Анализ лирического текста

 

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта, художественный метод.

3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность, стихия.

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

11.Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней

сознания.

13.Позиция автора (восторг, негодования, элегическая

грусть) и передача его переживаний.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика.

18.Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворение.

22.Звучание стихотворения в наши дни.

 

ПЛАН АНАЛИЗ А ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

1. История создания.

1. Выделите основные темы и мотивы в лирике автора;

2. Определите «место» произведения в творчестве автора:

- время написания;

- история создания;

- тематическая принадлежность.

Выразительное чтение произведения.

4. Неязыковые средства выразительности:

1) жанр;

2) композиция;

3) пафос (эмоциональная идея);

4) ритм;

5) интонация (разговорная или напевная).

5. Смысловой анализ:

1) выделите микротемы;

2) определите логические связи между миктротемами:

- наложение;

- оппозиция;

- причинно-следственные отношения, их развитие;

3) определите центральную тему.

Лингвистический анализ.

1. Определите тип текста, как фактор, обуславливающий специфику отбора языковых средств. Определите ритмико-интонационную характеристику произведения:

 Силлабо-тонический стих.

1. Стихотворный размер.

а) двусложные:                                         б) трёхсложные:

- ямб;                                                       - дактиль;

- хорей;                                                    - амфибрахий;

- анапест.

2. Способ рифмовки.

-кольцевой (абба),

-перекрёстный (абаб),

-смежный (аабб).

3. Способ организации стиха (определите вид строфы):

-дистих (двустишие),

-терцин (трёхстишие)

-катрен (четверостишие) и др.

4. Рифма:

точная (поздно-грозно),

неточная (вечером—ничего),

мужская: с ударением на последнем слоге (корабль-журавль),

женская: с ударением на предпоследнем слоге (правил—заставил),

дактилическая: с ударением на третьем слоге от конца (мальчики—  пальчики),

богатая: при совпадении согласного звука перед ударением (лучи—мечи),

бедная: согласные не совпадают (вечный—встречный).

Б. Тонический стих.

3. Синтаксический анализ:

а) определите типы предложений:

• по цели высказывания,

• по эмоциональной окраске;

б) определите взаимосвязь предложений внутри поэтической строфы;

       в) определите функции:

• однородности,

• инверсии,

• умолчания,

• риторического вопроса;

г) определите функции стилистических фигур:

• повтор,

• антитеза,

• инверсия.

• эллипс,

• параллелизм,

• риторический вопрос,

• обращение,

• анафора,

• эпифора,

• рефрен.

4. Лексический анализ: основные изобразительные средства, используемые    автором:

- метафора,                                  - аллегория

- метонимия,                               - символ,

-  синекдоха,                                 - гипербола,

- сравнение,                                 - литота,

- ирония,                                      - олицетворение,

- сарказм,                                    - эпитет.

- перифраз,

Обобщите свои наблюдения (ваше внешнее впечатление и внутренняя      реакция на данное стихотворение)

       7. Традиции и новаторство.

1. Вспомните, кому из предшественников близок поэт по тематике и основным   мотивам творчества?

2. Вспомните, кто из последующих поэтов близок автору по тематике и основным мотивам творчества?

3. Что отличает автора от других поэтов?

Критики о поэте

АНАЛИЗ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

КАК ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО

 

1. Исторические условия. Основные общественные проблемы, выдвигаемые жизнью, привлекающие к себе внимание писателей.

2. Писатель, его взгляды и позиция в общественной борьбе. Литературное направление, к которому он принадлежит. Как проявляется стиль писателя (мировоззрение, выбор тем, образов, жанров и приёмов творчества) на отдельных этапах его литературной деятельности. Выяснение всех этих вопросом позволяет определить условия, в которых подошёл писатель к разрешению задач, поставленных им в данном литературном произведении.

3. Тема и основная идейная направленность произведения.

4. Главные герои (характеры). В какой степени и в каком направлении разрешаются в них основные проблемы произведения?

5. Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями. Что дают они для выяснения основных проблем?

6. Сюжет произведения. Развитие сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?

7. Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; значение их для выяснения характеров и основного смысла произведения.

8. Язык писателя: как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие его лексики, эпитетов, метафор, поэтического синтаксиса, ритмики.

9. Жанр произведения. В чём своеобразие этого жанра?

10. Традиции и новаторство писателя. В чём продолжил предшественников и что ввёл нового в литературное наследство? Имеются ли у него новые темы и идеи, новые характеры, новое в композиции, в языке? Создал ли он новое направление в литературе или развил и углубил те или иные стороны в существующем направлении?

 

 

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗ А ПЕРСОНАЖА

 

 

1. Вступление.

Место персонажа в системе образов произведения.

2. Основная часть.

Характеристика персонажа как определённого социального типа.

1) Социальное и материальное положение.

2) Внешний облик.

3)  Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:

♦ характер деятельности и основных жизненных устремлений;

♦ влияние на окружающих.

4) Область чувств:

♦ тип отношения к окружающим;

♦ особенности внутренних переживаний.

5) Авторское отношение к персонажу.

6) Какие черты личности героя выявляются в произведении:

♦ в авторской характеристике;

♦ через характеристику других действующих лиц;

♦ с помощью предыстории или биографии;

♦ через цепь поступков;

♦ в речевой характеристике

♦ через окружающую обстановку.

3. Заключение.

Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

 

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

 

       1. Найдите границы эпизода.

2. Определите его тему.

3. Как связан эпизод с предыдущими событиями

4. Как раскрываются характеры в данном эпизоде:

- через описание внешности;

- поступки, действие;

- описание внутреннего состояния; реплики, речь; взаимоотношения с другими героями.

5. Что нового узнали мы о героях?

6. Авторская позиция по отношению к событиям и персонажам.

7. Роль эпизода в контексте произведения. В чем его роль.

8.  Как связан эпизод с другими произведениями.

Сопоставительный анализ двух эпизодов:

-выявить сходство или контраст в поведении, во внутреннем состоянии героев;

-выявить авторское отношение к изображаемому;

-выявить способы эпического изображения с целью постижения своеобразия

стиля писателя.

Направления в работе:

-найдите ключевые образы;

-составьте план;

-выпишите словосочетания;

-какую роль играет пейзаж?

-как автор создает настроения?

-составление предложений оценочно-определительных конструкций;

-подбор определений характерных черт героя, которые раскрываются в данном    эпизоде;

-работа по нескольким эпизодам, позволяющим понять динамику образа.

АПОКАЛИПСИС - страшный суд - день, когда человеку должно сполна ответить  за свои дела. Национальные, географические, территориальные признаки не важны. Человек в ответе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: