|
|
1) Недостаток продуктов питания (следствие нерационального размещения продуктов питания.) 2) Недостаточная калорийность потребляемой пищи | Доступность: 1) чистой питьевой воды, 2) чистого воздуха 3) жилья 4) медицинского обслуживания 5) рабочих мест приложения труда и т.п. | Богатые страны, | Бедные страны |
неравномерность уровней социально-экономического развития: 1) отличия в продолжительности жизни; 2) значительные отличия в образовательном уровне и квалификации; 3) различия в ИРЧП |
Тема: Проблема войн и сохранения мира. Геополитика. (§ 30).
Цели:
обеспечить усвоение понятий: политическая география, геополитика;
создать условия для изучения видов геополитического контроля, основных геополитических теории;
обеспечить развитие умения делать описание геополитического положения страны.
Оборудование: политическая карта мира
|
|
Тип, форма урока: урок изучения нового материала; лекция (с элементами практической деятельности).
Ход урока
Изучение нового материала.
Учитель предлагает учащимся определить цели изучения темы, знакомит с планом работы на уроке.
План лекции
1. Проблема войн и сохранения мира на Земле
2. Политическая география как наука
3. Геополитика и её влияние на мировые процессы
Лекция начинается с того, что учитель предлагает учащимся ответить вопросы, опираясь на знания истории:
- Каковы итоги Второй мировой войны?
- Чем характеризовался установившийся после 1945 года миропорядок?
- Что обозначают понятия «холодная война», «гонка вооружений»?
Затем учитель показывает пути предотвращения мировой войны через контроль за ядерным оружием, распространением химического оружия, численностью вооруженных сил и военных расходов (международные договоры, конвенции); предлагает учащимся сделать вывод.
Сложность современной международной обстановки учитель может охарактеризовать с помощью образного выражения В.В.Путина «Холодная война оставила и нашему времени «неразорвавшиеся снаряды»: рост числа региональных и локальных конфликтов, угроза терроризма. Доказать данный тезис поможет задание:
- Привести примеры военных конфликтов последнего десятилетия.
- Каковы причины данных конфликтов?
- Назвать регионы политической нестабильности.
Обобщая ответы учащихся, учитель задает вопросы:
- Какие науки изучают политические процессы? (политология)
- Какая область географического знания изучает политические явления? (политическая география)
|
|
Учащиеся фиксируют в тетради определение «политической географии», объекты её изучения.
Учитель совместно с учащимися устанавливает связь политико-географического положения (ПГП) с понятием экономико-географического положения (ЭГП), приводит примеры стран с выгодным (невыгодным) ЭГП и показывает, как оно влияет на политическую роль страны в мировом сообществе. В качестве примера для рассуждений можно использовать знания учащихся о положении Беларуси из курса «География Беларуси».
Вывод: Каждое государство самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития, в том числе опираясь на географические факторы.
Данный вывод позволяет перейти к понятию «геополитика» как политической концепции, в которой политика государства, в основном внешняя, определяется её географическими факторами.
Далее в лекции раскрывается основная идея геополитики – контроль над территорией различными способами.
Задание:
- Описать сущность видов контроля.
- Из истории международных отношений привести примеры использования определенного вида контроля над иностранной территорией.
- Доказать, что географические, политические, экономические, военные, экологические, демографические, культурно-исторические факторы определяют политику страны.
- Предложить свои варианты определения понятий: «сфера влияния», «жизненное пространство», «мировая держава».
Учитель дополняет и систематизирует ответы учащихся, раскрывает сущность основных теорий геополитики. Во-первых, теорию развития государства как социального организма: государство – это своего рода живое существо и имеет право изменять свои границы (эта теория использована фашистской Германией для развязывания Второй мировой войны). Во-вторых, рассматривает теорию развития геостратегии - противостояние континентальной (теллурократической) и морской (талассократической) сил с целью увеличения своего политического влияния. В качестве исторического примера можно использовать взаимоотношения Франции (континентальная блокада) и Великобритании (морская блокада) времен Наполеоновских войн.
Таким образом, главной целью геополитики является разработка геостратегии – теории и практики осуществления жизненно важных интересов государства.
Вывод: Современный этап развития международных отношений характеризуется многомерностью, происходит формирование многополярного мира.