Взаимодействие между участниками цепи поставок компании

Можно с уверенностью сказать, что абсолютно любая организация – это участник некоторой цепи поставок, который является либо фокусной компанией, либо поставщиком и/или потребителем, либо посредником, все зависит от того, с точки зрения интересов какой компании воспринимается данная сетевая структура.

Построение сетевой структуры цепи поставок в графическом виде отображает совокупность физических площадей, транспортных средств, а также поддерживающих систем и различных процессов, с помощью которых происходит управление производством и распределением товаров и услуг компании. К физическим площадям относятся заводы-изготовители, склады длительного хранения, грузовые транзитные терминалы, основные распределительные центры, порты, пункты переработки контейнеров и полуприцепов, которые принадлежат рассматриваемой компании, поставщикам, перевозчику, 3PL-провайдеру, розничному магазину или конечному потребителю. Транспортные средства – это любые виды грузовиков, товарные вагоны, грузовые корабли, самолеты и т.д. Наконец, к поддерживающим системам, управляющим и контролирующим цепь поставок, относятся системы управления заказами, складами, транспортом, стратегическое и оптимизационное логистическое моделирование, системы инвентаризации и пополнения запасов и т.д.

 

А) Сетевая структура цепи поставок компании ООО «Марс» представлена ниже на рис. 11.

 

Рис. 11. Сетевая структура цепи поставок компании ООО «Марс»

 

Поставщиками первого уровня компании ООО «Марс» являются:

1. Dulevo International (Италия)

2. Bobcat (Америка)

3. Lännen (Финляндия)

4. ООО «Мульти-вуд» - дилер шведской компании Holms Industri AB

5. ООО «АстрА-техно» - дилер компании Mustang (Америка)

6. Заводы, производящие запасные части (которые могут поставляться не только компаниями производителями самих машин, но и другими заводами, расположенными в разных странах Европы и специализирующихся на изготовлении запасных частей для данного вида техники).

К поставщикам второго уровня относятся заводы Mustang в Америке и Holms Industri AB в Швеции, они осуществляют продажу своей продукции через официальных дилеров. Поставщиками второго уровня можно назвать и нефтехимический завод, а также завод, осуществляющий первичную обработку металла. Все поставщики ООО «Марс» (кроме дилеров) являются производителями. Каждый месяц они планируют необходимое количество материалов для изготовления своей техники, эта информация поступает на нефтехимический и металлообрабатывающий заводы и после оплаты заказа на заводы производителей машин доставляется продукция нефтехимической промышленности, к примеру, полиэстер для производства фильтров уборочных машин, полипропилен, из которого изготавливаются чистящие щетки, пластмасса для корпусов ручной техники, а также листовой металл для изготовления негабаритного оборудования (для уборки улиц). Начальными поставщиками являются, соответственно, нефтяная скважина и места добычи металла.

К потребителям первого уровня рассматриваемой компании относятся ее дилеры. Полный список дилеров ООО «Марс» описан выше в пункте 2.1. этой главы. От дилеров в офис фирмы в Санкт-Петербурге приходят данные о заказе определенного количества машин, оплата заказа производится непосредственно на банковский счет ООО «Марс». Далее компания закупает оборудование у производителей, за свой счет доставляет его на свой склад и уже за счет заказчика доставляет его в другой регион РФ.

Конечных потребителей можно разделить на две группы: те организации, которым нужна техника для уборки внутренних и прилегающих территорий, т.е. банки, кинотеатры, торговые и бизнес-центры, больницы, образовательные учреждения и т.д. – любые предприятия, с которыми можно заключить одноразовую сделку, а также наиболее важные клиенты, с которыми поддерживаются длительные отношения. Среди таких компаний выделяются клининговые компании (Кросс-Нева, Клинтим), агенства недвижимости (Невский альянс, Квартира ЛюксСервис), ГУДСП (Государственное Унитарное Дорожное Специализированное Предприятие), ЖКС (Жилищно-Коммунальные Службы) и перегрузочные комплексы (Юг-2, Универсальный перегрузочный комплекс). Клининговые компании и агентства недвижимости наиболее интересны ООО «Марс», так как они представляют собой группы предприятий. Клининговым компаниям необходима качественная спецтехника для обслуживания своих клиентов, агентства недвижимости также заинтересованы в приобретении машин для уборки территории элитных домов (прилегающие территории, паркинги). ГУДСП специализируются на текущем содержании улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, ЖКС также закупают технику Dulevo в основном для уборки дворовых территорий и улиц и, наконец, важными клиентами для ООО «Марс» являются перегрузочные комплексы из-за большого количества мусора, который остается после выполнения различных операций, связанных с перемещением грузов.

Можно сказать, что все вышеперечисленные потребители являются конечными, если речь идет о деятельности ООО «Марс» в Санкт-Петербурге, эти же виды покупателей, только уже в других городах РФ, также могут находиться либо на втором уровне в цепочке поставок, если техника приобретается у дилеров, либо являться конечными потребителями, если компания продает машины напрямую другой фирме, находящейся в другом городе.

Также ООО «Марс» поддерживает отношения с тремя группами посредников – во-первых, это рекламно-производственные агентства, изготавливающие визитки, каталоги, видеоролики с демонстрацией техники т.д. Без их услуг компания просто не может существовать, т.к. только при помощи таких «наглядных» материалов клиентам передается полная информация о продукции. Во-вторых, это транспортно-экспедиторские компании, к услугам которых прибегают для перевозки машин из Италии, Америки и Финляндии в Санкт-Петербург и другие города дилерам и конечным потребителям. На данный момент компания не поддерживает постоянные отношения с каким-либо перевозчиком, но в ближайшее время планируется рассмотрение вопроса о подписании долгосрочного транспортного договора. Основными видами транспорта для перевозки техники являются эвакуаторы, автовозы, грузовые фуры и железнодорожные контейнеры. Следующий вид посредников - это таможенные организации – компании, предоставляющие услуги таможенных брокеров, и сами таможни – Пулковская, Санкт-Петербургская и Акцизная. Основной документ, необходимый для осуществления поставки машин в Россию – государственная таможенная декларация (ГТД).

Теперь необходимо рассмотреть систему отношений компании ООО «Марс» с ее поставщиками, дилерами и клиентами и определить, таким образом, как именно происходит движение материальных, финансовых и информационных потоков между участниками цепи поставок организации (рис. 12).

 

Рис. 12. Схема хозяйственных отношений между участниками цепи поставок компании ООО «Марс»

 

Система отношений ООО «Марс» с поставщиками строится следующим образом. На заводы и в офисы дилеров Mustang и Holms Industri AB от компании ООО «Марс» поступает информация о необходимом количестве машин. Далее заказанное оборудование готовится к отправке и в это время ООО «Марс» переводит денежные средства на оплату заказа. В обратном же направлении идут материальные потоки, т.е. осуществляется поставка заказанного оборудования. На склад фирмы техника поставляется за счет ООО «Марс».

Работа с клиентами осуществляется поэтапно: сначала менеджеры по продажам ООО «Марс» с помощью поисковых систем Интернет ищут потенциальных клиентов, их адреса, телефоны, звонят с предложениями о покупке уборочной техники. Затем, если клиент заинтересован в рассмотрении вопроса о покупке, ему высылаются каталоги и диски с видеоматериалами и другой информацией. На следующем этапе, если покупатель уже серьезно задумывается о приобретении оборудования, составляется коммерческое предложение, также подготавливается примерный текст договора. Наконец, после заключения сделки остаются лишь «организационные» вопросы: осуществляются переводы денежных средств в качестве оплаты заказа и менеджер по логистике начинает решать проблему транспортировки. Аналогичным образом осуществляется продажа машин клиентам через дилеров ООО «Марс».

Дилеры компании ООО «Марс» - организации, закупающие у нее сразу несколько единиц оборудования и продающие технику в своем регионе от ее имени, но за свой счет. Отношения с дилерами не требуют таких формальностей, как, к примеру, подготовка коммерческого предложения для потенциальных клиентов, поэтому после того, как дилеры сообщат менеджерам ООО «Марс» информацию о заказе, компания займется подготовкой транспорта для перевозки груза и после окончательной оплаты оборудование будет доставлено в место назначения.

 

Б) Типы связей между участниками цепи поставок ООО «Марс»

Участники цепи поставок, взаимодействуя между собой, устанавливают связи, которые по степени их подконтрольности фокусной компании условно можно разделить на четыре типа:

- управляемые связи;

- неуправляемые связи;

- отслеживаемые связи;

- связи с объектами, не входящими в цепь поставок.

Управляемые связи – это связи между фокусной компанией и наиболее важными с ее точки зрения объектами, которые она выделяет для интегрирования и управления. Для ООО «Марс» это, во-первых, связи с поставщиками и основными клиентами, с которыми поддерживаются длительные отношения (они перечислены в пункте А), дилерами и посредниками (т.к. к их услугами компания пользуется очень часто: изготовление визиток и каталогов; перевозка грузов – все это необходимо для работы компании). Во-вторых, это таможенные брокеры и непосредственно сами таможни. Все машины ООО «Марс» привозит из-за рубежа, поэтому очень важно как можно больше упростить процедуру растомаживания и контроля за сохранностью грузов.

Неуправляемые связи – связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять или осуществлять мониторинг за ними. В данном случае это связи с нефтехимическими заводами, нефтяной скважиной, местами добычи металла и заводами, осуществляющими его первичную обработку. ООО «Марс» считает нецелесообразным управлять этими связями, так как доверяет своим поставщикам, главная цель которых – производить качественное оборудование, соответственно, качество металла и продуктов нефтехимической промышленности тщательно проверяется самими поставщиками оборудования.

Отслеживаемые связи – это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять, но осуществляет мониторинг за ними по мере необходимости. Для рассматриваемой компании к такому типу связей относятся отношения с клиентами, с которыми проводятся одноразовые сделки. Хотя по своей сути эти связи являются критичными для фирмы, как уже говорилось выше в данной главе, из-за того, что уборочная техника рассчитана на работу в течение очень долгого срока и одной-двух машин хватает клиентам для уборки своих территорий, большая часть покупателей после завершения сделки просто остается в базе данных ООО «Марс», дальнейший мониторинг таких связей осуществляется редко, но, тем не менее, это отношения компании с конечными потребителями, которые нельзя назвать «ненужными». С одними клиентами ООО «Марс» может повторно связаться через год-полтора, а с другими – возможно, даже через несколько лет. Также к отслеживаемым относятся связи между дилерами американской компании Mustang и шведской компании Holms Industri AB. Эти поставки, безусловно, важны для ООО «Марс», но контроль за ними уже осуществляется самими дилерами, достаточно проводить временный мониторинг.

Наконец, у ООО «Марс» есть связи с объектами, не входящими в цепь поставок, но которые оказывают влияние на эффективность функционирования компании. Это связи с различными выставочными объединениями, к примеру, ОАО «Ленэкспо», и предприятиями, специализирующимися на продаже клининговой спецтехники или различных чистящих средств, время от времени организующими выставочные мероприятия. Такие мероприятия очень важны для компании, т.к. на них она может найти новых клиентов, возможно даже посредников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: