Заключение
Литература
Методические рекомендации
Семья – это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни. Место человека в структуре семьи изменяется, изменяются и его социальные роли, его обязанности, но само понятие «семья» продолжает существовать в сознании человека.
Эта категория существует в сознании длительно и по мере жизни человека обогащается новым содержанием, приобретает специфические оттенки и грани. Для человека важно, что на уровне лексики слово «семья» - это обозначение определенной общности людей, социальной единицы. На уровне психологии семья – это комплекс разноплановых характеристик, это система ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения, характер отношений к друг другу. Семья – это эмоциональный фон существования личности, это совместный опыт переживаний. Это, наконец, комфортное или дискомфортное пространство, в котором живет человек. Семью можно рассматривать в ряду общечеловеческих ценностей и, вероятно, именно это значение понятия особенно важно для человека. Осознание семьи, как ценности, определяет отношение к ней, к ее укладу, характеру взаимоотношений в ней. Интерес представляют начальные уровни осознания данного понятия. Целесообразно предположить, что первичное осознание происходит именно в дошкольном детстве. Именно поэтому тема данного исследования является актуальной. Получив информацию о том, как осознается категория семьи в дошкольном детстве, мы сможем влиять на этот процесс, а через него будет возможно формировать отношение к родителям, братьям, сестрам, другим родственникам, на этой основе станет реальной работа по изучению на доступном уровне своей родословной, а значит, более успешное социальное развитие дошкольника.
|
|
Разработка темы на теоретическом этапе исследования должна начинаться с обращения к социологической и философской литературе. С помощью словарей необходимо определить категорию семьи, обратить внимание на многоаспектность понятия.
Целесообразно представить признаки и характеристики семьи на современном этапе. На основе анализа литературы вы можете написать первую главу своей работы.
В дальнейшем вам следует обратить внимание на психологические исследования, которые касаются особенностей формирования понятий у детей дошкольного возраста. Данная проблема достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Напрямую данные исследования не касаются формирования в сознании ребенка понятия семья, но вам необходим материал о формировании понятий, близких к данному объему и содержанию.
|
|
На основе изучения данной литературы должна быть написана вторая глава исследования.
Схема экспериментальной части может быть следующей. Сначала вы разрабатываете содержание беседы с ребенком, которая покажет вам на каком уровне и в каком виде существует в сознании ребенка понятие семья. Затем вы определите, какие стороны данного понятия вы хотите уточнить или усилить. На этой основе разрабатывается серия занятий, которые должны быть проведены с детьми. После серии занятий проводится повторная диагностика. Результаты первичной и повторной диагностики сопоставляются, и на этой основе определяется результативность проведенных занятий и изменения, которые произошли в осознании ребенком понятия семья. Полученные результаты позволят вам сформулировать выводы исследования.
После завершения экспериментального этапа обратитесь вновь к аппарату исследования, уточните гипотезу, цель и задачи исследования. Проверьте, соответствуют ли цель и задачи выводам работы, насколько они реализованы в исследовании. В заключении проверьте соответствие нормам библиографического описания изданий списка литературы и сносок. Определите, в какой форме и последовательности будут представлены материалы приложения.
Список рекомендуемой литературы
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1982.
2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974.
3. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. 1976.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1985.
7. Смелзер Нейл. Социология. М., 1994.
8. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Самара, 2002.
9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
10. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. СПб., 2000.
11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.
Тема № 5
Психолого-педагогические требования к современной игрушке для детей
Раннего (дошкольного) возраста.
Содержание:
Введение
Глава I История игрушки
1.1. Возникновение игрушки в человеческом обществе.
1.2. Возникновение игрушки и игровых промыслов на Руси.
1.3. Промышленное производство современной игрушки в России и за рубежом.
Глава II Виды игрушек, их классификация.
2.1. Определение понятия "игрушка".
2.2. Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста.
2.3. Роль игрушки в детской игре.
2.4. Классификация игрушек.
2.5. Игрушки для детей раннего возраста.
Глава III Санитарно-гигиенические и п едагогические требования к игрушке
3.1 Санитарно-гигиенические требования к игрушке.
3.2. Психолого-педагогические требования к игрушкам в современных условиях
Глава IY Практическая часть
Анализ соответствия современной игрушки для детей раннего возраста нормативным психолого-педагогическим требованиям
Заключение