Выбор компании-перевозчика

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от источника поступления до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. В компании ООО «Марс», как уже было отмечено в главе 2, одной из главных проблем является решение вопроса о транспортировке оборудования. Каждый раз, когда возникает необходимость в доставке грузов либо от поставщиков в ООО «Марс», либо из компании дилерам и клиентам, менеджер по логистике заново ищет фирму-перевозчика, что отнимает не только время, но и финансовые ресурсы.

Решение данной проблемы очевидно – нужно заключить партнерский договор с тем перевозчиком, который сможет обеспечить наилучшие условия поставки. Таким образом, следующим вопросом является непосредственно сам процесс выбора транспортной компании. Среди существующих методов выбора, самый подходящий для ООО «Марс», на мой взгляд, - это метод рейтинговых оценок.

В соответствии с данным методом выбор перевозчика включает несколько этапов[17]:

1. определение параметров, по которым будет производиться оценка услуг перевозчиков

2. задание относительных весов параметров (ранжирование), т.е. определение степени их важности, для этого используются методы взвешивания или метод попарных сравнений

3. оценивание перевозчиков по выбранным критериям (в данном случае используется метод экспертных балльных оценок)

4. высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного перевозчика. Далее суммируют полученные значения рейтинга для разных перевозчиков и определяют наилучшего партнера

Рассмотрим пример использования метода рейтинговых оценок для выбора перевозчика компании ООО «Марс». Сначала необходимо определить критерии оценки услуг. Ниже приведена краткая характеристика этих критериев, а также критериальных показателей, с помощью которых они будут измерены.

Стоимость услуг. Этот показатель является одним из основных показателей, по которому большинство компаний осуществляет свой выбор. В случае с компанией ООО «Марс» это связано с тем, что большая часть продаваемого ею оборудования представляет собой многогабаритную технику, которую сложно перевозить «партиями» по несколько единиц, поэтому организация ООО «Марс» заинтересована в максимальном снижении стоимости транспортировки машин.

Расчетной формулой для определения критериального показателя будет следующая:

,

где - стоимость перевозки, руб.;

- количество груза, представленного к перевозке, т;

   - цена за перевозку единицы спецтехники в зависимости от веса и габаритов, руб.

Поскольку часть компаний предоставляет различные скидки, то эта формула приобретает вид:

,

где - скидка, %.

Время транспортировки. Данный критерий наряду со стоимостью услуги учитывается практически всегда при решении вопроса о выборе перевозчика. Это связано с тем, что в большинстве контрактов оговариваются сроки доставка товара, которые необходимо четко выполнить, чтобы избежать убытков и возможных конфликтов с клиентами.

Критериальный показатель времени транспортировки в данном случае определяется по формуле:

,

где х – время движения транспорта;

  - время стоянки.

Качество предоставляемой услуги. Этот показатель необходимо учитывать при решении любых вопросов, связанных с выбором той или иной услуги, так как погоня за низкими цена очень часто может обернуться значительными потерями в качестве и убытками. На сегодняшний день в мире большинство фирм выдвигают на первое место именно этот параметр, поскольку именно с качеством предоставляемых услуг связан авторитет фирмы у покупателей. При выборе перевозочной компании качество услуг не может быть не учтено, потому что именно в процессе транспортировки необходимо уделять повышенное внимание к обеспечению сохранности груза.

Критериальным показателем качества услуг выступает процент случаев несохранной доставки.

Надежность времени прибытия. Это показатель, который характеризует компанию с точки зрения выполнения сроков доставки. Минимальные сроки доставки, которые определяются еще до организации процесса перевозки, еще не являются гарантией того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность времени прибытия. Выбор этого критерия связан также с тем, что в договорах купли-продажи часто указывается размер штрафа за каждый день просрочки, который компания ООО «Марс» будет обязана выплатить своим клиентам.

Критериальный показатель надежности времени прибытия в данном случае – процент случаев несвоевременной доставки.

Условия платежа. Одним из преимуществ установления долгосрочных связей с одним перевозчиком является возможность получения скидки на транспортировку грузов. Как уже говорилось выше, основной вид техники, которую ООО «Марс» поставляет своим клиентам, - это многотонные уборочные машины. Перевозка одной машины (из Италии в Россию) обходится в среднем в 6-7 тыс. руб. Минимальная скидка составляет 5%. Если посчитать сумму транспортировки со скидкой одной машины кажется, что экономия денежных средств небольшая, но довольно часто ООО «Марс» занимается доставкой сразу нескольких единиц оборудования с периодичностью около двух раз в месяц, поэтому при получении скидки компания сможет сэкономить примерно 4-7 тыс. руб. Критериальным показателем условий платежа можно считать размер предоставляемой скидки (которая может достигать 15%), а также наличие возможности рассрочки платежа.

После определения критериев оценки услуг необходимо найти удельный вес каждого критерия, для чего составляется таблица, в которую будут внесены коэффициенты относительной важности одного критерия по сравнению с другим. Этот коэффициент определяется по шкале:

1 – равная важность критериев;

2 – умеренное превосходство одного над другим;

3 – существенное превосходство;

4 – значительное превосходство;

5 – очень сильное превосходство.

Коэффициенты относительной важности представлены в таблице 6:

Таблица 6

Коэффициенты относительной важности

 

Критерии Стоимость услуг Время транспортировки Качество услуги Надежность времени прибытия Условия платежа
Стоимость услуг 1 2 3 1 1
Время транспортировки 2 1 1 2 4
Качество услуги 4 3 1 2 4
Надежность времени прибытия 2 3 1 1 4
Условия платежа 2 3 3 3 1

На основе проведенного сравнения осуществляется расчет весовых критериев. Для этого сначала определяется средняя геометрическая из чисел, записанных в строках:

, i = 1…n,

 

где n – количество критериев.

 

1,431

1,741

2,491

1,888

2,221

 

После нахождения средней геометрической вычисляются удельные веса по формуле:

, i = 1…n

 

1,431 + 1,741 + 2,491 + 1,888 + 2,221 = 9,772

 

0,146

0,178

0,255

0,193

0,228

0,146 + 0,178 + 0,255 + 0,193 + 0,228 = 1

 

В результате расчета весов критериев получилось, что наибольший вес в системе критериев имеет качество предоставляемых перевозчиком услуг. Теперь осталось лишь указать экспертную балльную оценку критериев для каждой транспортной компании и рассчитать их рейтинг. Рассмотрим, к примеру, три транспортные компании (таблицы 7, 8, 9).

Таблица 7

Рейтинг компании «Автопробег-Карго»

 

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. стоимость услуг 0,146 7 1,022
2. время транспортировки 0,178 6 1,068
3. качество услуги 0,255 8 2,04
4. надежность времени прибытия 0,193 7 1,351
5. условия платежа 0,228 4 0,912
Итого 1   6,393

 

Таблица 8

Рейтинг компании «ТК Лекотранс»

 

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. стоимость услуг 0,146 7 1,022
2. время транспортировки 0,178 5 0,89
3. качество услуги 0,255 9 2,295
4. надежность времени прибытия 0,193 8 1,544
5. условия платежа 0,228 3 0,684
Итого 1   6,435

 

Таблица 9

Рейтинг компании «Веронатранс»

 

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. стоимость услуг 0,146 8 1,168
2. время транспортировки 0,178 6 1,068
3. качество услуги 0,255 9 2,295
4. надежность времени прибытия 0,193 9 1,737
5. условия платежа 0,228 6 1,728
Итого 1   7,996

 

Судя по полученным результатам, можно сказать, что самый лучший рейтинг – у перевозчика «Веронатранс», поэтому эта компания является для ООО «Марс» наиболее подходящей для заключения договора о долгосрочных партнерских отношениях.

Что касается остальных методов выбора компаний-перевозчиков, то в данном случае может найти применение и метод доминирующих характеристик, который состоит в выборе только одного критерия оценки. Это может быть наиболее низкая цена услуг, наилучшее качество и т.д. Преимущество этого метода – в его простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов, которые могут быть не менее важными.

Существует еще метод категорий предпочтений. В этом случае оценка перевозчика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений компании. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для компании, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, стоимость перевозки. Но т.к. данный метод подразумевает наличие в организации нескольких обособленных подразделений и разнообразие получаемой информации, на мой взгляд, для компании ООО «Марс» лучшим методом оценки перевозчиков является метод рейтинговых оценок.




double arrow
Сейчас читают про: