Анализ художественного текста «модель мира и человека»

 

1. Прочтите предложенные тексты и попробуйте определить время их создания. Свой ответ аргументируйте.

2. Опираясь на предложенные для анализа произведения, постройте модель мира писателя (восстановите пространство, топографию, время, состояние мира, отношение мира к человеку, взаимодействие мира и человека; назовите ключевые образы, присутствующие в текстах, расшифруйте их семантику).

3. Какие настроения и состояния зафиксированы в тексте? Какими приёмами автор передаёт эти состояния?

4. Какое место в рассматриваемом художественном пространстве занимает человек? Каковы взаимоотношения его с миром? Как осознаётся самим автором его бытие и место в мире? Найдите в тексте образы, определяющие характер отношений мира и субъекта.

5.    Реконструируйте концепцию человека в прозе писателя. Подумайте, что принципиально нового в его взглядах на человека? Какими средствами пользуется автор, предлагая нам свою трактовку человека? Можно ли говорить о характере в произведениях этого автора? Свой ответ аргументируйте.

6. Каким образом выражается авторская позиция в приведённых произведениях? Вспомните приёмы передачи авторского «я» в художественном тексте.

7. Опираясь на сделанные наблюдения, сформулируйте жанрообразующие признаки этой прозы. Аргументируйте принадлежность приведённых текстов к определённому жанру. В чём отличие анализируемых произведений от классических образцов жанра?

 

 

                                   

АНАЛИЗ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ОБРАЗОВ.

 

1. Происхождение героев.

2. Род занятий.

3. Общественно-политические взгляды.

4. Философские убеждения.

5. Человеческие качества.

6. Взаимоотношения героев.

7. Связь второстепенных образов с образом главного героя  произведения.

8. Авторская оценка героев.

 ПЛАН АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

       1. История создания.

1) Время написания.

2) Время, изображённое в произведении.

3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?

4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)?

5) Жанр.

2. Выделите основные сцены (фабулу).

3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:

1) Участники и причины конфликта, его структура.

2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?

4. Выделите центральный конфликт произведения:

1) Как связан он с другими конфликтами?

2) Как раскрываются герои в конфликте?

Обратите внимание на предысторию героя (героев); первое появление героя на сцене; взаимоотношение героя с другими персонажами;

□ авторские ремарки;

□ речь героя;

□ центральный монолог героя, определите его значение в произведении;

□ «второстепенные» лица (в чём их роль и значение; как они «помогают» в раскрытии основного конфликта произведения?).

5. Рассмотрите финал произведения:

1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?

2) Почему финал произведения именно такой?

6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения? Обратите внимание на: эпиграф, пролог, эпилог, указания для актёров и др.

7. Сценическая история произведения:

1) Какие различные мнения о героях существуют?

2) Как это отобразилось в различных постановках?

8. Традиции и новаторство:

1) Соблюдается ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?

2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает те же темы и проблемы.

3) Как решает эти темы и проблемы автор?

4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?

5) Вспомните последующих драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).

9. Критика о произведении.

 

 

              ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

       1. История создания:

       1) Время написания произведения (как оно отображено в произведении)?

       2) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что   характерно для автора в это время)?

3) Жанр.

4) Литературное направление.

2. Особенности композиции:

1) Выделите фабулу произведения.

2) Выделите основные смысловые части произведения.

3) Рассмотрите каждую из них в отдельности:

♦♦♦ выделите основной конфликт:

а)  участников конфликта,

б) причины конфликта,

в) структуру (завязка - развитие - кульминация);

♦♦ какие проблемы затрагиваются в конфликте?

В как раскрываются герои в конфликте? Обратите внимание на:

а) портрет героя;

б) предысторию героя;

в) характер и поступки героя:

- отношение героя к другим персонажам,

- отношение других персонажей к герою,

- совпадает ли собственная оценка героя с оценкой его другими персонажами;

г) речь героя;

д) детали окружающего быта;

е) роль пейзажа

3. Обобщите ваши размышления:

1) Как объединены все композиционно-смысловые части произведения:

а) причинно-следственные связи,

б) антитеза (противопоставление),

в) «двойничество»,

г) эпиграф, пролог, эпилог.

2) Что является предметом изображения автора (тема)?

3) На какие проблемы (нравственные, общественно-социальные, философские) обращает внимание автор?

4) Какова позиция автора? (отсутствие авторской позиции тоже является      своеобразной позицией: «Читатель! Выбирай, решай сам»)

5) Какие сквозные образы, мотивы, символы использует автор?

6) Способ изображения действительности:

а) романтический (стремление к уходу от действительности),

б) критический (оценочный анализ действительности),

в) реалистический (выявление жизненных типов и закономерностей) и др.

7) В чем, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?

8) Какое влияние на произведение оказали другие роды литературы?

4. Традиции и новаторство:

1) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает те же темы и проблемы.

2) Как решает эти темы и проблемы автор?

3) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?

4) Вспомните «последующих» писателей (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герой и т.д.).

5. Критика о произведении.

Памятки

Художественное пространство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: