Организация и система бухгалтерского учета на предприятии

 

В последнее время все чаще наблюдается переход промышленных предприятий в разряд многопрофильных, когда наряду с производством продукции организация одновременно осуществляет еще какие либо виды деятельности, например, торговлю. Все это оказывает значительную роль на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и так далее. Кроме того, структура производственного предприятия влияет и на тип бухгалтерской службы.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона:

"Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций".

Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы. В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так же освобождены от ведения бухгалтерского учета, они ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он в зависимости от объема учетной работы должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель организации может:

· учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

На основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика организации – это принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельность). К основным способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные существующие способы и приемы. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а так же формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а так же другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Выбранная форма учета должна быть отражена в учетной политике организации.

Все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.

Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт – «Положение по бухгалтерскому учету организации» ПБУ 1/98, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (далее - ПБУ 1/98).

Согласно этому документу бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы.

Это требование статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве России, например, в части налогообложения налогом на добавленную стоимость такое требование выдвигает статья 167 НК РФ.

Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато налоговыми санкциями.

Следует отметить, что в отношении налоговой учетной политики, в настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего основы ее формирования, не существует, есть только отдельные положения НК РФ, подлежащие отражению в этом документе. Например, по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

Позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для налогообложения во многом схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет организации следует использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.

Данные налогового учета заносятся организацией в специальные документы, называемые налоговыми регистрами. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, однако при этом следует обратить внимание на требование статьи 314 НК РФ, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

· наименование налогового регистра;

· дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;

· наименование хозяйственной операции;

· измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;

· подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр.

В этом случае формы таких регистров должны быть указаны в приложениях к учетной политике в целях налогообложения. Если организация затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенные в Информационном сообщении МНС Российской Федерации от 19 декабря 2001 года "Система налогового учета, рекомендуемая МНС Российской Федерации для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

На данном предприятии учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2008 г. утверждена приказом генерального директора (Приказ №1/БУ от 29.12.2007 г.) в ней отражено:

1.  Ответственность за осуществление принятой учетной политики, ведение бухгалтерского учета и контроль за движением имущества и выполнением обязательств в организации возлагается на генерального директора в силу ст.7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций согласно ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

2.   В пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности и отчету о прибылях и убытках раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям для бухгалтерской отчетности и формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатов ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

3.   Организацию и ведению бухгалтерского учета организации осуществляет на договорных началах специализированная организация согласно пп. «в»,п.2 ст.6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Учетная политика для целей налогообложения на 2008 г., также утверждена приказом генерального директора (Приказ №1/\НУ от 29.12.2008 г.), в нем отражено то, что организацию контроля за осуществление налоговой политики в организации возложить на генерального директора.

Бухгалтерский учет в ОСАО «РЕСО-Гарантия» ведется с помощью специальной компьютерной программы «1С: Бухгалтерия», составление первичных документов осуществляется с помощью этой программы.

Оформление первичных документов, а именно выпиской счетов на оплату, товарных накладных, счетов-фактур и др. занимается генеральный директор, а также по приказу директора менеджер. Все первичные документы составляются в соответствии с законодательством. Затем первичные документы предаются в специализированную организацию, сотрудничающую с предприятием на договорной основе. В их обязанности входит:

 

1. ведение бухгалтерского и налогового учета на основании первичной документации представляемой предприятием

2. формирование бухгалтерских учетных регистров

3. составление и сдача всех видов бухгалтерской,налоговой, статистической и прочей установленной законодательством отчетности

4. разработка учетной политики

Основными нормативными документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности страховой организации, являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.

2. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» №34н от 29.07.1998 г.

3. Приказ Минфина России «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций» №2н от 12.01.2001 г.

4. Приказ Минфина России «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» № 69н от 04.09.2001 г.

5. Приказ Минфина России «О внесении изменений в акты Минфина России по бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» №94н от 28.11.2001г.

6. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» №105 от 29.11.2001 г.

7. Письмо Минфина России «Разъяснения о порядке внесения изменений в правила формирования страховых резервов в связи с переходом страховых организаций с 2002г. на счет страховых премий (взносов) методом начисления» №24-08/13 от18.12.2001 г.

8. Письмо Минфина России «О порядке представления страховым организациям годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, на магнитных носителях» №24-07/04 от 01.04.2002 г.

Систему бухгалтерского учета уже на первом этапе формирования и развития компании необходимо вести на базе существующего программного обеспечения. С учетом сложности проекта внедрения комплексной автоматизированной системы целесообразно первоначально использовать апробированные и дешевые программные комплексы типа «1С» или программ компании «Мариллион» (ООО «СИНТЕК»). При этом основными требованиями, предъявляемыми к программному продукту являются:

- функциональная полнота (охват основных функциональных подсистем);

- простота освоения и внедрения (возможность быстрого и дешевого внедрения);

- поддержка филиальной структуры (охват всех обособленных подразделений);

- открытость системы (возможность конвертации данных в корпоративную систему).

