Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования

 

Результаты обследования по вышеперечисленным методам исследования показали:

1. При анализе документации выявлено, что особенности общения детей с нарушением зрения требуют их учёта при построении воспитательно-образовательной работы. Поскольку для дошкольников ведущей деятельностью является игра, то значительное внимание должно уделяться организации игр и созданию условий игровой деятельности.

В игре существуют реальные возможности развития вербальных и невербальных средств общения, создание новых, нравственно и социально-насыщенных образцов поведения. Этому способствует ролевая игра.

2. При изучении планов работы выявлена тенденция к увеличению числа сюжетно-ролевых игр и подвижных игр в содержании воспитательно-образовательной работы с детьми.

Так, например, на I квартал 2007 года были запланированы игры:

- спортивные – 2;

- подвижные – 14;

- сюжетно-ролевые – 5;

- театрализованные – 3;

- игры-драматизации – 5.

На II квартал:

- спортивные – 3;

- подвижные – 14;

- сюжетно-ролевые – 11;

- театрализованные – 5;

- игры-драматизации – 8.

Как выяснилось, наибольшее предпочтение отдаётся сюжетно-ролевой игре, на 2 месте – подвижные игры.

 

3. Анализ результатов исследования методики «Какой я?» (Приложение 2) показал, что рейтинг значимых для детей с нарушением зрения качеств следующий:

1. Вежливый

2. Хороший

3. Добрый

4. Честный

5. Умный

6. Послушный

7. Аккуратный

8. Трудолюбивый

На 1 место в самооценке выступает «вежливость» - 90 % детей признают, что обладают этим качеством, и относят употребление слова, обозначающего это качество к сфере общения со взрослыми. Дети трепетно относятся к проявлениям доброжелательности, и вежливость является одним из основных доступных им путей передачи своего отношения к другому человеку в общении.

«Аккуратность» и «трудолюбие» - наименее значимые для детей качества. Объясняя существование у себя этих качеств, дети говорят о том, что аккуратность нужна только дома, родителям, да воспитателям.

70% детей считают себя честными по отношению к себе и окружающим.

42% - считают себя умными.

29% - внимательными.

50% - умелыми.

Количественная обработка результатов методики позволила определить уровни развития самооценки детей.

III уровень (высокий) – 40% детей: Илья, Глеб, Ира, Коля.

II уровень (средний) – 30% детей: Лиза, Никита, Поля.

I уровень (низкий) – 30% детей: Тоня, Эмир, Арсений.

Таким образом, отмечается неполнота образа «Я» у детей с нарушением зрения. Ими раскрывается лишь часть из десяти предложенных характеристик, в ответах преобладают ситуативные и личностные высказывания, основанные не на анализе своей деятельности, поведения и отношений, а на высказывании взрослых.

Методика «Определение понятий» (Приложение 3).

Наиболее полные определения детьми с нарушенным зрением даются:

1). предметам обихода, транспорту, одежде;

2). одушевлённым понятиям, обладающим тем или иным эмоционально-оценочным значением;

3). глаголам, обозначающим знакомые действия, опыт которых у детей имеется.

В процессе определения предложенных понятий дети дают преимущественно однозначные ответы, характеризующие лишь один признак предмета. Одним из наиболее сложных для раскрытия являются глаголы, прилагательные и многозначные слова.

По результатам выполнения заданий методики нами выделяются три уровня определения понятий детьми группы:

III уровень (высокий) – 30% детей: Илья, Ира, Коля.

II уровень (средний) – 40% детей: Глеб, Лиза, Никита, Арсений.

I уровень (низкий) – 30% детей: Тоня, Эмир, Поля.

Таким образом, результаты констатирующего исследования по методикам «Какой Я», «Определение понятий», «Анкета для родителей, воспитателей», а также результаты социометрии (Приложение 9) позволяют сделать ряд выводов об особенностях коммуникативной деятельности детей старшей группы МДОУ «Д/с 43, для детей с нарушением зрения»:

- трудность соотнесения вербального понятия с реальным предметом, его признаками и действиями обусловлена недостаточностью знаний детей с нарушениями зрения о реальных явлений, взаимосвязях и взаимоотношениях окружающего мира, обеднённость словарного запаса, «привязанностью» слова к конкретному предмету или образу;

- формирование самооценки дошкольников с нарушениями зрения находится в зависимости от качественной оценки взрослыми их деятельности, душевных и деловых характеристик, а также складывается под воздействием тех представлений о ценных качествах личности, которым дети стремятся соответствовать;

- специфические затруднения в развитии речи указывают на недостаточность зрительно-сенсорного опыта и трудности анализа социальных взаимосвязей окружающего мира.

Сводная таблица после поведения диагностик,

Методик констатирующего этапа

Уровень %
высокий 30
средний 40
низкий 30

 

Вывод по главе II

Для успешного развития коммуникативных способностей у детей с нарушениями зрения необходима специальная работа по развитию внеситуативно-личностной формы общения со сверстниками через игру.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: