Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

На предприятии ООО «Темрюкстроймаркет» принята группировка затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:

1) материалы;

2) расходы на оплату труда рабочих;

3) расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

4) накладные расходы.

По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции на предприятии принято деление затрат на прямые и накладные.

 Прямыми считаются расходы, непосредственно связанные с производством строительных работ на конкретном объекте. Которые можно прямо включить в себестоимость строительных работ по соответствующим объектам учета — это затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, вместе с отчислениями на социальные нужды и другие затраты, которые можно отнести на себестоимость продукции на основании первичных документов.

Прямые затраты на материалы включают затраты связанные с отпуском в производство сырья, строительных материалов, комплектующих изделий. Подрядная организация может приобретать для производства строительных работ материалы самостоятельно в торговой компании; у заказчика – в счет стоимости материала и работ. Кроме этого, материал может поступать:

1) от списания пришедших в негодность основных средств;

2) собственного вспомогательного производства;

3) подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет и т.д.

Для оформления получения материалов со склада мастер или прораб заполняет бланк требования на получение материалов и представляет ее кладовщику. Копии требования направляются в бухгалтерию, там они используются как основание для записи бухгалтерской проводки. На счете 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу.

На предприятии ООО «Темрюкстроймаркет» затраты на материалы по каждому объекту обобщаются в реестре материалов, по строительству соответствующего объекта. Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения) и соответствующей цене на данный вид материального ресурса.

В январе предприятием было выполнено два заказа. К счету 20-1 «Основное производство» были открыты 2 субсчета: субсчет 1«Летний домик» ст. Каясан, субсчет 2 «Хозяйственные постройки». Затраты на материалы были отражены на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов следующим образом:

1. Использованы материалы при производстве работ на объекте «Летний домик»

Дебет счета 20-1 «Основное производство» 202 219 руб.

  Кредит счета 10 «Материалы»                      202 219 руб.

2. Использованы материалы при производстве работ на объекте «хозяйственные постройки».

  Дебет счета 20-2 «Основное производство» 153 480 руб.

  Кредит счета 10 «Материалы»                      153 480 руб.

Прямые затраты на заработную плату относятся на заказ на основании карточки учета затрат времени, заполненных рабочими. Наряд - это форма, которая регистрирует затраты времени работника в расчете на каждый заказ. Наряд-это первичный документ используемый в бухгалтерии для отнесения затрат на труд на счет 20 «Основное производство» по каждому конкретному заказу.

На предприятии ООО «Темрюкстроймаркет» прямой труд относят непосредственно на конкретный вид работ и обобщают в реестре строительно-монтажных работ. Определение общих затрат на заработную плату осуществляется на основании объемов выполненных работ и норм, установленных на выполнение конкретных работ. На основании первичных учетных документов бухгалтерией в учете были сделаны следующие записи:

1. Списаны затраты на заработную плату при производстве работ на объекте «Летний домик»

Дебет счета 20-1 «Основное производство»                     78 230 руб.

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 78 230 руб.

2. Списаны затраты на заработную плату при производстве работ на объекте «хозяйственные постройки»

       Дебет счета 20-2 «Основное e производство»                     53 454 руб.

      Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 53 454 руб.

Одновременно с начислением заработной платы предприятие начисляет выплаты по единому социальному налогу – в Пенсионный фонд РФ (20%), Фонд социального страхования РФ (2,9%), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1,1%), Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (2,0%), Кроме того, организация платит в фонд социального страхования взносы от несчастных случаев на производстве. Строительство относится к 11 классу профессионального риска и уплачивает взнос в размере 1,2 %. Затраты по уплате единого социального налога также учитываются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с открытием субсчетов и распределяются по заказам:

2. Учтен в составе затрат единый социальный налог при производстве работ на объекте «Летний домик» (расчет 78 230*26%=20339,8

          Дебет счета 20-1 «Основное производство»                         20339.8 руб.

           Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 20339.8    руб.

3. Учтен в составе затрат единый социальный налог при производстве работ на объекте «хозяйственные постройки» (расчет 53 454*26%=13898.04)

          Дебет счета 20-2 «Основное производство»               13898.04 руб.

       Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 13898.04руб.

Предприятие ООО «Темрюкстроймаркет» на основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации,

к прямым затратам относит расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов. Затраты определяются исходя из данных о времени использования необходимых машин (маш.час) и соответствующей цене 1 маш. часа эксплуатации машин. Определение стоимости эксплуатации машин рекомендуется осуществлять:

- в базисном уровне цен – по сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;

- в текущем уровне цен – на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию машин.

Стоимость работы строительных e машин и механизмов обобщается в реестре работ машин и механизмов по каждому конкретному объекту. На основании первичных документов (путевой лист и т.д.) в бухгалтерском учете были сделаны e следующие записи:

1.Списаны затраты по эксплуатации машин и механизмов при производстве работ на объекте «Летний домик»

           Дебет счета 20-1 «Основное e производство»                     39 138руб.

            Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом e по оплате труда» 39 138 руб.

2. Списаны затраты по эксплуатации машин и механизмов при производстве работ на объекте «хозяйственные e постройки»

           Дебет счета 20-2 «Основное производство»                     39 603 руб.

        Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 39 603 руб.

На предприятии ООО «Темрюкстроймаркет» принято выделение транспортно – заготовительных e расходов, которые связанны с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением, оборудование e на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей ее в монтаж. Размер заготовительных расходов на предприятии «Темрюкстроймаркет» рассчитывается путем перемножения нормы заготовительных расходов (12%) на сумму затрат на материалы по конкретному объекту строительства. В бухгалтерском e учете в этом случае e будут сделаны следующие проводки:

   2. Списаны затраты на заработную плату при производстве работ на объекте «Летний домик»

       Дебет счета 20-1 «Основное производство»                     24 266 руб.

     Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости e материальных ценностей» 24 266 руб.

    3. Списаны затраты на заработную плату при производстве работ на объекте «хозяйственные»

     Дебет счета 20-2 «Основное e производство»                     18 418 руб.

     Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 18 418 руб.

Помимо прямых затрат на материалы, заработную плату, отчисления на социальные нужды и затрат на работу строительных машин и механизмов относящихся непосредственно на конкретный вид работ, существуют e затраты, прямо не прослеживаемые, такие как заводские e накладные расходы, относят на отдельные работы с использованием  заданной  ставки  (распределения) e накладных расходов.

Накладные расходы связаны с организацией производства и управлением и включают в себя общехозяйственные затраты, а также затраты на управление производством, например заработную плату руководителей, специалистов и служащих, вместе с отчислениями на социальные нужды, расходы на перемещение, содержание вычислительного центра (ВЦ), пожарно-сторожевую охрану, отопление помещений и др.

В строительстве принято разделять накладные расходы на следующие разделы:

1) административно-хозяйственные расходы;

2)расходы на обслуживание работников строительства;

3) расходы на содержание строительных площадок;

4) прочие накладные расходы;

5) затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.

Учет накладных расходов на предприятии ООО «Темрюкстроймаркет» осуществляется в соответствии с методическими указаниями по определению накладных расходов в строительстве.

Строительство как вид деятельности имеет такую особенность, что выполнение работ не может происходить без предварительного планирования. Прежде чем заключить договор подряда, стороны определяют его стоимость по смете. В смете и определяется размер планируемых накладных расходов. Затем в процессе выполнения строительных работ в подрядной организации образуются фактические накладные расходы. И по окончанию работ проводится анализ плановых сметных накладных расходов и фактических расходов.

Накладные расходы могут быть распределены по видам продукции только с помощью специальных искусственных методов. При их списании часто прибегают к использованию нормативных коэффициентов распределения общепроизводственных расходов, устанавливаемых для каждого подразделения или функционирующего объекта обычно на год.

Коэффициент рассчитывается в три этапа:

1. Составление годового бюджета, плана общепроизводственных расходов. Расчет прогнозируемой величины общепроизводственных расходов осуществляется на основе динамики затрат и предполагаемого объема производства. Эту операцию необходимо выполнить для каждого производственного подразделения на предстоящий отчетный период.

2. Выбор базы распределения общепроизводственных расходов. Для этого определяется связь между общепроизводственными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей производственной деятельности, например, число отработанных человеко-часов, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих, количество машино-часов. Выбранная база должна наиболее тесно формализованным путем связывать общепроизводственные расходы с объемом выпущенной продукции.

3. Деление прогнозируемой на предстоящий период величины общепроизводственных расходов, на прогнозируемый объем производства, выраженный в показателе выбранной базы распределения (часы, рубли). В результате этой операции получают нормативный коэффициент общепроизводственных расходов.

В строительстве накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих в составе прямых затрат. В бухгалтерском учете накладные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются на счете 29 «Обслуживание производства и хозяйства». Накладные расходы по основному производству ежемесячно относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 «Основное производство». Накладные расходы вспомогательных производств учитываются на счете 26 отдельно от накладных расходов основного производства и относятся на себестоимость продукции вспомогательного производства. На предприятии ООО «Темрюкстроймаркет» за отчетный период сумма накладных расходов составила 19 753 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

1. Списана сумма накладных расходов на затраты

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» 19 753 руб.

   Кредит счетов 10 «Материалы»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.  19 753 руб.

Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основании первичных учетных документов, оформленных в установленном e порядке. Учет ведется в журнале-ордере №10.

Затем общепроизводственные расходы относят на каждый вид продукции с использованием этого коэффициента, для чего фактическое значение показателя базы распределения умножают на нормативный коэффициент. Эта сумма добавляется к затратам материалов и начисленной оплаты e труда производственных рабочих. В бухгалтерском учете расходы со счета 26 «Общехозяйственные расходы» списывается ежемесячно на счет 20 «Основное производство» пропорционально базе e распределения на каждый заказ:

   1. Списаны общехозяйственный расходы на основное производство при производстве работ на e объекте «Летний домик»

Дебет счета 20-1 «Основное производство»             11 735 руб.

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» 11 735 руб.

   2. Списаны общехозяйственный расходы на основное производство при производстве работ на e объекте «хозяйственные постройки»

Дебет счета 20-2 «Основное e производство»                     8 018 руб.

Кредит счета 26 «Общехозяйственные e расходы»             8 018 руб.

 В результате получают расчетную e производственную себестоимость продукции, в которой только два элемента фактические — прямые материальные и прямые трудовые затраты, а общепроизводственные расходы списаны на основе нормативного коэффициента. Именно по этой расчетной производственной себестоимости отражают движение продукции по всем счетам бухгалтерского учета.

Применение отнесенной e ставки накладных расходов необходимо при сезонных колебаниях деловой активности, тогда можно вывести баллы, близкие по значениям показателям удельной себестоимости. Если же e применить фактические величины накладных расходов, то в силу сезонного характера деловой активности месячные показатели удельной себестоимости могут получиться искаженным.

Калькулирование e затрат при позаказном методетучета затрат.

Характерные записи в журнале при учете операций позаказной калькуляции затрат имеют следующий вид:

1) Отнести e прямые затраты и прямой e труд на продукт-заказ

2) Отнести заводские e накладные расходы на незавершенное производство по продукту-заказу

3) Занести в учет фактические накладные расходы по заказу

4) Переместить обработанные изделия по заказу

5) Занести в учет продажу готовой продукции по заказу

Можно также использовать калькуляцию по нормативным затратам в сочетании с позаказной калькуляцией. Калькуляция e нормативных затрат является тем инструментом, который может дополнить e позаказную  калькуляцию. Позаказная калькуляция применяется тогда, когда определенными затратами предусматривается одной составной единицы продукции, или небольшой партии самостоятельных изделий. Единицы продукции индивидуализируются e сообразно  специфическим требованиям покупателей. Установление нормативных затрат может e быть полезным e при предварительном производстве расчетов по прямым материалам, нормативным заводским накладным расходам, прямому труду необходимым для e выполнения e каждого заказа. Это сочетание позволяет реально оценить степень риска при e производстве, упростить работу менеджера и бухгалтера, сократить затраты времени при анализе конечных результатов деятельности предприятия на определенном e отрезке e времени. 

При позаказном e методе e учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются e незавершенным e производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют e только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.

При частичном e выполнении заказов и сдачи их заказчикам e частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях e производства, т. е. допускается условность оценки частичного выпуска e заказа и незавершенного e производства. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования e себестоимости продукции следует отнести также отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации e незавер­шенного e производства.

При калькулировании формируется себестоимость продукции. В строительстве используются e показатели e сметной, e плановой, и фактической e себестоимости.

До выполнения строительных e работ составляется проект, который кроме технической документации содержит e экономическую e часть – смету, которая представляет собой расчет стоимости строительства объекта на e основании установленных норм. Сметная стоимость это сумма сметной  себестоимости и сметной e прибыли (плановых накоплений). Таким образом, себестоимость e заказа (проекта) оценивается e еще до начала работ. Соотношение прямых и накладных e расходов можно e рассмотреть по примерной структуре сметной стоимости (Табл.1)

Таблица 1. Примерная e структура затрат e строительного предприятия.

Вид затрат В процентах к сметной стоимости В процентах к сметной себестоимости
Основная заработная плата рабочих 15 16
Стоимость материалов, полуфабрикатов, деталей, конструкций 60 65
Затраты по эксплуатации  машин и механизмов 7 8
ИТОГО прямые затраты 82 89
Накладные расходы 10,6 11
ИТОГО сметная себестоимость 92,6 100
Плановая прибыль 7,4 8
ВСЕГО сметная стоимость 100 108

 

В каждом конкретном случае e структура сметной стоимости определяется характером выполняемых работ.

Плановая себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой прогноз величины e затрат конкретного строительного предприятия e на выполнение определенного комплекса строительно-монтажных работ. Другими словами плановая себестоимость Плановая себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой прогноз величины затрат e конкретного e строительного предприятия на выполнение определённого комплекса строительно-монтажных работ. Другими словами, плановая себестоимость определяет величину затрат e на производство работ в установленные договором сроки строительства при рациональном и эффективном e использовании реально находящихся в распоряжении строительного предприятия строительных машин, механизмов и других технических, материальных, финансовых и людских ресурсов, соблюдении правил технической эксплуатации  основных фондов и обеспечении безопасных условий труда.

Фактическая себестоимость строительных работ - это сумма издержек, произведённых конкретным строительным предприятием в ходе выполнения заданного комплекса работ в сложившихся e условиях e производства.

Себестоимость e формируется на счете 20 «Основное производство».

Цена строительной e продукции рассчитывается на основе сметной стоимости. Поэтому если фактические затраты окажутся e меньше сметной себестоимости, то это означает, что предприятие получит прибыль сверх e плановых накоплений. Если же предприятие получило перерасход, то прибыль будет e меньше сметной величины. Это и объясняет необходимость применения элементов e нормативного учёта, который даёт возможность контролировать все отклонения от сметных и плановых норм. Так, материалы на каждый вид работ отпускаются в соответствии нормам, каждый случай отклонений фиксируются, а его причины излагаются в приложении к материальному e отчёту; размеры заработной платы, накладных расходов и др. также определяются e на основе сметных (плановых) e показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: