Результаты обследования по вышеперечисленным методам исследования показали:
1. При анализе документации выявлено, что особенности общения детей с нарушением зрения требуют их учёта при построении воспитательно-образовательной работы. Поскольку для дошкольников ведущей деятельностью является игра, то значительное внимание должно уделяться организации игр и созданию условий игровой деятельности.
В игре существуют реальные возможности развития вербальных и невербальных средств общения, создание новых, нравственно и социально-насыщенных образцов поведения. Этому способствует ролевая игра.
2. При изучении планов работы выявлена тенденция к увеличению числа сюжетно-ролевых игр и подвижных игр в содержании воспитательно-образовательной работы с детьми.
Так, например, на I квартал 2007 года были запланированы игры:
- спортивные – 2;
- подвижные – 14;
- сюжетно-ролевые – 5;
- театрализованные – 3;
- игры-драматизации – 5.
На II квартал:
- спортивные – 3;
- подвижные – 14;
|
|
- сюжетно-ролевые – 11;
- театрализованные – 5;
- игры-драматизации – 8.
Как выяснилось, наибольшее предпочтение отдаётся сюжетно-ролевой игре, на 2 месте – подвижные игры.
3. Анализ результатов исследования методики «Какой я?» (Приложение 2) показал, что рейтинг значимых для детей с нарушением зрения качеств следующий:
1. Вежливый
2. Хороший
3. Добрый
4. Честный
5. Умный
6. Послушный
7. Аккуратный
8. Трудолюбивый
На 1 место в самооценке выступает «вежливость» - 90 % детей признают, что обладают этим качеством, и относят употребление слова, обозначающего это качество к сфере общения со взрослыми. Дети трепетно относятся к проявлениям доброжелательности, и вежливость является одним из основных доступных им путей передачи своего отношения к другому человеку в общении.
«Аккуратность» и «трудолюбие» - наименее значимые для детей качества. Объясняя существование у себя этих качеств, дети говорят о том, что аккуратность нужна только дома, родителям, да воспитателям.
70% детей считают себя честными по отношению к себе и окружающим.
42% - считают себя умными.
29% - внимательными.
50% - умелыми.
Количественная обработка результатов методики позволила определить уровни развития самооценки детей.
III уровень (высокий) – 40% детей: Илья, Глеб, Ира, Коля.
II уровень (средний) – 30% детей: Лиза, Никита, Поля.
I уровень (низкий) – 30% детей: Тоня, Эмир, Арсений.
Таким образом, отмечается неполнота образа «Я» у детей с нарушением зрения. Ими раскрывается лишь часть из десяти предложенных характеристик, в ответах преобладают ситуативные и личностные высказывания, основанные не на анализе своей деятельности, поведения и отношений, а на высказывании взрослых.
|
|
Методика «Определение понятий» (Приложение 3).
Наиболее полные определения детьми с нарушенным зрением даются:
1). предметам обихода, транспорту, одежде;
2). одушевлённым понятиям, обладающим тем или иным эмоционально-оценочным значением;
3). глаголам, обозначающим знакомые действия, опыт которых у детей имеется.
В процессе определения предложенных понятий дети дают преимущественно однозначные ответы, характеризующие лишь один признак предмета. Одним из наиболее сложных для раскрытия являются глаголы, прилагательные и многозначные слова.
По результатам выполнения заданий методики нами выделяются три уровня определения понятий детьми группы:
III уровень (высокий) – 30% детей: Илья, Ира, Коля.
II уровень (средний) – 40% детей: Глеб, Лиза, Никита, Арсений.
I уровень (низкий) – 30% детей: Тоня, Эмир, Поля.
Таким образом, результаты констатирующего исследования по методикам «Какой Я», «Определение понятий», «Анкета для родителей, воспитателей», а также результаты социометрии (Приложение 9) позволяют сделать ряд выводов об особенностях коммуникативной деятельности детей старшей группы МДОУ «Д/с 43, для детей с нарушением зрения»:
- трудность соотнесения вербального понятия с реальным предметом, его признаками и действиями обусловлена недостаточностью знаний детей с нарушениями зрения о реальных явлений, взаимосвязях и взаимоотношениях окружающего мира, обеднённость словарного запаса, «привязанностью» слова к конкретному предмету или образу;
- формирование самооценки дошкольников с нарушениями зрения находится в зависимости от качественной оценки взрослыми их деятельности, душевных и деловых характеристик, а также складывается под воздействием тех представлений о ценных качествах личности, которым дети стремятся соответствовать;
- специфические затруднения в развитии речи указывают на недостаточность зрительно-сенсорного опыта и трудности анализа социальных взаимосвязей окружающего мира.
Сводная таблица после поведения диагностик,
Методик констатирующего этапа
Уровень | % |
высокий | 30 |
средний | 40 |
низкий | 30 |
Вывод по главе II
Для успешного развития коммуникативных способностей у детей с нарушениями зрения необходима специальная работа по развитию внеситуативно-личностной формы общения со сверстниками через игру.