Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением зрения

 

В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, присваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями человечества (А.В. Запорожец, 1996, Д.Б. Эльконин, 1960).

Дети с нарушением зрения не могут воспринимать мир во всём его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Вследствие зрительной патологии значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей.

Именно в деятельности выявляется тот ущерб, который наносит зрительная патология общему психическому и физическому развитию ребёнка.

Трудности, испытываемые детьми с нарушением зрения, оказывают негативное влияние на:

- оценивание и соизмерение своих действий с окружающим;

- утверждение своего «я» среди других;

- приобретение социального опыта (Д.И. Фельдштейн, 1996).

Ребёнок с нарушением зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний возрастной период, чем у нормально развивающихся детей (М.И. Земцова, 1973, В.А. Лонина, 1995).

У детей с нарушением зрения относительно лучшее развитие и владение речью, по сравнению с развитием других психических процессов, позволяет активно общаться со взрослыми и сверстниками, совершенствуя развитие практической деятельности и ориентировку в пространстве (Л.И. Солнцева, 1978). Речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности:

- изменяется темп развития;

- нарушается словарно-семантическая сторона речи;

- появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко используются развёрнутые высказывания.

Причинами недоразвития речи являются отсутствие образов восприятия вследствие зрительной патологии, а также нарушение общения детей с микросоциальной средой (Л.С. Волкова, 1984, Л.И. Плаксина, 1998, Л.И. Солнцева, 1997).

В процессе формирования новых потребностей, в числе которых важнейшие социальные, и в общении с окружающими людьми ребёнок с нарушением зрения постепенно овладевает всё более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, так как именно слово, живая речь позволяют ему вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Прежде всего, речь даёт возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребёнку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для данного возраста, а именно – в игре.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: