Проблемы, порожденные демографической проблемой

 

Качество жизни населения

 
Образ жизни населения

 

                                                      

 

 

1) Недостаток продуктов питания (следствие нерационального размещения продуктов питания.)

2) Недостаточная калорийность потребляемой пищи

Доступность:

1) чистой питьевой воды,

2) чистого воздуха

3) жилья

4) медицинского обслуживания

5) рабочих мест приложения труда и т.п.

Богатые страны,   Бедные страны

неравномерность уровней социально-экономического развития:

1) отличия в продолжительности жизни;

2) значительные отличия в образовательном уровне и квалификации;

3) различия в ИРЧП

Тема: Проблема войн и сохранения мира. Геополитика. (§ 30).

Цели:

 обеспечить усвоение понятий: политическая география, геополитика;

создать условия для изучения видов геополитического контроля, основных геополитических теории;

 обеспечить развитие умения делать описание геополитического положения страны.

Оборудование: политическая карта мира

Тип, форма урока: урок изучения нового материала; лекция (с элементами практической деятельности).

Ход урока

    Изучение нового материала.

    Учитель предлагает учащимся определить цели изучения темы, знакомит с планом работы на уроке.

План лекции

1. Проблема войн и сохранения мира на Земле

2. Политическая география как наука

3. Геополитика и её влияние на мировые процессы

Лекция начинается с того, что учитель предлагает учащимся ответить вопросы, опираясь на знания истории:

- Каковы итоги Второй мировой войны?

- Чем характеризовался установившийся после 1945 года миропорядок?

- Что обозначают понятия «холодная война», «гонка вооружений»?

Затем учитель показывает пути предотвращения мировой войны через контроль за ядерным оружием, распространением химического оружия, численностью вооруженных сил и военных расходов (международные договоры, конвенции); предлагает учащимся сделать вывод.

Сложность современной международной обстановки учитель может охарактеризовать с помощью образного выражения В.В.Путина «Холодная война оставила и нашему времени «неразорвавшиеся снаряды»: рост числа региональных и локальных конфликтов, угроза терроризма. Доказать данный тезис поможет задание:

- Привести примеры военных конфликтов последнего десятилетия.

- Каковы причины данных конфликтов?

- Назвать регионы политической нестабильности.

Обобщая ответы учащихся, учитель задает вопросы:

- Какие науки изучают политические процессы? (политология)

- Какая область географического знания изучает политические явления? (политическая география)

    Учащиеся фиксируют в тетради определение «политической географии», объекты её изучения.

    Учитель совместно с учащимися устанавливает связь политико-географического положения (ПГП) с понятием экономико-географического положения (ЭГП), приводит примеры стран с выгодным (невыгодным) ЭГП и показывает, как оно влияет на политическую роль страны в мировом сообществе. В качестве примера для рассуждений можно использовать знания учащихся о положении Беларуси из курса «География Беларуси».

    Вывод: Каждое государство самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития, в том числе опираясь на географические факторы.

    Данный вывод позволяет перейти к понятию «геополитика» как политической концепции, в которой политика государства, в основном внешняя, определяется её географическими факторами.

    Далее в лекции раскрывается основная идея геополитики – контроль над территорией различными способами.

Задание:

- Описать сущность видов контроля.

- Из истории международных отношений привести примеры использования определенного вида контроля над иностранной территорией.

- Доказать, что географические, политические, экономические, военные, экологические, демографические, культурно-исторические  факторы определяют политику страны.

- Предложить свои варианты определения понятий: «сфера влияния», «жизненное пространство», «мировая держава».

    Учитель дополняет и систематизирует ответы учащихся, раскрывает сущность основных теорий геополитики. Во-первых, теорию развития государства как социального организма: государство – это своего рода живое существо и имеет право изменять свои границы (эта теория использована фашистской Германией для развязывания Второй мировой войны). Во-вторых, рассматривает теорию развития геостратегии - противостояние континентальной (теллурократической) и морской (талассократической) сил с целью увеличения своего политического влияния. В качестве исторического примера можно использовать взаимоотношения Франции (континентальная блокада) и Великобритании (морская блокада) времен Наполеоновских войн.

Таким образом, главной целью геополитики является разработка геостратегии – теории и практики осуществления жизненно важных интересов государства.

Вывод: Современный этап развития международных отношений характеризуется многомерностью, происходит формирование многополярного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: