение местных бюджетов в распределении общественных фондов потребления, финансировании содержания и развития социаль­ной инфраструктуры нашего общества.

Материальной основой для осуществления задачи повышения народного благосостояния являются рост и совершенствование производства. Но созданный в производстве национальный доход должен быть распределен в отраслевом, территориальном и соци­альном направлениях. Распределение и доведение до населения благ осуществляются в значительной мере с помощью бюджетной системы. В этом процессе территориальные бюджеты играют до­статочно заметную роль. В общей сумме расходов консолидиро­ванного бюджета страны на социально-бытовую инфраструктуру средства, проходящие по каналам территориальных бюджетов, со­ставляют подавляющую часть. При этом на образование из тер­риториальных бюджетов выделяется более 80% этих средств, на здравоохранение — свыше 85%, на жилищно-коммунальное хозяй­ство — более 95%.

Это назначение территориальных бюджетов предопределяет их роль в перераспределении национального дохода страны. Особен­но важно их место в территориальном перераспределении нацио­нального дохода. Перераспределение через эти бюджеты нацио­нального дохода создает ТОВ для выполнения возложенных на них задач независимо от величины региональных источников доходов. Это в свою очередь позволяет в общегосударственном масштабе осуществлять мероприятия по выравниванию уровней развития города и деревни, различных регионов, последовательно проводить политику дальнейшего развития всех территорий нашей страны.

Отмеченный выше высокий удельный вес территориальных бюджетов в финансировании социально-культурных мероприятий и жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о значи­тельном их месте в перераспределении национального дохода меж­ду производственной и непроизводственной сферами. Эта функ­ция территориальных бюджетов содействует не только формиро­ванию инфраструктуры в необходимых для общества масштабах и направлениях, но и достижению пропорциональности в развитии производственной и непроизводственной сфер, а также про­порциональности внутри самой инфраструктуры.

Кроме того, следует отметить, что территориальные бюджеты участвуют в перераспределении национального дохода, создавае­мого на предприятиях всех форм собственности.

Следовательно, эти бюджеты являются инструментом перерас­пределения национального дохода страны, создаваемого в различ­ных секторах экономики нашего государства. И наконец, территориальные бюджеты, мобилизуя налоги с населения, играют важ­ную роль в перераспределении национального дохода между отдельными слоями населения.

Несмотря на то, что основная часть расходов территориальных бюджетов направляется на финансирование социально-культур­ных мероприятий, не следует забывать о значительной роли это­го звена государственного бюджета в развитии производительных сил общества.

Во-первых, через территориальные бюджеты проходит свыше 70% расходов консолидированного бюджета страны непосред­ственно на финансирование отраслей производственной сферы. При этом в общей сумме расходов на жилищно-коммунальное хозяйство средства территориальных бюджетов составляют более 95%. Из территориальных бюджетов в значительных размерах финансируются промышленность, сельское и водное хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли.

Во-вторых, финансируя через территориальные бюджеты раз­витие и содержание непроизводственной сферы, государство ока­зывает определенное влияние и на производство. Выше нами бы­ла освещена роль этих бюджетов в перераспределении нацио­нального дохода страны. Взаимное влияние производственной и непроизводственной сфер обусловлено самим процессом экономи­ческого развития и распределения национального дохода.

В-третьих, являясь основным источником формирования общественных фондов потребления и финансовых затрат на со­циально-культурные мероприятия, территориальные бюджеты в значительной мере способствуют осуществлению государственной программы повышения народного благосостояния, а следователь­но, обеспечению условий для функционирования и всестороннего развития главной производительной силы общества — человека.

Выделяя через территориальные бюджеты средства на финан­сирование отраслей непроизводственной сферы, оказывая бесплат­ные или льготные услуги населению, государство обеспечивает определенный уровень потребления этих услуг, предоставляет воз­можности всем слоям населения в получении жилища, образования, в охране здоровья, восстановлении трудоспособности, повы­шении квалификации. Все эти жизненно важные элементы содей­ствуют развитию человека как производительной силы, создают условия для поддержания необходимого уровня трудоспособнос­ти, повышения производительности труда, а в целом — для успеш­ного развития производства.

Однако влияние территориальных бюджетов распространяет­ся не только на область общественного производства. Направляе­мые государством по каналам этих бюджетов средства на мероприятия по охране детства и материнства, на пособия мно­годетным и одиноким матерям, на воспитание подрастающего поколения и т.д. способствуют решению демографических задач по расширенному воспроизводству населения, что является так­же важнейшей предпосылкой дальнейшего экономического раз­вития страны.

Через систему территориальных бюджетов, в которые переда­ется часть накоплений, создаваемых на предприятиях, ТОВ ока­зывают воздействие на процесс производства на всех предприя­тиях, расположенных на их территории, содействуют им в реше­нии их хозяйственных задач. Тем самым создаются условия заинтересованности ТОВ в результатах деятельности этих пред­приятий, а следовательно, предпосылки для сочетания террито­риальных и корпоративных интересов.

Система территориальных бюджетов

Региональные бюджеты. Региональные бюджеты являются цен­тральным звеном территориальных бюджетов. Они предназначе­ны для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие реги­онов, пропорциональное развитие производственной и непроиз­водственной сфер на подведомственных территориях. Значитель­но возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо­мических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональ­ных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществля­ет выравнивание уровней экономического и социального разви­тия территорий, которые в результате исторических, географичес­ких, военных и иных условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, фи­нансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональ­ных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные на­логи и сборы:

• налог на имущество предприятий;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использо­вания имущества, находящегося в собственности субъектов Рос­сийской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфер­тов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисле­ния от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предпри­ятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности — 1,1, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5, поступления от целевых бюджетных бондов — 2,8%.

Основными направлениями использования средств региональ­ных бюджетов являются:

обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов Рос­сийской Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических свя­зей субъектов Российской Федерации;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организа­ций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных пол­номочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсация дополнительных расходов, возникших в резуль­тате решений, принятых органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджет­ных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюд­жетов.

Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строитель­ство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хо­зяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство). На втором месте стоят расходы на социально-культурные мероприятия (об­разование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — более 25%, расходы на управ­ление и содержание правоохранительных органов составляют при­мерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наи­более весомым источником бюджетного финансирования расхо­дов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов кон­солидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании про­мышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России на эти цели, жилищно-ком­мунального хозяйства — 30, здравоохранения — 33, культуры и искусства — 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых ви­дов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения уси­ливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям ок­ружающей среды. Это отрицательно сказывается на условиях жиз­ни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат обще­ства на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов ре­гиональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружа­ющей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окру­жающей среды производилось за счет средств ведомств и предпри­ятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно ввиду того, что мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей сте­пени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, перера­ботке мусора и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной дея­тельности.

Местные бюджеты. Обязательным компонентом демократичес­кого государственного строя является местное самоуправление, главная черта которого заключается в том, что его осуществляет само население, через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными пра­вами.

Финансовой основой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: фор­мирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти; распределение и исполь­зование этих фондов между отраслями народного хозяйства; кон­троль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам вла­сти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в пер­вую очередь в распределении государственных средств на содер­жание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюд­жетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распре­деления общегосударственных денежных ресурсов между звенья­ми бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формиру­ются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные доходы местных бюджетов включают следующие налоги и сборы:

1) местные налоги и сборы:

     • земельный налог;

     • налог на имущество физических лиц;

     • налог на рекламу;

     • налог на наследство или дарение;

     • местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный налог включает:

        земельный налог и арендную плату за земли сельскохо­зяйственного назначения, включая сельхозугодия в со­ставе лесного фонда;

        земельный налог и арендную плату за земли несельско­хозяйственного назначения;

        доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назна­чения, земли городов и других населенных пунктов;

       возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий;

2)доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

   • доходы от приватизации объектов государственной и му­ниципальной собственности;

   • доходы от продажи земли;

   • доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источ­никах доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали не­обходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществ­лялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления от:

• налога на добавленную стоимость;

• акцизов;

• налога на прибыль (доход) предприятий;

• подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимо­сти от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирую­щих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении фи­нансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повыше­нии их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоя­щий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, а следовательно, расширением социальной инфра­структуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жите­лей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опе­режают темпы роста звеньев местных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящих­ся в муниципальной собственности или в ведении органов мест­ного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищ­но-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных об­разований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов (за иск­лючением радиоактивных);

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муни­ципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреж­дений, находящихся в муниципальной собственности или в веде­нии органов местного самоуправления;

обеспечение противопожарной безопасности;

охрана окружающей природной среды на территориях муници­пальных образований;

реализация целевых программ, принимаемых органами мест­ного самоуправления;

обслуживание и погашение муниципального долга;

целевое дотирование населения;

содержание муниципальных архивов;

проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюд­жетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением чело­века. Это расходы на социально-культурные мероприятия, состав­ляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммуналь­ное хозяйство, составляющих примерно 1/3 всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Россий­ской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (при этом на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую куль­туру — 55, на социальную политику — 49, на культуру и искусст­во-45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть пред­приятий жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюдже­тов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же посел­ковых и сельских органов власти находятся в основном социаль­но-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

В настоящее время одним из главных направлений использо­вания финансовых ресурсов должно быть финансирование разви­тия местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть соци­ально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные меро­приятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохра­нение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицин­ских учреждений и расширением научных и проектных работ, фи­нансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных еди­ниц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.[3, c.203].

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах рос­та расходов местных бюджетов на финансирование народного хо­зяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищ­но-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удли­нению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов мест­ных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с разви­тием урбанизации повышаются потребности жителей малых го­родов, поселков и сельских поселений, где все в больших масш­табах развивается коммунальное хозяйство, и т.д. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: