Экспериментальное изучение особенностей осознания детьми старшего дошкольного возраста понятия «семья»

 Заключение

  Литература

                                        Методические рекомендации

Семья – это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни. Место человека в структуре семьи изменяется, изменяются и его социальные роли, его обязанности, но само понятие «семья» продолжает существовать в сознании человека.

 Эта категория существует в сознании длительно и по мере жизни человека обогащается новым содержанием, приобретает специфические оттенки и грани. Для человека важно, что на уровне лексики слово «семья» - это обозначение определенной общности людей, социальной единицы. На уровне психологии семья – это комплекс разноплановых характеристик, это система ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения, характер отношений к друг другу. Семья – это эмоциональный фон существования личности, это совместный опыт переживаний. Это, наконец, комфортное или дискомфортное пространство, в котором живет человек. Семью можно рассматривать в ряду общечеловеческих ценностей и, вероятно, именно это значение понятия особенно важно для человека. Осознание семьи, как ценности, определяет отношение к ней, к ее укладу, характеру взаимоотношений в ней. Интерес представляют начальные уровни осознания данного понятия. Целесообразно предположить, что первичное осознание происходит именно в дошкольном детстве. Именно поэтому тема данного исследования является актуальной. Получив информацию о том, как осознается категория семьи в дошкольном детстве, мы сможем влиять на этот процесс, а через него будет возможно формировать отношение к родителям, братьям, сестрам, другим родственникам, на этой основе станет реальной работа по изучению на доступном уровне своей родословной, а значит, более успешное социальное развитие дошкольника.

Разработка темы на теоретическом этапе исследования должна начинаться с обращения к социологической и философской литературе. С помощью словарей необходимо определить категорию семьи, обратить внимание на многоаспектность понятия.

Целесообразно представить признаки и характеристики семьи на современном этапе. На основе анализа литературы вы можете написать первую главу своей работы.

В дальнейшем вам следует обратить внимание на психологические исследования, которые касаются особенностей формирования понятий у детей дошкольного возраста. Данная проблема достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Напрямую данные исследования не касаются формирования в сознании ребенка понятия семья, но вам необходим материал о формировании понятий, близких к данному объему и содержанию.

На основе изучения данной литературы должна быть написана вторая глава исследования.

Схема экспериментальной части может быть следующей. Сначала вы разрабатываете содержание беседы с ребенком, которая покажет вам на каком уровне и в каком виде существует в сознании ребенка понятие семья. Затем вы определите, какие стороны данного понятия вы хотите уточнить или усилить. На этой основе разрабатывается серия занятий, которые должны быть проведены с детьми. После серии занятий проводится повторная диагностика. Результаты первичной и повторной диагностики сопоставляются, и на этой основе определяется результативность проведенных занятий и изменения, которые произошли в осознании ребенком понятия семья. Полученные результаты позволят вам сформулировать выводы исследования.

После завершения экспериментального этапа обратитесь вновь к аппарату исследования, уточните гипотезу, цель и задачи исследования. Проверьте, соответствуют ли цель и задачи выводам работы, насколько они реализованы в исследовании. В заключении проверьте соответствие нормам библиографического описания изданий списка литературы и сносок. Определите, в какой форме и последовательности будут представлены материалы приложения.                                           

Список рекомендуемой литературы

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1982.

2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974.

3. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. 1976.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1985.

7. Смелзер Нейл. Социология. М., 1994.

8. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Самара, 2002.

9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

10. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. СПб., 2000.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

Тема № 5

Психолого-педагогические требования к современной игрушке для детей

Раннего (дошкольного) возраста.

 Содержание:

Введение

Глава I   История игрушки

1.1. Возникновение игрушки в человеческом обществе.

1.2. Возникновение игрушки и игровых промыслов на Руси.

1.3. Промышленное производство современной игрушки в России и за рубежом.

Глава II Виды игрушек, их классификация.

2.1. Определение понятия "игрушка".

  2.2. Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста.

2.3. Роль игрушки в детской игре.

2.4. Классификация игрушек.

2.5. Игрушки для детей раннего возраста.

Глава III Санитарно-гигиенические и п едагогические требования к игрушке

3.1    Санитарно-гигиенические требования к игрушке.

3.2. Психолого-педагогические требования к игрушкам в современных условиях

Глава IY Практическая часть

Анализ соответствия современной игрушки для детей раннего возраста нормативным психолого-педагогическим требованиям  

Заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: