Практическая работа №3

Учитель: Ребята, я надеюсь, вы не забыли, что мы находимся в мастерской художника слова. Предлагаю вам заняться творческим исследованием.

Задание 1. Подчеркнуть в тексте №3 слова (далее мы будем их называть ключевыми), которыми автор рисует картину осени. Определить, какие именно это изобразительные средства. (Справка: Ключевые слова – это слова, с помощью которых автор изображает картину мира или выражает свое настроение, чувства).

 

Сентябрь холодный (эпитет) бушевал (олицетворение),

С деревьев ржавый лист (эпитет) валился (метафора),

День потухающий (эпитет) дымился (метафора),

Сходила ночь (олицетворение), туман вставал (олицетворение).

Ф.И. Тютчев

 

Учитель: Какие чувства доносит до нас Ф.И. Тютчев, создавая осеннюю картину?

Ученики: Стихийность осенней природы, даже ее некрасивость. Она угрюмая, злая, нерадостная.

Задание №2. Найти ключевые слова, с помощью которых рисуется образ в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес».

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазуривесело играя;

Но остался влажный следв морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

 

Учитель: С помощью ключевых слов попробуем выстроить систему образов этого стихотворения, чтобы понять авторскую идею.

золотая                тучка → любовь ← утес           великан

умчалась                                       одиночество      влажный след в морщине

по лазури                                        слеза                              одиноко

Весело играя                                                                             задумался глубоко

Плачет в пустыне

 

- Присутствует ли в стихотворении перемещение? Что является результатом перемещения? (движение мысли: «задумался глубоко»).

Учитель: А теперь изобразим картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. Обязательно учтем пространственную и цветовую организацию стихотворения.

 

золотая                            туча→ небесный мир (духовный мир, чувство, любовь)

↓                            утес→ земной мир (человек)

божественность

       Учитель: Выстроив систему образов, определив перемещение в стихотворении, изобразив картину и ее составляющие элементы, какой можно сделать вывод? Какую мысль хотел до нас донести автор?

Ученики: Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком), он великан (он – счастлив, он – сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет (так и человек становится слабым, несчастным и одиноким)

III. Вывод урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами увидели, что художественное произведение – это система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.

- А теперь перепишите зрительный ряд литературоведческих терминов, которые мы с вами использовали сегодня на уроке, и их определения.

IV. Домашнее задание.

Составить связный текст анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», используя алгоритм анализа лирического текста:

1. Тема стихотворения;

2. Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующий образ);

3. Сюжет, если есть, или лирический сюжет (движение мысли);

4. Картина мира, ее составляющие элементы;

5. Чувства, настроение лирического героя;

6. Отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано);

7. Твое отношение к отношению автора.

Приложение №6

 

 

Тема: Ю.В. Трифонов «Прозрачное солнце осени».

(урок-анализ в 11 классе)

Цель: знакомство с творческой судьбой писателя, с особенностями его творчества.

Задачи:

Образовательная: продолжить овладение навыками анализа художественного         произведения.

Развивающая:     продолжить работу над развитием способности сравнивать,     сопоставлять явления, обобщать, находить главное в тексте.

Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся духовности, уважительного отношения к окружающим.

Вид урока:      урок-беседа с элементами анализа художественного произведения.

Приемы:          сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение.

Тип урока:      обучение навыкам анализа художественного произведения.

Оформление:  эпиграф к уроку, записи на доске.

Проза Юрия Трифонова-это манифест. Это дух времени.

Путешествие в глубину человека.

В подробности, в тонкости душевных «потёмок» и света.

По вертикали, а не по горизонтали.

Вл. Гусев

Ход урока:

1 Слово учителя - (предтекстовая работа).

Творческая судьба писателя Юрия Валентиновича Трифонова (1925-1981) сложилась удивительно счастливо. Его первый роман «Студенты», который в 1950 году защищался как дипломная работа выпускника литературного института имени Горького, вскоре после опубликования был удостоен Государственной премии СССР. Широкую известность приобрели сборники его рассказов, повести «Отблеск костра», «Обмен», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Старик» и романы «Утоление жажды», «Нетерпение». Проза Ю. Трифонова, по сути, по смыслу её нравственных идей целостна и органична. «Это путешествие в глубину человека. В подробности, в тонкости душевных «потёмок» и света. Творчество Ю.В. Трифонова отличается интересом к быту, обострённой чуткости к значимости и драматизму повседневного течения жизни. В одной из своих статей Ю. Трифонов писал: «Быт-это великое испытание. Не нужно говорить о нём презрительно, как о низменной стороне человеческой жизни, не достойной литературы. Ведь быт-это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, современная нравственность. Взаимоотношения людей - тоже быт. Мы находимся в запутанной и сложной структуре быта, на скрещении множества связей, взглядов, дружб, знакомств, неприязней, психологии, идеологий».

В своих рассказах, повестях, романах писатель «исследует» мелочи, чёрточки быта, которые оказываются приметами, чёрточками бытия. Для прозы Ю. Три-фонова характерно тяготение к объективной манере повествования, предостав-ляющий бесконечный простор читателю для самостоятельной работы мысли: «Я верю читателю, верю в его ум, эстетическое чутьё. Поэтому не стану ему объяс-нять, это эгоизм, корыстолюбие, лицемерие - дурные качества. Это он знает и без меня. Но тот нравственный идеал, с позиций которого я изображаю непригляд-ное в духовном облике человека, по-моему, ощущается весьма отчётливо», - пи-сал Трифонов. Ю.В. Трифонов очень любит спорт. Увлечение спортом отрази-лось в его творчестве. Писателя волнуют не страсти спортивных сражений, а проблема «человек и спорт», «человек в спорте». К числу произведений о спорте относится и предлагаемый рассказ «Прозрачное солнце осени».

2 Анализ художественного произведения.

 

1. Учитель: А теперь перейдём к комплексному анализу художественного произведения, который требует пристального внимания к тексту, вашего активного вмешательства.

2. Учитель: Какие же моменты необходимо учитывать при анализе:

а)    Единство содержания и формы. Т.о. достаточно
рассмотреть форму художественного
произведения, его построение (предметный мир,
сюжет, характеры героев, их речь), чтобы
понять содержание произведения.

б)    Анализ произведения - осмысление автора.
Следует рассматривать произведение как
высказывание автора. Важно найти мысли в самом
произведении. Нужно посмотреть, как автор
выражает свои взгляды.

3. Учитель: Давайте посмотрим, кому в рассказе принадлежит

повествование.

Ученики: Автор - субъект, повествователь.

Учитель: Что мы узнаём об авторе?

Ученики: Ничего. Субъект растворён, невиден.

Учитель: Почему так, а не иначе? Почему о встрече не рассказывает Галецкий или    Величкин?

(такая объективность в повествовании представляет читателю бесконечный простор для самостоятельной работы мысли).

                                                         (Запись в тетради):

       Косвенная оценка выражения авторской позиции:

      а) предметный мир (пейзаж, портрет, интерьер);

б) сюжет (события, поступки героев);

в) характеры героев - их и нужно анализировать.

4. Учитель: Где происходит действие?

Ученики: Действие рассказа происходит в буфете аэропорта, «где всегда суета,    нервность».

Учитель: Важным в анализе является понятие плана: разомкнутое или замкнутое   пространство в произведении.

Учитель: Как организовано в рассказе пространство?

      Ученики: Замкнутое - буфет.

Учитель: Есть ли закономерность в такой организации? Что рождает замкнутое   пространство, какие ощущения?

Ученики: Суета, нервность, официантки мечутся.

       Вывод: Писатель с самого начала указывает на детали быта, на драматизм и повседневность течения жизни: «Пахнет борщом, который некогда есть...».

4. Учитель: Что вы узнаёте о главных героях рассказа?

       Ученики: В 1 абзаце мы узнаём, что встретились два человека, которые не      виделись много лет.

Учитель: Автор отмечает их несоответствия социального положения. Какие?

Ученики: «Один ел заливную рыбу, густо приправляя её хреном. Другой - пил чай,    сидя  за столом возле двери».

Учитель: Заметьте, возле двери - как что-то «худшее», т.к. не в центре.

6. Проверка домашнего задания (работа в группах).

Учитель: Кто герои по профессии? Сколько лет не виделись? Где и как живут сейчас? Откуда и куда держат путь? Кто присутствует при их встрече? В какое время происходит их встреча?

                                (отвечает 1 группа)

       Учитель:  Герои постоянно обращаются друг к другу по-разному. Почему?

              Объясните, от чего зависит выбор того или иного обращения?                                         (отвечает 2 группа)

Учитель обобщает ответы 2 группы:

 

 По фамилии бывшие однокурсники называют друг друга только в первый момент, чтобы удостовериться в том, что они не ошиблись. Обращение по фамилии к знакомым
людям не принято. Потом они называют друг друга по-разному: фамильярно - Аркашка. Обычно так называют люди одного возраста, близко знакомые с юности; нейтрально - Аркадий, Толя; ласково - Аркаша, Толечка.

Кроме того, Галецкий называет Величкина «старик». Это слово в качестве обращения употребляют только очень молодые люди. Здесь оно использовано как напоминание о юности, как будто и не было двадцати лет разлуки. Прощаясь, Величкин говорит Аркадию: «Счастливо, дорогой! Рад был тебя увидеть».

В данной речевой ситуации это обращение не очень уместно, т.к. оно вносит в разговор оттенок покровительства старшего к младшему (по возрасту или по положению). В данном случае - по положению.

Учитель: Ю. Трифонов признавался: «Меня интересуют характеры. А каждый характер -   уникальность, единственность, неповторимое сочетание черт и чёрточек».

            Постараемся разобраться в характерах главных героев - Галецкого и Ве-личкина. Основной стилистический приём, который использует автор, сравнивая героев - это приём контраста.

Учитель:   Проследите по тексту и сопоставьте, как автор описывает главных    героев   рассказа?

            - Что подчёркивает автор в одежде и внешности героев?

            - Как описывает их поведение, манеры, жесты?

            - Довольны ли они своей жизнью? Что считают главным в ней?

Ученики: отвечает третья группа.

 

  Один сидел возле окна, ел заливную рыбу, расплатился за весь стол, был руководителем, работал в центральном совете, был человеком начальственным                                                                          О Одному нравилось жить в столице   Другой сидел возле двери, пил чай, заплатил за себя и двоих питомцев, работал преподавате-лем в чижминском техникуме, стал рядовым винтиком     Другому -  в тайге

                               

 

Учитель: Стараясь изобразить максимально объективную картину, создать образы главных героев и вместе с тем усилить противопоставление героев,  автор использует стилистическую фигуру: синтаксический параллелизм. Трифонов использует предложения, построенные по одной или близкой структурной схеме, но различающиеся субъективными или объективны-ми распространителями.

Учитель: Какую мысль автора помогает нам понять приём контраста?

Учитель обобщает ответы учащихся:

            Не высказывая прямо своего мнения о героях, писатель, убеждает нас, что они действительно стали совсем разными людьми. Величкин (которому только 45 лет) - толстый, солидный, рыхлый, разжирел безобразно, потерял форму, несмотря на спортивную юность (институт физкультуры, гонял в футбол на первенстве вузов), сейчас от спорта далёк, хотя и работает в центральном совете крупного спорт-общества.

           Он ценит материальные блага, любит вкусно поесть: «Густо приправляя её хреном». Автор этим замечанием хотел сказать, что сам большой и любит всё большее, хорошо одет, доволен удобной, большой квартирой в хорошем районе (рядом Лужники).

     7. Учитель:  Обратите внимание на деталь: «Он (Величкин) сделал вид, что заметил его только сейчас, сию секунду...; с некоторой театральностью вскинул руки, вскрикивал возбуждённо».

              О чём говорит такое поведение Величкина?

Ученики: Встрече он рад, но радость его несколько наиграна, и первым он, навер-ное, не подошёл бы.

Учитель:  Мы узнаём, что Величкин был руководителем, пошёл по администра-тивной  линии, работал в центральном совете, но чем он конкретно занимался?

Ученики: Мы этого так и не узнаём, наверное, это не имеет большого значения и для самого Величкина, ему «нравилось жить в столице и разъезжать по разным странам». Т.о. намечается мотив духовного обнищания.

   8. Учитель:  В облике Галецкого писатель выделяет черты, говорящие о нём, как о человеке, которому приходится много трудиться. Какие?

      Ученики: «С обветренным, в жёстких морщинах грубо загорелым лицом старого   спортсмена или охотника, кожа на его руках была в ссадинах и цара-пинах, как у деревенского жителя, которому часто приходится иметь дело с дровами и топором».

    Ученики: И это помогло ему сохранить молодость: «…худощав, держался прямо,             походка  у него была бодрая, молодецкая».

   Ученики: Своей внешности и одежде придаёт мало значения: «В своём коротком пиджаке, в старых полинялых лыжных штанах он выглядит невзрачно».

   Ученики: Но главное, что подчёркивает писатель в Галецком: в жизни этого человека есть дело. Он остался верен ему с юности: был неплохим футболистом («вратарём сборной института»), а сейчас учит спортивному мастерству других. Он искренне рад встрече: первым подошёл, ведёт себя откровенно, непринуждённо: «радостно улыбался, перебивал, с фамильярностью шлёпал его...»

9. Учитель: Обратим внимание на речь героев, автор не случайно делает её такой разной. Речь героев, реплики в диалогах дополняют портретные харак-теристики. Предлагаю вам обратиться к тексту и результаты ваших наблюдений оформить в виде таблицы:

  Галецкий играл на краю - разг. два моих орла - разг. разжирел – просторечие стоял в голу сборной – сп. жаргон     Величкин однокашник – разг. хотя Москву удивить трудно празднуем прибытие на родную землю молокососы – спорт. жаргон       

 

 

Учитель: Оба в речи используют разговорную лексику, просторечие, спортивный жаргон, но Величкин к тому же употребляет высокопарные слова и выражения, которые придают его речи вместе с соответствующими жестами театральную насыщенность, покровительственность, делают её высокомерной. Особенно ярко эта особенность его речи проявляется рядом с искренними и простыми словами Галецкого:

 

В: Будешь в Москве, Аркадий, прошу ко мне.

Г: А ты бы ко мне, погостить, а?

В: Ты не пропадай, Аркаша, запиши мой адрес.

Г: Где записать-то?

В: Да вот... Ну, вот хотя бы на пачке сигарет.

Г: Толя, старик.

В: Счастливо, дорогой. Рад был тебя увидеть.

 

Учитель: Не правда ли, суховато?

Учитель: А теперь посмотрим, как каждый из героев относится к своим ученикам?

 Ученики: Величкин почти не говорит о своих волейболистах, они ему безразличны,   только раз он свысока их назвал «молокососами». Галецкий же гордится своими учениками, с любовью говорит о них «два моих орла, мои питомцы».

Вывод: Схематично это можно изобразить так:

безразличие равнодушие  

 


Уважение, любовь

                                                                                         

 

Учитель: Т.о., мы видим, что материальное благополучие делает человека сухим, без-различным к окружающим. Продолжает развиваться мотив духовного обнища-ния.

10. Учитель: Что же сделало Величкина таким? Может, это природное? Здесь автор использует приём ретроспектива ( это воспоминание о прошлой жизни). Здесь мы узнаём о юношеском соперничестве. Зачем автору нужно было нам об этом рассказывать?

Ученики: Мотив борьбы. Каждый должен за что-то бороться.

11. Учитель:  Завидуют ли герои друг другу?

 

Ученики: Нет, т.к. оценивают итог жизни другого по всей школе ценностей. Для Величкина важно высокое социальное положение, заграничные поездки,

              квартира, т.е. материальные ценности, этого нет у Галицкого, и потому он, с точки зрения Величкина, неудачник. Галецкого радует работа, ус-пехи учеников, и он жалеет Величкина, у которого таких радостей нет.

Учитель:  В юности они были влюблены в одну девушку, люто соперничали. Но теперь Величкин точно не помнит конец этой истории. То, что ему было так дорого когда-то, сейчас не представляет значимости. Тут же, когда была возможность вспомнить прошлое, он размышляет о своей даче.

              Т.о., автор «поместил» двух спортсменов в быт, в обыкновенную жизнь. А быт не что иное, как испытание жизнью, где проявляется и проверяет-ся новая, современная нравственность.

Учитель: Как вы думаете, кто из героев выдержал это испытание жизнью?

 

12. Учитель: Какую роль в осмыслении рассказа играет образ Тренера Марата?

       Ученики: Критически оценивает и Величкина, и Галецкого: «Итог жизни этих двух старых людей казался ему незавидным. Один стал чиновником, другой прозябал в глуши». Марат прислушивался к разговору старых друзей, пристально смотрел на них и «улыбался в душе»: эти люди не вызывали у него участия, сочувствия или сострадания, а только иронию, уверенность, что его собственная жизнь будет удачней - он «далеко пойдёт».

Учитель:   Конечно, герои не безразличны автору. Каждого он старается описать как можно более объективно. Вместе с тем в рассказе остро чувствуется тот нравственный идеал, с позиции которого он изображает неприглядное в человеке. Этот идеал - верность Делу и человечность.

Учитель:  Понять авторское отношение к героям помогает нам выбор лексики. На какие особенности лексического строя вы обратили внимание?

Ученики:  Слово «администратор» в современном русском языке употребляется в двух  значениях:

              прямое, нейтральное - «должностное лицо, управляющее, чем-либо, ответственный распорядитель»; переносное - «о человеке, который занимается нетворческой работой».

              Выражение «стал администратором» употребляет Галецкий, в его устах

              выражение сохраняет оба значения.

Ученики: Слово «чиновник» применительно к нашей действительности, в совре-менном русском языке употребляется только в одном значении: «Тот, кто делает свою работу с холодным равнодушием, без интереса, бюро-кратически». Таким образом, тренер Марат не только оценивает работу Величкина как нетворческую, но и характеризует его отношение к делу.

       Ученики: Прилагательное «начальственный» имеет значение: «Полный сознания      важности, высокомерный». Сочетается обычно со словами внешность, вид, голос и снабжено пометой в толковом словаре «ироническое». Т.о., автор создал словосочетание-неологизм. Если бы он сказал, что Велич-кин был начальником, то утратился бы оттенок иронии, который возни-кает благодаря всему словосочетанию «начальственный человек», т.е. один только вид, внешность, видимость начальника.

Ученики:  Выражение «винтик машины» в переносном значении имеет смысл «ря-довой сотрудник, тот, кто не решает исход дела, но главный нужный че-ловек». Автор не случайно подобрал именно это выражение, подчёрки-вая значимость жизни Галецкого.

Учитель:  Каков смысл названия рассказа?

      Ученики: Название рассказа «Прозрачное солнце осени» многозначно:

                       1) прямое значение - название указывает на время года и состояние природы: «там, внизу, где проплывало рыжее бескрайнее, залитое прозрачным осенним солнцем таёжное редколесье»;

                       2) переносное -  в рассказе осень как время года перекликается с осенью - возрастом человека, порой зрелости, порой подведения итогов. Солнце этой осени тоже прозрачно: ничего от него не спрячешь, не утаишь - всё видно. Но солнце осени не жжёт, не палит, оно ласково греет.

Учитель: Итак, пространство из замкнутого переходит в разомкнутое. Сначала буфет в аэропорту, затем повествование как бы переносится во что-то большее. И автор размышляет о смысле жизни, о назначении человека. Чёрточки быта оказываются чертами бытия.

 

        Д/3.: Анализ рассказа «Прозрачное солнце осени».

 











Приложение № 7

Поэтическая лексика

 

 

Особые группы слов

Синонимы - слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль).

Выхожу я один на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит...

Колокольчики мои, Цветики степные!

Антонимы - слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления

Белей лишь блеск, чернее тень.

 

Они сошлись: волна и камень

стихи и проза, лед и пламень...

Архаизмы - устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность

Угас, как светоч, дивный гений...

И в светлой гриднице,в кругу князей, бояр...

Неологизмы - новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи

Будет буря - мы поспорим

И помужествуем с ней

О, рассмейтесь, смехачи!

Стоял Январь, не то Февраль

Какой-то чертовый Зимарь

Тропы

 

Эпитет - художественное определение

Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.

Вся комната янтарным блеском озарена...

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

Глаза, как небо, голубые.

Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит -рублем одарит.

 

Аллегория (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы

Река, как зеркало...

Ирония - скрытая насмешка

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью—

Литота - художественное преуменьшение

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках...

Олицетворение -изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул...

 

Осторожно ветер из калитки вышел...

Овеществление - уподобление явлений одушевленного мира неодушевленными предметами

Гвозди б делать из этих людей:

крепче б не было в мире гвоздей

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются

Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила)

Метонимия- сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначают с помощью других слов и понятий

Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер); вел мечи на пир обильный (вел воинов)

 

 

                     Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

  Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа   Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! Ах! Уймись ты, буря!
Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов Анафора, эпифора, градация, кольцо Стык (эпонафора): Соловей мой, соловей, //голосистый соловей! Не верь, не верь поэту, дева! Рано, Рано осень... Мутно небо, ночь мутна О весна без конца и без края,// Без конца и без края мечта
Анафора - единоначатие Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем, //Клянусь позором преступленья// И вечной правды торжеством
Эпифора- единство концовок Струится нетихнущий дождь, томительный дождь...
Градация - своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу, //Все пройдет, как с белых яблонь дым
Антитеза- противопоставление Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма Мы села - в пепел! Града - в прах! В мечи-серпы и плуги!
Сопоставление противоположностей Я царь, я раб, я червь, я бог
Инвектива - резкое обвинение (в противоположность панегирику-восхва-лению) А вы, надменные потомки... подлостью прославленных отцов...
Бессоюзие - намеренный пропуск союзов Мелькают мимо будки, бабы// Мальчишки, лавки, фонари//Дворцы, сады, монастыри...
Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее И волны теснятся, и мчатся назад,// И снова приходят, и о берег бьют...
Параллелизм - однородное синтаксическое построение предложений Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что горы
Инверсия- нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается куций...

 

 

План рецензии

 

 

1 Вступление:

1. чему посвящен данный текст (то, что положено в основу текста, отбор материала);

2. идея (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу);

3. Актуальность его темы, проблематики (выделение какого-то аспекта, рассмотрение темы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста);

4. сведения об авторе, если известен автор;

5. Тезис — коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения). Цель автора убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения; раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь внимание к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения.

2. Основная часть — анализ содержания»: 1.основные положения;

2.определить какую систему доказательств использует автор (авторская позиция), выразить свое отношение; 3.анализ формы текста:

а) композиция;

б) речевые средства, их цель и примеры.

3. Вывод - итог: удалось ли автору воплотить свой замысел, выполнить свою коммуникативную задачу.

 




double arrow
Сейчас читают про: