Координация и интеграция в цепях поставок

На рис. 2[5] в обобщенном виде показано представление логистики в границах организации как ряда взаимосвязанных видов деятельности, добавляющих ценность готовой продукции. Этими видами деятельности традиционно управляют отдельно, и поэтому в организации могут быть выделены специальные подразделения: по закупкам, по перевозкам, складированию, распределению и т.д.

 

                                             Складирование                   Физическое

                                                           Контроль   Комплек- распределение

                 Закупки                    за запасами     тация    Исходящие

               Входящие                     Грузопере-  Объеди-  транспортные

            транспортные                   работка       нение     потоки

                  потоки     Получение

                                                                     Коммуникации

                                                                        Размещение

Рис. 2. Логистическая деятельность

 

К сожалению, такое деление логистики, приводящее к фрагментации цепи поставок, порождает множество проблем:

· в организации появляются разные, часто конфликтующие друг с другом цели;

· происходит дублирование усилий и снижение производительности;

· ухудшается процесс коммуникации между отдельными частями организации;

· повышается степень неопределенности в работе цепей поставок и увеличивается продолжительность задержек;

· планирование становится затруднительным.

Наилучший способ избежать вышеуказанных проблем – рассматривать логистику не как серию отдельных видов деятельности, а как единую интегрированную функцию.

Сущность интегрального подхода в логистике заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок для более эффективного достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает такое понимание бизнеса, где отдельные компании рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальными и информационными потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

В интегральном подходе к логистике, а также и к управлению цепями поставок, наряду с информационно-технологическими мерами должны применяться меры физической и организационной интеграции. К физическим мерам интеграции относится реорганизация логистической сети или тенденция к консолидации логистической деятельности в технопарках и логистических центрах. Организационными мерами являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. Supply Chain менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях с той же целью создаются Supply Chain департаменты.

Следует различать внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция требует, чтобы всем работникам организации обеспечивался доступ к интегрированной информационной системе, охватывающей множество функций и физических размещений. Она нередко достигается с помощью ERP-системы, охватывающей всю компанию и связывающей между собой все внутренние подразделения в единую интегрированную систему. Внешняя интеграция относится к системам, которые связывают между собой компанию, ее внешних поставщиков, а также потребителей. Данный тип интеграции дает возможность всем участникам цепи поставок совместно пользоваться важной для них информацией, такой как прогнозируемый спрос, наличие заказов и уровни товарно-материальных запасов по всей цепи поставок. Системы, которые используются для интеграции участников цепи поставок, включают различные системы планирования, системы связи через Интернет, сетевые коммуникации и так называемый «электронный обмен данными» (EDI).

Пример внешней интеграции. Корпорация Confederated Bottlers раньше доставляла бутылки со своего основного предприятия в Элизабетвилле на пивоваренный завод в Джонстоне, расположенный на расстоянии 115 миль. После заполнения на пивоваренном заводе бутылки отправлялись в распределительный центр, расположенный на расстоянии 20 миль от Элизабетвилля. Для перевозки своей продукции обе компании использовали собственные грузовики, которые после доставки груза возвращались порожние. После проведения анализа этой ситуации компании создали единую транспортную компанию, грузовики которой доставляют и пустые, и заполненные бутылки. В результате такой интеграции расходы на перевозку снизились почти наполовину (рис. 3[6]).

   

Элизабетвилл               Пустые бутылки          Джонстон

         Распределительный

                      центр

 

Рис. 3. Внешняя интеграция по транспортировке

Объединение интересов всех участников логистической цепи приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод внешней интеграции ее практическое воплощение затруднено по следующим основным причинам:

- отношение к партнеру по логистической цепи как к конкуренту;

- недоверие другой организации и как следствие недостаточный обмен информацией;

-  различные цели, приоритеты деятельности;

- различия в способах обработки информации, контроля, управления;

- различный уровень профессиональной подготовки персонала;

- географический разброс и др.

Чтобы избежать подобных проблем, организациям приходится считаться с тем, что в их собственных долгосрочных интересах целесообразно заменить конфликтные отношения соглашениями. Существуют несколько способов того, как организации могут сотрудничать друг с другом. Если у компании накоплен хороший опыт работы с каким-либо поставщиком, она будет продолжать пользоваться этим и со временем развивать рабочие взаимоотношения, выгодные обеим сторонам. Иногда небольшие компании совместно осуществляют закупки, чтобы получить дисконтные скидки за объем закупок, обмениваются информацией через EDI, консолидируют грузы для перевозки и т.д. Такое сотрудничество относится к неформальным соглашениям, которые предоставляют сторонам определенные преимущества благодаря их гибкости и отсутствию обязательств по совершению каких-либо действий.

Когда организации налаживают хорошие взаимоотношения друг с другом, у каждой из них может возникнуть чувство, что они получают лучшие из возможных результатов и что никто из них не сможет выиграть, если начнет взаимодействовать с другими партнерами. В этом случае они могут стремиться заключить долгосрочные обязательства, гарантирующие, что их взаимные выгоды будут сохраняться и в будущем. Это становится основой для образования стратегического союза или партнерства.

Также различают горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение позволяет добиться экономии на масштабе производства, расширить спектр товаров и услуг и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество. Часто основной причиной горизонтальной интеграции является географическое расширение рынков. В этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.

Вертикальная интеграция показывает, в какой степени цепь поставок принадлежит одной организации. Если, к примеру, организация не хочет ограничиться уровнем партнерства, она может приобрести в цепи поставок несколько звеньев. Это позволяет ей в определенной степени влиять на проведение операций, хотя и не обязательно их контролировать. Еще один вариант – когда две компании создают совместное предприятие, т.е. обе структуры бизнеса вкладывают деньги, чтобы создать третью компанию, которой они будут владеть совместно. Наиболее частым является вариант, когда одна организация просто покупает другие организации, действующие в ее цепи поставок.                                       

Рис. 4. Уровни вертикальной интеграции

Интегрированный подход создает реальную возможность объединения функциональных областей логистики при осуществлении координации действий, выполняемых независимыми, но наделенными общей ответственностью, в рамках достижения целевой функции, звеньями логистической системы.

Принято выделять межфункциональную логистическую координацию – согласование деятельности функциональных подразделений компании, участвующих в продвижении материальных потоков для достижения общих целей, и межорганизационную координацию – согласование действий фокусной компании цепи поставок с ее контрагентами для достижения запланированных целей цепи поставок (рис. 5[7]).

Рис. 5. Объект логистической координации

 

Наличие проблемы координации в фирме заключается в том, что традиционная организация управления в большинстве промышленных и торговых компаний связана с функциональным обособлением структурных подразделений, например, отдела снабжения, производственно-технического отдела, финансового, службы сбыта и т.п. В рамках этих подразделений существует своя «система ценностей», определяемая локальными целями функционирования, системой оценки результатов деятельности, сложившейся практикой управления и пр. Вследствие различий в локальных целях, между подразделениями фирмы возникают конфликты, разрешение которых является обычно задачей топ-менеджмента компании.

Многие из возникающих конфликтов связаны с параметрами, напрямую относящимися к логистике, например, уровни запасов, логистические издержки, ассортимент продукции, длительности логистических циклов и т.д. Конфликты возникают также из-за наличия перекрестных функций, по определению относящихся к логистическим, но закрепленных за другими подразделениями. Например, часто объекты транспортно-складской инфраструктуры фирмы закреплены за службой закупок или сбыта, что приводит к конфликтным ситуациям между данными подразделениями при выполнении транспортировки, складирования и грузопереработки.

Большое значение для координации цепи поставок имеет понятие «хозяина» логистического процесса в цепи. По умолчанию «хозяином» логистического процесса является обычно фокусная компания, которая в своей организационной структуре управления создает службу логистики, назначением которой является администрирование логистической системы, выстраиваемой в пределах цепи поставок. В этом случае на службу логистики возлагается и функция межорганизационной координации, т.е. согласование действий всех контрагентов (поставщиков, потребителей, посредников), устранение возникших и предотвращение возможных конфликтных ситуаций.

Однако, в современном интегрированном подходе к управлению цепями поставок очень часто функции межорганизационной логистической координации передаются посредникам – системным логистическим интеграторам (4PL-провайдерам). Они являются «менеджерами цепочки поставок, которые сводят ресурсы, мощности и технологию свой организации с ресурсами, мощностями и технологией другого логистического предприятия и управляют им с целью предложить клиентам наиболее полное решение задач в цепочке поставок».

Проблема межорганизационной логистической координации, хотя и является относительно новой (она возникла в связи с внедрением в 1980-х — 1990-х годах концепции интегрированной логистики), очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых странах в рамках концепции Supply Chain Management. Межорганизационная и межфункциональная логистическая координация является неотъемлемой частью всех функций управленческой деятельности: планирования, организации, мотивации и контроля, связующих их процессов коммуникации и принятий решений, а также она обеспечивает эффективное продвижение материальных потоков в сети распределения и согласует работу всех участников интегрированной или цепи поставок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: