Вклад государственной ответственности, в частности в области

инфраструктуры, НИОКР, энергетики и экологии;

Вклад в снижение издержек частного предпринимательства и

повышение его конкурентоспособности;

Вклад государственного сектора в обеспечение национальной

безопасности6.

Изучая экономику развивающихся стран, следует обратить внимание на имеющийся в мире опыт государственного регулирования рыночного хозяйства и предпринимательства. Так, англосаксонская модель (США, Канада, Англия) отличается большой свободой предпринимательства. Западноевропейская модель (Франция, Испания, Италия, Португалия) предполагает активное государственное регулирование с помощью элементов планирования, большая доля госсектора. Социально-ориентированная модель с большой социальной направленностью государства имеется в Германии, Австрии, Голландии. Скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия) отличается паритетностью государственного и частного капитала, ярко выраженной социальной направленностью. Японская модель характеризуется усиленным государственным регулированием, сочетанием традиций с современным способом производства.

Диссертант считает, что можно говорить также и об иранской модели предпринимательства. Эта модель характеризуется исключением ростовщического капитала (D-D'), значительной ролью госсектора в развитии промышленности и сфере услуг. Однако государство при активном развитии предпринимательства будет широко взаимодействовать с частным сектором, как обслуживающим сектором, содействовать его деятельности через выполнение задач по развитию инфраструктуры.

6 И.В.Дойников. Государственное предпринимательство. - с.13.

13

Изучая стратегию государственного предпринимательства в нефтяной
промышленности Ирана, следует учесть, что речь идет в основном о
деятельности       государственного       сектора.          Государственное



Предпринимательство в большинстве стран связано с государственным сектором и с объектами государственной собственности, среди которых важное место занимают природные ресурсы. Государственная собственность, как правило, развивалась в рамках так называемых естественных монополий. Однако, в большинстве развивающихся стран, в т.ч. и в Иране, расширения доли госсектора, включая расширение доли госсектора в области естественных монополий пришлось добиваться в процессе антимонопольной борьбы и национализации.

Под контролем государства и в его собственности находятся крупнейшие компании мира в таких отраслях, как авиакосмическая, нефтегазовая, автомобильная промышленность и др. В ФРГ, например, многоотраслевой, преимущественно нефтегазовый и нефтехимический концерн «Феба» контролируется государством. Только в 1984 г. находящийся у государства контрольный пакет акций был снижен с 43% до 30%. Эта компания была основана в 1929 г. путем слияния четырех фирм. В Бразилии крупнейшая промышленная и нефтегазовая компания «Петробраз» принадлежит государству. Она образована в 1954 г. на базе активов Национального совета по нефти, который построил первый нефтеперерабатывающий завод в стране в 1952 г. Компания контролирует все операции, связанные с добычей, переработкой и торговлей нефтью и нефтепродуктами в стране. В Кувейте крупнейшая нефтегазовая компания этой страны «Кувейт Петролеум Корп.» принадлежит государству. Государство в 1972 г. выкупило 25% акций у иностранных монополий, в 1974 г. подняло свою долю акций у иностранных монополий, в 1974 г. подняло свою долю акций до 60%, а в 1975 г. компания была полностью национализирована. После 1980 г., когда была проведена реорганизация

14

нефтяной и нефтехимической промышленности страны, компания осуществляла государственную монополию во всех отраслях нефтяного хозяйства страны и связанных с ним отраслях промышленности.

Автор подчеркивает необходимость исследования государственного сектора, поскольку именно этот сектор создает условия для развития нефтехимической промышленности, диверсификации экономики Ирана, решения социальных проблем.

Интересы государства могут проводиться через предприятия, находящиеся под прямым контролем государства, через компании со 100% участием государства в акционерном капитале, через смешанную государственно-частную собственность с контрольным пакетом акций в руках государства, а также через акционерное участие государства в капитале частных фирм. Важное значение имеет также регулирующая функция государства по отношению к различным субъектам хозяйствования, социальным институтам, регионам и пр.

Очень важно изучать государственный сектор и его влияние на другие сектора, особенно в условиях многоукладное™ экономики. Дело в том, что во многих странах в настоящее время существуют различные уклады в разных отраслях в городе и деревне. Поскольку в Иране остаются даже пережитки докапиталистических отношений, то государственный сектор может и должен играть важную роль в эволюции многоукладной структуры национального хозяйства7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: