Разработка и реализация стратегии развития нефтегазовой отрасли

В эпоху глобализации.

Проблемы разработки и реализации стратегии развития нефтяной промышленности Ирана необходимо решать исходя из того, что в мире

7 Государственное регулирование рыночной экономики. - М., 2000 г. - с. 16.

15

Существует и осложняется энергетическая проблема. Она включает в себя множество различных аспектов.

Известно, что промышленно-развитые страны в настоящее время заняли господствующие позиции на рынке энергии вообще и нефти в частности. Не секрет, что транснациональные корпорации (ТНК) стали в последнее время жестко контролировать рынок сбыта нефти. Поскольку правительства промышленно-развитых стран тесно связаны с интересами монополии, усилился нажим на государства, производящих нефть.

В противовес организации стран-производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) создано Международное энергетическое агентство (МЭА), координирующее стратегические интересы и политику стран-потребителей энергоресурсов. МЭА разработало стратегию, позволяющую не допускать более перебоев с поставками топлива и координировать действия стран Международной Организации Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит большинство промышленно-развитых стран8.

Среди успешно осуществляемых мер накопление стратегических национальных резервов нефти, разработка налоговой политики, ограничивающей импорт и использование нефти, диверсификация источников поставки нефти, разработка энергосберегающих технологий, увеличение доли альтернативных источников энергии в собственном энергетическом балансе и создание более прозрачных и эффективных рынков.

Осуществляется политика накопления стратегических резервов товарных запасов. Выкупая нефть по достаточно низкой цене на мировом рынке в количествах, значительно превышающих потребности, страны МЭА создали резервы, во-первых, с целью выброса их на рынок при наступлении неблагоприятной ситуации, во-вторых, с целью подрыва позиции стран-экспортеров в игры на понижение цены.

8 С.Б.Фалех. Россия - арабские страны // Национальная безопасность, 2001 г.., №7-8. - с.25-26.

16

По мнению ряда специалистов в области энергетики, с конца 1990-х гг. фактор интенсивного пополнения рыночных запасов превратился из следствия в причину рыночной конъюнктуры.

Например, в первом полугодии 1998 г. в нефтехранилища поступило, судя по разнице между спросом и добычей, 442 млн.барр. (60 млн.тонн) нефти. Высокий уровень запасов оказал дополнительное давление на цену.

8 результате, в третьем квартале, вместо обычного для этого периода
изъятия нефти, нефтехранилища пополнились еще на 39 млн.барр. нефти,
что опять повлияло на снижение цены. В конце 1997 г. суммарный объем
нефти в нефтехранилищах соответствовал 81 дню мирового потребления, а
на начало четвертого квартала 1998 г. - уже 87 дням. Шесть лишних дней, в
течение которых мир обеспечен запасами нефти в хранилищах - это одна из
причин, которые заставили нефть держаться на отметке 12 долл. за
баррель9.

Странами-импортерами, в ряду других антикризисных мер, сформирована налоговая политика в области нефтяного бизнеса для разных целей и по разным направлениям. Повышаются налоги на нефть и нефтепродукты под предлогом защиты окружающей среды. Поиск более эффективных способов энергопотребления и энергосбережения отразился в разработке системы экономии энергии и мер по снижению темпов роста потребления энергии или его абсолютному сокращению, по снижению энергоемкости путем перевооружения промышленных отраслей и внедрения энергосберегающих технологий. Так, например, Японии удалось настолько сильно снизить энергоемкость производства продукции, что затраты на топливно-энергетические ресурсы уже составляют всего 6-7%. Можно говорить об определенном эффекте «бегства от нефти». Нефтеемкость валового внутреннего продукта (ВВП) стран ОЭСР за 1974-

9 См. там же.

17

1990 гг. снизилась на 30%, а в 2000 г. по некоторым оценкам она уменьшилась еще на 10%.








Диссертант считает, что такая сложная ситуация и глубокие противоречия по энергетическим проблемам в мире не могут не требовать от специалистов, экономистов и политиков, особенно развивающихся стран (и Ирана в том числе) думать о судьбе своих стран, тем более в условиях глобализации мировой экономики.

Следует отметить, что отношение представителей разных регионов мира к глобализации весьма различно. По видимому, за декларациями и рекламой глобализации западные представители в первую очередь стремятся скрыть подлинные экономические интересы современного монополистического капитала и транснациональных корпораций10. Глобализация, как подсказывает современная практика, в условиях однополярного мира является страшной разрушительной силой по отношению к экономическому и политическому суверенитету стран. Поскольку глобализация в ее нынешнем виде является уже совершающимся фактом, вопрос сейчас заключается не в том, принимать ее или не принимать, а именно в том, чтобы в современных условиях национальные государства отстаивали, насколько это вообще еще возможно, свою независимость, суверенитет, а также контроль над своими природными богатствами.

Эта задача является крайне сложной, учитывая ту мощь, которой располагают современные ТНК и транснациональные банки (ТНБ) как главные орудия и проводники экономической политики глобализации11. Скорее всего, сохранение реального национального суверенитета невозможно без усиления роли государства в экономике, включая сферу планирования и макроэкономического регулирования. Конечно, отношение

10 А.Эйфари. Глобализация - страшная разрушительная сила // Национальная безопасность, 2002 г., №1-2.
-с.2О.

11 Там же.

18


К государственному планированию и регулированию может быть разным. Но без регулирующей и координационной роли государства сохранить государственный суверенитет в условиях вызова со стороны политики глобализации, для своего выживания правительства, должны гарантировать себе надежные источники собственного финансирования и пополнения бюджета. Это обеспечивается путем государственного контроля над стратегическим отраслями и ресурсами, среди которых важное место занимает нефть, а также другие виды углеводородного сырья.

После разрушения Советского Союза и распада социалистического лагеря, определенным кругам было выгодно распространить антинаучное утверждение о том, что экономическое планирование является только элементом административной бюрократии. Такое утверждение опровергает сама жизнь, поскольку практика таких государств как Германия, США, Япония свидетельствует о том, что они взяли принципиальный опыт планирования и адаптировали его к своим условиям, использовав для преодоления экономического кризиса.

Профессор И.Г.Шилин правильно утверждает, что преодоление кризисного состояния экономической науки, разработка и реализация долгосрочной стратегии развития экономики должны обеспечить возрастание доли страны в мировых доходах12.

Для создания и претворения в жизнь успешной экономической стратегии, как представляется, необходим синтез плана и рынка.

В настоящее время Иран, как один из крупнейших производителей нефти в ОПЕК, должен обратить особое внимание на использование доходов, которые он может получить главным образом благодаря экспорту продукции нефтяной промышленности с целью развития всех отраслей национальной экономики. В этом залог экономической безопасности Ирана.

12 И.Г.Шилин. Экономика - от политики ослепления догмами и мифов - к обоснованной стратегии // Национальная безопасность, 2001 г., №9-10. - с.37.

19

На деле, решение указанных задач невозможно без еще одного компонента - разработки и осуществления стратегии государственного предпринимательства непосредственно в самой нефтяной сфере. При этом в сложных современных условиях решение данной задачи необходимо осуществлять как можно скорее.

20

ГЛАВА 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: