1. Прочтите предложенные тексты и попробуйте определить время их создания. Свой ответ аргументируйте.
2. Опираясь на предложенные для анализа произведения, постройте модель мира писателя (восстановите пространство, топографию, время, состояние мира, отношение мира к человеку, взаимодействие мира и человека; назовите ключевые образы, присутствующие в текстах, расшифруйте их семантику).
3. Какие настроения и состояния зафиксированы в тексте? Какими приёмами автор передаёт эти состояния?
4. Какое место в рассматриваемом художественном пространстве занимает человек? Каковы взаимоотношения его с миром? Как осознаётся самим автором его бытие и место в мире? Найдите в тексте образы, определяющие характер отношений мира и субъекта.
5. Реконструируйте концепцию человека в прозе писателя. Подумайте, что принципиально нового в его взглядах на человека? Какими средствами пользуется автор, предлагая нам свою трактовку человека? Можно ли говорить о характере в произведениях этого автора? Свой ответ аргументируйте.
|
|
6. Каким образом выражается авторская позиция в приведённых произведениях? Вспомните приёмы передачи авторского «я» в художественном тексте.
7. Опираясь на сделанные наблюдения, сформулируйте жанрообразующие признаки этой прозы. Аргументируйте принадлежность приведённых текстов к определённому жанру. В чём отличие анализируемых произведений от классических образцов жанра?
АНАЛИЗ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ОБРАЗОВ.
1. Происхождение героев.
2. Род занятий.
3. Общественно-политические взгляды.
4. Философские убеждения.
5. Человеческие качества.
6. Взаимоотношения героев.
7. Связь второстепенных образов с образом главного героя произведения.
8. Авторская оценка героев.
ПЛАН АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1. История создания.
1) Время написания.
2) Время, изображённое в произведении.
3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?
4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)?
5) Жанр.
2. Выделите основные сцены (фабулу).
3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:
1) Участники и причины конфликта, его структура.
2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?
4. Выделите центральный конфликт произведения:
1) Как связан он с другими конфликтами?
2) Как раскрываются герои в конфликте?
Обратите внимание на предысторию героя (героев); первое появление героя на сцене; взаимоотношение героя с другими персонажами;
□ авторские ремарки;
|
|
□ речь героя;
□ центральный монолог героя, определите его значение в произведении;
□ «второстепенные» лица (в чём их роль и значение; как они «помогают» в раскрытии основного конфликта произведения?).
5. Рассмотрите финал произведения:
1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?
2) Почему финал произведения именно такой?
6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения? Обратите внимание на: эпиграф, пролог, эпилог, указания для актёров и др.
7. Сценическая история произведения:
1) Какие различные мнения о героях существуют?
2) Как это отобразилось в различных постановках?
8. Традиции и новаторство:
1) Соблюдается ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?
2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает те же темы и проблемы.
3) Как решает эти темы и проблемы автор?
4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?
5) Вспомните последующих драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).
9. Критика о произведении.
ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. История создания:
1) Время написания произведения (как оно отображено в произведении)?
2) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)?
3) Жанр.
4) Литературное направление.
2. Особенности композиции:
1) Выделите фабулу произведения.
2) Выделите основные смысловые части произведения.
3) Рассмотрите каждую из них в отдельности:
♦♦♦ выделите основной конфликт:
а) участников конфликта,
б) причины конфликта,
в) структуру (завязка - развитие - кульминация);
♦♦ какие проблемы затрагиваются в конфликте?
В как раскрываются герои в конфликте? Обратите внимание на:
а) портрет героя;
б) предысторию героя;
в) характер и поступки героя:
- отношение героя к другим персонажам,
- отношение других персонажей к герою,
- совпадает ли собственная оценка героя с оценкой его другими персонажами;
г) речь героя;
д) детали окружающего быта;
е) роль пейзажа
3. Обобщите ваши размышления:
1) Как объединены все композиционно-смысловые части произведения:
а) причинно-следственные связи,
б) антитеза (противопоставление),
в) «двойничество»,
г) эпиграф, пролог, эпилог.
2) Что является предметом изображения автора (тема)?
3) На какие проблемы (нравственные, общественно-социальные, философские) обращает внимание автор?
4) Какова позиция автора? (отсутствие авторской позиции тоже является своеобразной позицией: «Читатель! Выбирай, решай сам»)
5) Какие сквозные образы, мотивы, символы использует автор?
6) Способ изображения действительности:
а) романтический (стремление к уходу от действительности),
б) критический (оценочный анализ действительности),
в) реалистический (выявление жизненных типов и закономерностей) и др.
7) В чем, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?
8) Какое влияние на произведение оказали другие роды литературы?
4. Традиции и новаторство:
1) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает те же темы и проблемы.
2) Как решает эти темы и проблемы автор?
3) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?
4) Вспомните «последующих» писателей (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герой и т.д.).
5. Критика о произведении.
Памятки
Художественное пространство