Сущность и функции налогов

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном в экономике любой страны, поскольку являются важнейшим элементом распределительно-денежных отношений, орга­низуемых государством.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами ме­роприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов как на федеральном, так и местных уровнях. Это достигается, в основ­ном, за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей.

Проблемы налогов, сборов, пошлин и их налогообложение всегда актуальныи имеют непреходящее значение. Налоги, налоговая полити­ка, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, правовой природе и социальном назна­чении. Проблемы правильного понимания природы налога обусловле­ны тем, что налог — понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономиче­ского строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Налоги выступают необходимым звеном экономических отноше­ний, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и на­стоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы нало­гообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания нало­гов. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхож­дении налогов, причинах и условиях их возникновения.

Исследуемый в курсовой работе вопрос не достаточно широко разработан в отечественной экономической литературе. Основополагающими работами являются труды экономистов Н. И. Тургенева, М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Л. А. Дробозиной, Г. Б. Поляка и др.

Основу нормативно-правовой базы исследования составляют Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ. В работе использованы учебные пособия под редакцией М. В. Романовского, В. А. Парыгиной, Д. Г. Черника, А. И. Пономарева, Л. А. Дробозиной; статьи А. Е. Ильина, В. Г. Панскова,    А. В. Игнатова, А. А. Маслениковой.

Целью курсового исследования является исследование особенностей налога на перерабатывающие предприятия.

Перед нами поставлены следующие задачи:

­- рассмотреть сущность и функции налогов;

- выявить объект налогообложения, налоговую базу и его налогоплательщиков;

- раскрыть особенности налогообложения перерабатывающей отрасли;

- охарактеризовать исследуемое предприятие;

- проанализировать как ведется расчет налога в ООО «Ансей ВМК» на примере некоторых показателей;

- определится в основных направлениях развития налоговой политики.

Объект исследования – ООО «Ансей ВМК»

Предмет исследования – налоги на перерабатывающую промышленность.

Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ НАЛОГА

Сущность и функции налогов

Налоги — это обязательные платежи хозяйствующих субъектов и граждан в бюджеты соответствующего уровня по ставкам, установлен­ным в законодательном порядке.

Совокупность разных видов налогов и сборов, в построении и ме­тодах исчисления которых реализуются определенные принципы, об­разует налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В современном обществе за счет налоговых поступлений формируется основная часть доходов государственного бюджета. Помимо такой бюджетной или финансовой функции в условиях рыночной экономи­ки налоговый механизм используется для государственного воздейст­вия на общественное производство, его динамику и структуру, для раз­вития инвестиционной активности, внешнеэкономической деятель­ности, поддержки социальной сферы.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обяза­тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и муниципальных образований.

Сбор — это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственны­ми или иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В отличие от налога при уплате сбора всегда присутствует специальная цель и интересы сторон[1].

Сущность налогов проявляется через их функции — фискаль­ную, перераспределительную, регулирующую, контрольную, соци­альную.

Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ре­сурсов государства путем перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды.

Перераспределительная функция позволяет за счет налогов пере­распределять доходы между различными категориями граждан и сфе­рами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реа­лизацией социальной функции налогов, которая предусматривает на­личие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, инвалидов и др.

Регулирующая функция реализует косвенное или экономическое воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной жизни страны. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим в зависимости от величины налоговых ставок и наличия льгот по отдельным налогам[2].

Контрольная функция налогов позволяет государству контролиро­вать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Российская налоговая система, принятая в 1992 г., включает на­логи трех уровней — федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные. Перечень налогов с 2005 г. определяется Налоговым кодек­сом РФ[3].

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей террито­рии России. К ним относятся:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы на отдельные группы и виды товаров;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• водный налог;

• государственная пошлина;

• налог на наследование и дарение;

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользова­ние объектами водных биологических ресурсов.

В состав региональных налогов входят:

• налог на имущество организаций;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц.

В настоящее время основу налоговой системы России составляют НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на доходы физи­ческих лиц. При этом преобладающую долю в доходах федерального бюджета составляет НДС.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом РФ, региональные и местные налоги и сборы — соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местно­го самоуправления с учетом условий, установленных Кодексом[4]. Новые налоги и сборы могут вводиться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Акты законодательства об изменении налогов и сборов вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного нало­гового периода по соответствующему налогу.

Несмотря на преобладание той или иной группы налогов, наиболее существенным показателем налоговой системы является величина на­логового бремени для экономики страны в целом и для отдельного субъекта.

Налоговое бремя на макроуровне определяется отношением общей суммы налогов к величине валового внутреннего продукта и характе­ризует ту его часть, которая перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов.

В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой доля налогов в ВВП составляет от 25 до 55%.

На микроуровне налоговое бремя показывает долю совокупного до­хода конкретного налогоплательщика, которая отчуждается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех уплаченных налогов ко вновь созданной стоимости.

Этот показатель зависит от деятельности плательщика. Он наибо­лее высок у производителей подакцизной продукции (85—90%), а у сельскохозяйственных предприятий, пользующихся многими налого­выми льготами, не превышает 10%. Хотя объем изымаемых в бюджет средств зависит от величины налогового бремени плательщика, связь этих двух показателей имеет весьма сложный характер.

Согласно теории Лаффера после достижения некоторого предель­ного значения налоговой ставки налоговые поступления начинают снижаться.

Налоговое бремя может также рассматриваться и в территориаль­ном разрезе, когда налоговая нагрузка распределяется между отдельны­ми регионами в соответствии с социально-экономической политикой государства.

В настоящее время многие страны практически достигли предель­ного уровня налоговых изъятий и дальнейший рост обложения чреват социально-политическими последствиями. Это подтверждается собы­тиями 2000 г. в странах Западной Европы, когда при росте цен на горю­чее его потребители потребовали снижения акцизов.

Налоговая политика представляет собой комплекс действий органов власти, определяющий форматирование налоговой системы для достижения определенных стратегических целей в ходе развития эко­номики. Налоговая политика является составной частью экономиче­ской и финансовой политики государства.

Трансформация налоговой системы с 1992 г. показывает, что нало­говая политика за эти годы претерпевала определенные изменения. В течение всего периода и особенно в первые годы формирования но­вого налогового механизма преобладала фискальная функция налого­вой системы для покрытия бюджетных расходов государства. Этому способствовало расширение сферы действия косвенных налогов — НДС, акцизов, введение налога с продаж в период с 1998 по 2003 г.

Существенно изменилась политика в отношении налогообложения доходов населения. Если до 1995 г. налоговая политика была направлена на сдерживание роста заработной платы, то с 2001 г. политика ориенти­руется на стимулирование ее роста и вывода из тени. В отношении нало­га на прибыль организаций наблюдается снижение налоговых ставок при одновременном сокращении льгот и расширении налоговой базы.

В то же время существующая налоговая политика не способствует росту инвестиций, поддержке производителя и др. Практически отсут­ствует документ, регламентирующий составные части государственной, налоговой политики и ее стратегические направления, обеспечиваю­щие стабильность и логику развития налоговой системы, повышение её эффективности. Это затрудняет формирование налоговой политики на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления[5].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: