Практика использования налога в зарубежных странах, особенно в кризисные периоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности, выражающейся в соответствующей бюджетной его результативности. Немаловажно и то, что налог представляет собой важный экономический инструмент регулирования экономики, играет существенную роль в процессе экономической интеграции, прежде всего, европейских стран.
Упорядочение механизма взимания налогов — конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических отношений, прежде всего международной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку налога на добавленную стоимость для всех стран-членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении унификации льгот по нему.
Резервы совершенствования налогов существуют. Следует прежде всего отметить, что в условиях значительного профицита федерального бюджета есть возможность снижения ставок по налогам, что позволит уменьшить налоговое бремя, противодействовать росту цен на потребительские товары. Другая важная проблема — совершенствование администрирования налога, в частности упрощение механизма его изъятия в бюджет, а также возврата налогоплательщикам.
В условиях глобализации важна роль гармонизации налогов и в межстрановых, и во внутристрановых отношениях. Фундаментальным фактором обеспечения высоких темпов экономического роста в каждой отдельно взятой стране выступает развитие институтов, понимаемых как совокупность правил, регулирующих взаимодействие государства и индивидов в экономической, политической, социальной и других сферах.
Важнейший инструмент государства в условиях глобализации — налоговая политика на долгосрочную перспективу. Назрела острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе. Главными критериями при формировании налоговой политики должны стать — справедливость налогов, минимизация административных издержек и дестимулирующих эффектов при их применении.
Приоритетная цель формируемой долгосрочной налоговой политики России — обеспечение необходимых условий для экономического развития, роста инвестиций. Соответственно структура и размеры налогообложения должны быть определены таким образом, чтобы: гарантировать освобождение от налогообложения затраты на воспроизводство рабочей силы; обеспечивать возможно льготный режим налогообложения для капиталов, применяемых в производственном секторе; устанавливать льготные налоговые режимы для лиц, инвестирующих капиталы в развитие малого и среднего бизнеса.
Предпринятые в течение последних лет преобразования позволили создать налоговую систему, которая адекватна состоянию российской экономики и в целом отвечает таким фундаментальным принципам, как стабильность, предсказуемость, эффективность и сбалансированность. Налоговая реформа еще не завершена и некоторые острые проблемы еще предстоит решать.
Перед страной стоят грандиозные задачи по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, развития агропромышленного комплекса, проведения структурных преобразований в экономике, модернизации инфраструктуры, перехода на инновационный путь развития экономики, реформирования социальной сферы, включая пенсионную реформу и реформу обязательного медицинского страхования. Понятно, что при решении этих масштабных и сложных задач вряд ли можно обойтись без определенных изменений в налоговой сфере. Такие изменения должны касаться совершенствования как отдельных налогов, так и налогового администрирования. При этом Минфин России исходит из того, что налоговая и бюджетная системы страны должны быть сбалансированы, а налоговая нагрузка по сравнению с имеющейся, как минимум, не должна повышаться[16].
Сегодня уровень налоговой нагрузки в России составляет примерно 35% валового внутреннего продукта, что во многом обусловлено благоприятной мировой конъюнктурой. Ныне нефтяные доходы без учета налога на прибыль составляют приблизительно 8% валового внутреннего продукта, а это равно 20% бюджета расширенного правительства или 33% доходов федерального бюджета. Доля нефтяных доходов, хотя и падает, все еще остается стабильно высокой.
Привязка налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин в отношении нефти к мировым ценам позволила государству получать значительную часть сверхприбыли, возникающей в этой отрасли и, как следствие, ведет к неравномерному распределению налоговой нагрузки между отдельными секторами экономики. Наиболее высока она именно в нефтяной отрасли, составляя примерно 63%. В то же время в других отраслях рассматриваемый показатель находится на уровне 25-29%, что можно квалифицировать как уже вполне комфортный налоговый климат.
В некоторых сферах экономики (например, в агропромышленном комплексе или малом бизнесе) налоговую нагрузку и вовсе можно рассматривать как низкую — можно даже сказать, как символическую. И это обстоятельство создает прекрасные стимулы для быстрого развития.
Главные новации были направлены на поддержку инновационного развития экономики, создание дополнительных стимулов для вложений в развитие человеческого капитала и таким образом полностью отвечали требованиям актуализации осуществляемой в стране налоговой политики.
Из уже вступивших в законную силу решений можно выделить создание дополнительных налоговых стимулов для инновационной деятельности. В прошлом году был принят закон, который внес существенные изменения и в налог на добавленную стоимость, и в налог на прибыль. В частности, от налога на добавленную стоимость освобождены операции по передаче результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, причем независимо от того, за счет каких источников осуществляется их финансирование.
Большие изменения произошли по налогу на прибыль, прежде всего в части порядка отчисления в специальные фонды, средства которых используются для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нормативы отчислений в это фонды увеличены в три раза. Повысились и коэффициенты амортизации для оборудования, используемого в научных целях. Принят ряд решений, стимулирующих капиталовложения в технологическое перевооружение. Так, по налогу на прибыль был введена амортизационная премия, позволяющая до 10% стоимости приобретаемых основных средств не медленно относить на расходы, а также сняты последние ограничения на перенос убытков на будущее Освобождены от налогообложения дивиденды, получаемые от стратегического участия российских компаний в отечественном или иностранном бизнесе, что делает Россию более привлекательной для создания холдингов[17].
По налогу на добавленную стоимость инвесторы получили возможность сразу же предъявлять к возмещению суммы налога, уплаченные при капитальном строительстве и приобретении оборудования. Кроме того, налогоплательщики теперь могут представлять единую налоговую декларацию по внутренним и внешнеторговым операциям. С начала 2008 г. осуществлен переход с ежемесячной на поквартальную уплату налога на добавленную стоимость. Для налогоплательщиков все это значительно упрощает данный налог и снимает значительную часть проблем, в том числе связанных с его возмещением. Конечно, проблемные вопросы еще остаются, но есть основания полагать, что налог на добавленную стоимость в его сегодняшнем виде уже не вызывает таких больших претензий, как это было еще сравнительно недавно. Тем не менее, работа по совершенствованию рассматриваемого налога будет продолжена уже в ближайшем будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджета различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — по экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей. Другое обстоит в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики.
В современных условиях уровень налогообложения оказывает негативное влияние на экономический рост, и необходимо снижение налогового пресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ. [Текст] – М., 1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации - ГК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации - НК РФ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] //Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" - Закон N 85-ФЗ
5. Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" - Закон N 195-ФЗ
6. Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденная Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н (в ред. изменений, внесенных Приказом Минфина России от 21.11.2007 N 113н), - Декларация по НДС
7. Абрамов М.Д. О зарплате, налогах и экономическом росте. [Текст] / М. Д. Абрамов// Вопросы экономики. - 2008. - №5.- С. 8
8. Абрамов, М. Д. Об исчислении НДМ «прямым» способом. [Текст] / М. Д. Абрамов, С. А. Машков, В. А. Кашин // Налоговые споры: теория и практика. - 2008. - № 2.
9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации федеральному собранию Российской Федерации. [Текст] //Финансы. – 2008. - № 7. – С. 3
10. Вопросы налогообложения: Новые документы, комментарии. [Текст]: Вып. 6 –нояб.-дек. 2008, - 24 с.
11. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 560 с.
12. Исчисление НДС при внешнеторговой деятельности. [Текст] //Российский налоговый курьер. – 2009. - № 8. – С. 26-33
13. Колодина, И.. Чья ставка сыграет. [Текст] / И. Колодина // Российская бизнес-газета. - 2008. - 12 авг.
14. Коротчаева, Н.М. Особенности определения налоговой базы по НДС. [Текст] / Н. М. Коротчаева // Бухгалтерский учет. – 2007. - № 15. - с. 28-30
15. Крутякова, Т. Л. НДС 2008. Практика исчисления. [Текст] / Т. Л. Крутякова. – М.: АЙС групп, 2008. – 310 с.
16. Налог на добавленную стоимость. [Текст] // Бухгалтерский учет. – 2008. - № 12. - с. 4
17. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. [Текст]: учеб. пособие / Ф. Н. Филина.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 424 с.
18. Налоги и налогообложение/Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – 622 с.
19. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ,2007.- 620 с.
20. Пинская, М. Р. Актуальные вопросы регулирования налоговых полномочий федерального центра и территорий. [Текст] / М. Р. Пинская //Финансы и кредит. – 2008. - № 31. – С. 34
21. Скрипниченко, В. Налоги и налогообложение.. [Текст] / В. Скрипниченко - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007. – 320 с.
22. Стародубцев, И. В. НДС: сложные моменты.. [Текст] / И. В. Стародубцев – М.: ИНФО, 2008. – 141 с.
23. Феоктистов, И. А. Комментарий к последним изменениям, внесенным в НК РФ: НДС, Налог на прибыль, "Упрощенка", ЕНВД И ЕСХН. [Текст] / И. А. Феоктистов. - М.: Росбух, 2007. – 210 с.
24. Филина, Ф. Н. Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы.. [Текст] / Ф. Н. Филина – М.: АЙС групп, 2009. – 280 с.
25. Шаталов, С. Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития России. [Текст] / С. Д. Шаталов // Финансы. – 2008. - № 8. – С. 4
[1] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 11
[2] Налоги и налогообложение/Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С. 10
[3] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20 августа 2004 г.)
[4] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20 августа 2004 г.)
[5] Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ,2007.- С.527-528, 535.
[6] подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ
[7] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями и дополнениями) //Консультант Плюс
[8] статья 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
[9] Стародубцев И. В. НДС: сложные моменты. – М.: ИНФО, 2008. – С. 27
[10] письмо МНС России от 2 марта 2001 г. № ВГ-6-03/184@
[11] письмо Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-04-11/77
[12] письмо МНС России от 29 июня 2004 г. № 03-1-08/1462/17@
[13] письмо МНС России от 10 июня 2002 г. № 03-1-09/1558/16-Х194
[14] соответствующие поправки внесены в ст. 11 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ
[15] Стародубцев И. В. НДС: сложные моменты. – М.: ИНФО, 2008. – С. 33
[16] Бюджетное послание Президента Российской Федерации федеральному собранию Российской Федерации // Финансы. – 2008. - № 7. – С. 3
[17] Шаталов С. Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития России // Финансы. – 2008. - № 8. – С. 4