 

                            Учет основных средств

Стоимость объектов основных средств на предприятии формируется согласно счет фактуре первоначальной стоимости плюс затраты на реконструкцию и модернизацию до ввода в производство.

Предприятием не проводится переоценка объектов по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания со счетов бухгалтерского учета.

Амортизация по основным средствам начисляется ежемесячно линейным способом исходя из полезного использования путем применения установленных норм. В случаях улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в результате проведенной реконструкции, технического перевооружения или модернизации. Предприятием пересматривается срок полезного использования объекта, на сумму проведенной реконструкции, модернизации или технического перевооружения, амортизация начисляется по вновь рассчитанной норме амортизации с первого числа следующего месяца по следующему алгоритму: (первоначальная стоимость + затраты по проведенной реконструкции, модернизации или технического перевооружения – сумма начисленной амортизации по использованному сроку службы до проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения)/ (оставшийся срок службы + дополнительно увеличенный срок службы)

Амортизация не начисляется:

- по жилищному фонду (жилые дома, общежития, квартиры);

- по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам;

- по земельным участкам и объектам природопользования;

- по приобретенным изданиям (книги, брошюры);

- по многолетним насаждениям.

Затраты предприятия по приобретению основных средств, бывших в эксплуатации, погашаются путем начисления амортизации исходя из ожидаемого срока полезного использования основных средств. Предполагаемый срок полезного использования основных средств определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых основных средств, срока их фактической эксплуатации.

Инвентаризация основных средств проводится 1 раз в 3 года. Инвентаризация наличных денежных средств и денежных документов проводится на 1 число каждого месяца. Проводить внезапные инвентаризации в подразделениях по письменному распоряжению руководителя.

В процессе инвентаризации решаются следующие задачи:

-Контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, независимо от их места нахождения

-Выявляются товарно-материальные ценности, частично или полностью потерявшие свое первоначальное качество, а также излишние и длительно не используемые

-Проверяется наличие и соблюдение сохранности товарно-материальных ценностей, не принадлежащих предприятию, но находящихся на ответственном хранении, временном пользовании, полученным в переработку и учитываемые в бухгалтерском учете на забалансовых счетах.

-проверяется соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдение правил содержания и эксплуатации объектов основных средств

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

    Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкуп, продажу,

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности,

- при смене материально-ответственных лиц,

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества,

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями,

- при реорганизации или ликвидации предприятия.

  Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри предприятия из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой применяется «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» - унифицированная форма № ОС-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 №7. накладная выписывается передающей стороной в четырех экземплярах (или в трех экземплярах - если перемещение объектов происходит на одной территории). Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица ответственного за сохранность объекта, третий экземпляр передается получателю, четвертый экземпляр остается в службе безопасности при вывозе объекта основных средств через проходную в качестве основания для выписки пропуска на вывоз основных средств.

В «накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств» должны быть указаны:

- номер документа;

- дата документа;

- порядковый номер основного средства;

- наименование ОС;

- дата приобретения ОС;

- инвентарный номер ОС;

- количество объектов;

- стоимость единицы ОС;

- подписи передающего и принимающего лиц, расшифровки подписей.

При передаче основных средств другой организации (продажа) применяется унифицированная форма № ОС-1 «Акт о приемке-передаче объекта основных средств», утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.03 №7. Форма ОС-1 выписывается передающей организацией бухгалтерией в трех экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, передающей объект основных средств, второй-организации, принимающей данный объект, третий - остается в службе безопасности при вывозе объекта ОС через проходную в качестве основания для выписки пропуска на вывоз объекта ОС.

  В акте № ОС-1 должны быть указаны:

- организация-получатель (наименование, реквизиты);

- организация-сдатчик

- основание для составления акта – приказ директора, разрешение исполнительного органа государственной власти;

- номер, дата документа;

- наименование объекта ОС;

- место нахождения объекта в момент передачи;

- инвентарный номер ОС;

- счет, субсчет учета ОС;

- номер амортизационной группы ОС;

- комиссия, назначенная приказом директора, их подписи, расшифровки подписей;

- подпись и расшифровка подписи директора организации-сдатчика.

Первичные учетные документы по движению основных средств сдаются в бухгалтерию ежедневно по мере поступления.

Ответственность за правильное оформление и своевременную сдачу всех вышеуказанных документов несут руководители и материально-ответственные лица подразделений-отправителей основных средств.

Бухгалтерия и служба безопасности ежемесячно осуществляют сверку фактических и отчетных данных вывезенных основных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: