В зарубежной e теории и практике учета и анализа в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены e только затраты, непосредственно e связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных e расчетов и распределений e включает в себя все виды расходов e предприятия.
Поэтому e в целях совершенствования e методики принятие управленческих решений был разработан e учет e переменных e затрат (директ-костинг).
Система «стандарт-кост» для e отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано с e началом ХХ в. Первые e упоминания о ней e встречаются в книге
Г. Эмерсона e «Производительность e труда как основа оперативной работы и заработной платы». Он считал, что традиционная e бухгалтерия «имеет тот e недостаток, что ни какого отношения между тем, что есть e и тем, что e должно было быть, e не устанавливают».
Смысл системы e «стандарт-кост» заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что e произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются e возникшие e отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная e система, - учет e потерь и отклонений e в прибыли e предприятия.
|
|
Метод «стандарт-кост» содержится в разработке стандартов (норм), предварительном e составлении e стандартных калькуляций, управленческом учете фактических издержек и отклонений от стандартов, e классифицированных e как совокупность. Принципиальным моментом e приложения e является также то, что в его рамках не проводится полное распределение всех e накладных e издержек на e себестоимость произведенной продукции. Стандарт eпредставляет собой e решительную e норму расхода ресурсов e для изготовления калькуляционной e единицы.
В рамках «стандарт-кост» нормативные e затраты на производство единицы продукции e состоят из следующих e элементов:
§ нормативная e цена единицы материалов;
§ нормативное e количество (норма расхода) материала;
§ норматив e времени (затраты труда) на единицу продукции;
§ нормативная e ставка оплаты труда;
§ нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;
§ нормативная величина (нормативный коэффициент) постоянных общепроизводственных e расходов.
Метод «стандарт-кост» предполагает определение фактической себестоимости на основании оценки издержек, e определенных e стандартами, а не на основе учета фактических издержек. Его главная цель содержится в определении отклонений по элементам стандартных e издержек, e проведении e анализа причин их возникновения с целью использования e инструментов управленческого учета для их минимизации и e корректировки e применяемых e стандартов.
|
|
В начале e анализируются e причины возникновения отклонений по нормативным издержкам, затем причины, приведшие к возникновению отклонений фактических e трудозатрат и накладных e издержек e от их стандартных e значений.
Применение e системы «стандарт-кост» позволяет:
1. Позволяет e выявлять виды деятельности, в e которых происходят постоянные e отклонения от e нормативов;
2. Позволяет проводить e прогнозы будущих издержек производства, которые будут использованы e при принятии управленческих решений;
3. Упрощает e задачи учета затрат и сокращает время ведения учетного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы e калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных e средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства e и реализации продукции. В самом широком смысле калькулирование представляет собой способ систематизации e затрат и получения информации о себестоимости продукта для выявления резервов повышения эффективности производства и e управления e этим процессом.
Сложность вопросов калькулирования прежде всего связана с многообразием хозяйственных процессов, осложняющихся технологическими и e организационными условиями e производства.
Сложность калькулирования e заключается также в том, что необходимо обеспечить разграничение затрат между законченными и незаконченными объектами, оценив брак, побочную e продукцию и отходы e производства.
Калькулирование e является способом оценки хозяйственных средств и одновременно результатом e такой оценки.
Таким образом, в самом общем виде в процессе калькулирования себестоимости отдельных e объектов учета e необходимо полностью учесть и сгруппировать e издержки на e производство по экономическому признаку, отчетным e периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам e затрат и центрам e ответственности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Вариант № 8
Дано:
На предприятии имеется информация об остатках, поступлении и расходах материалов в январе, представленная в таблице (В). Необходимо оценить в денежном выражении расход материалов в 350 ед. и их остаток на 01.02 в 225 ед. Дополнительные условия: 07.01 было израсходовано материалов в количестве 45 ед., 16.01 120 ед., 22.01 было потреблено материалов 110 ед. Всего за январь израсходовано 275 ед. материалов. В январе выручка от продаж продукции предприятия составила 150 000 руб. Условно допущено, что все отпущенные в производство материалы вошли в себестоимость реализованной в январе продукции, а другие затраты произведены не были.
Требуется: 1) сделать расчётьг методами средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО, отразить в таблице
2) провести сравнение результатов расчётов, отразить в таблице
З) сделать выводы
Таблица В
Движение материалов | Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток на 01.01 | 90 | 100 | ? |
Закупка 05.01 | 100 | 120 | ? |
Закупка 15.01 | 150 | 110 | ? |
Закупка 20.01 | 115 | 130 | ? |
Закупка 25.01 | 120 | 140 | ? |
Итого поступлений с остатком | 575 | - | ? |
Расход | 350 | - | ? |
Остаток на 01.02 | 225 | - | ? |
Решение:
Вначале был произведен расчет по методу ФИФО. Первая, поступившая единица материла на склад первая уходит на него в производство. Списание материалов по методу ФИФО отображено в таблице 1.
Таблица 1 – Списание материалов методом ФИФО
Движение материалов | Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток на 01.01 | 90 | 100 | 9000 |
Закупка 05.01 | 100 | 120 | 12000 |
Выбытие 07.01 | 45 | 100 | 4500 |
Закупка 15.01 | 150 | 110 | 16500 |
Выбытие 16.01 | 120 | 45 ед. по 100 руб. 75 ед. по 120 руб. | 4500 + 9000 = 13500 |
Закупка 20.01 | 115 | 130 | 14950 |
Выбытие 22.01 | 110 | 25 ед. по 120 руб. 85 ед. по 110 руб. | 3000 + 9350 = 12350 |
Закупка 25.01 | 120 | 140 | 16800 |
Итого поступлений с остатком | 575 | - | 69250 |
Расход | 350 | - | 30350 |
Остаток на 01.02 | 225 | - | 38900 |
|
|
На основании данной таблицы получаем, что:
Выручка = 150 000 руб.
Себестоимость = 30350 руб.
Валовая прибыль = 150 000 – 30 350 = 119 650 (руб.)
Далее была построена аналогичная таблицы выбытия материалов производства, только основываясь на методе ЛИФО (первым в производство выбывает та единица материала, которая поступила на склад последней), смотри таблицу 2.
Таблица 2 – Списание материалов методом ЛИФО
Движение материалов | Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток на 01.01 | 90 | 100 | 9000 |
Закупка 05.01 | 100 | 120 | 12000 |
Выбытие 07.01 | 45 | 120 | 5400 |
Закупка 15.01 | 150 | 110 | 16500 |
Выбытие 16.01 | 120 | 110 | 13200 |
Закупка 20.01 | 115 | 130 | 14950 |
Выбытие 22.01 | 110 | 130 | 14300 |
Закупка 25.01 | 120 | 140 | 16800 |
Итого поступлений с остатком | 575 | - | 69250 |
Расход | 350 | - | 32900 |
Остаток на 01.02 | 225 | - | 36350 |
На основании данной таблицы получаем, что:
Выручка = 150 000 руб.
Себестоимость = 32900 руб.
Валовая прибыль = 150 000 – 32900 = 117 100 (руб.)
Затем списание материалов было рассчитано согласно средней себестоимости (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Списание материалов методом средней себестоимости
Движение материалов | Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток на 01.01 | 90 | 100 | 9000 |
Закупка 05.01 | 100 | 120 | 12000 |
Выбытие 07.01 | 45 | (90 * 100 + 100 * 120) / 190 = 110,53 | 4973,69 |
Закупка 15.01 | 150 | 110 | 16500 |
Выбытие 16.01 | 120 | (145* 110,53 + 150 * 110) / 295 = 110,26 | 13231,26 |
Закупка 20.01 | 115 | 130 | 14950 |
Выбытие 22.01 | 110 | (175*110,26 + 115* 130) / 290 = 118,09 | 12989,68 |
Закупка 25.01 | 120 | 140 | 16800 |
Итого поступлений с остатком | 575 | - | 69250 |
Расход | 350 | - | 31194,63 |
Остаток на 01.02 | 225 | - | 38055,37 |
На основании данной таблицы получаем, что:
Выручка = 150 000 руб.
Себестоимость = 31194,63 руб.
Валовая прибыль = 150 000 – 31194,63 = 118805,37 (руб.)
Для удобства сравнения результаты расчетов были объединены в таблицу (см. таблицу 4).
Метод списания | Выручка, руб. | Себестоимость, руб. | Валовая прибыль, руб. |
ФИФО | 150 000 | 30350 | 119 650 |
ЛИФО | 150 000 | 32900 | 117 100 |
По средней себестоимости | 150 000 | 31194,63 | 118805,37 |
На основании данной таблицы можно сделать следующие выводы:
|
|
Наибольшая себестоимость выпускаемой продукции будет при списании методом ЛИФО, наименьшая при списании методом ФИФО. Это и понятно, учитывая влияние инфляции, остаток на складе при методе ЛИФО будет, как бы занижен, и не соответствовать рыночной цене. При списании методом ФИФО остаток материалов на складе будет приближен к рыночной цене. Соответственно валовая прибыль при списании методом ФИФО будет больше, чем валовая прибыль при списании методом ЛИФО. При списании материалов методом по средней себестоимости, величина себестоимости продукции будет величиной средней между методами списания ЛИФО и ФИФО, величина остатка материала на складе также будет величиной средней между методами списания ЛИФО и ФИФО. Валовая прибыль при этом также будет находиться между валовой прибылью, определенной при помощи списания материалов методом ФИФО и ЛИФО.