Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на ситуацию в российской экономике. В начале 2009г. внешние условия характеризовались сокращением международных финансовых потоков, включая потоки, связанные с межбанковским оборотом ресурсов, предпочтением инвесторами наиболее безопасных финансовых вложений и низкой ликвидностью в большинстве сегментов мировых финансовых рынков в сочетании со снижением цен на финансовые активы (за исключением наименее рисковых). Однако принятые во многих странах меры правительств по поддержке финансовых институтов наряду с активизацией выполнения органами денежно-кредитного регулирования функции кредитора последней инстанции способствовали постепенной стабилизации внешних финансовых условий.
Снижение экономической активности в зарубежных странах - торговых партнерах в 2009 г. сопровождалось ослаблением инфляционных процессов. Тем не менее торговые партнеры России избежали жесткого дефляционного сценария рецессии. Этому способствовали смягчение зарубежными странами денежно-кредитной политики, использование дискреционных мер налогово-бюджетной политики и действие автоматических стабилизаторов.
|
|
В четвертом квартале 2008 - начале 2009 г. правительствами и центральными банками многих стран с целью преодоления наиболее острых кризисных явлений в финансовом секторе принимались неотложные меры, включая расширение гарантий по банковским вкладам, рекапитализацию банков и индивидуальную поддержку системно значимых финансовых институтов, использование дополнительных инструментов рефинансирования банков для упрощения его условий, увеличения объемов и сроков, другие меры.
Особенностью рассматриваемого периода было проведение Федеральной резервной системой США (ФРС), рядом других центральных банков денежно-кредитной политики, основанной в той или иной мере на существенном увеличении своих активов и обязательств.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил ставку рефинансирования в первом квартале 2009 г. с 2,5 до 1,5% годовых, во втором квартале - до 1 % годовых. Кроме операций рефинансирования ЕЦБ в 2009 г. проводил специальные операции по предоставлению банкам ликвидности на длительные сроки (от 3 месяцев до 1 года).
Значительные изменения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках оказали влияние на внешнеэкономические условия развития Россиив 2009 году. При этом риски, угрожающие финансовой стабильности страны со стороны внешнего сектора экономики, на протяжении года постепенно ослабевали.
После резкого падения цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта на мировых рынках в 2008 г. ценовая конъюнктура на протяжении 2009 г. постепенно улучшалась. В декабре 2009 г. цены на нефть на мировых рынках в зависимости от сорта были в 1,8-1,9 раза выше, чем в декабре предыдущего года. По итогам 2009 г. цены на основные экспортные товары были примерно на треть ниже, чем годом ранее. Нефть сорта «Юралс» подешевела на 35,4% - до 60,7 долл. США за баррель. Профицит счета текущих операций в 2009 г. сократился в 2,2 раза - до 47,5 млрд. долл. США (рис. 5) и оценивается в 3,8% ВВП (годом ранее - 6,2% ВВП). [7, гл. 1]
|
|
Чистый вывоз частного капитала в целом за год уменьшился в 2,5 раза - до 52,4 млрд. долл. США (в 2008 г.- 132,8 млрд. долл. США), в связи с разразившимся мировым экономическим крисом.
Рис.5 – Основные показатели платежного баланса РФ (млрд. долл. США)
Международные резервы Российской Федерации в 2009 г. увеличились на 12,0 млрд. долл. США и на начало 2010 г. составили 439,0 млрд. долл. США. Их объем мог обеспечить финансирование импорта товаров и услуг на протяжении 21 месяца, что многократно превышает международно-признанный критерий минимальной достаточности - 3 месяца (рис. 6).
Рис. 6 – Международные резервы Российской Федерации
Курсовая политика Банка России была направлена на обеспечение стабильности финансовой системы и сглаживание влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику. Банк России, допуская значительную волатильность курса рубля, вместе с тем осуществлял необходимые интервенции на внутреннем валютном рынке для сглаживания чрезмерных курсовых колебаний. Гибкость курсовой политики обеспечивалась автоматической корректировкой границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины внутри технического коридора - в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций.
В декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. номинальный эффективный курс рубля понизился на 9,2%, реальный эффективный курс рубля снизился на 3,9%.
Меры по поддержанию российского банковского сектора способствовали тому, что совокупная задолженность Российской Федерации в 2009 г. сократилась впервые с 2002 года. По сравнению с предыдущим годом она уменьшилась на 10,2 млрд. долл. США - до 469,7 млрд. долл. США (рис.7).
Рис. 7 – Внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)
Реализация антикризисных мер позволила не допустить разрастания кризиса в российской экономике. Однако в 2009 г. вследствие сжатия как внешнего, так и внутреннего спроса сократился выпуск продукции в большинстве основных видов экономической деятельности. Объем ВВП в 2009 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7,9% (в 2008 г. - рост на 5,6%) (рис. 8).
Рис. 8 – Прирост ВВП, инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых денежных доходов населения в РФ (к предыдущему году, %)
В 2009 г., в условиях падения спроса, ужесточения условий заимствований, финансовое состояние российских нефинансовых организаций заметно ухудшилось. За одиннадцать месяцев 2009г. крупными и средними организациями (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) получен положительный сальдированный финансовый результат в объеме 3639,3 млрд. руб., что меньше аналогичного показателя 2008 г. на 20,8%.
В 2009 г. наблюдалось некоторое ухудшение финансовой дисциплины в расчетах. Доля неплатежей в объеме задолженности крупных и средних российских организаций по полученным кредитам банков и займам возросла с 0,4% на конец ноября 2008 г. до 0,8% на конец ноября 2009 года. Удельный вес неплатежей в кредиторской задолженности за этот период сократился на 0,5 процентного пункта и на конец ноября 2009 г. составил 7,2%.
Снижение доходов в экономике, жесткие условия кредитования отразились на сокращении инвестиционного спроса. Объем инвестиций в основной капитал снизился в 2009 г. на 17,0% (в 2008 г. отмечался рост на 9,8%). [16]
|
|
Центральным банком Российской Федерации проведены следующие мероприятия в целях финансовой стабилизации экономики Российской Федерации:
1) Временное смягчение норм обязательного резервирования для банков.
2) Расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России.
3) Проведение аукционов по размещению временно свободных бюджетных средств и средств государственных корпораций на депозиты в банках.
4) Предоставление кредитным организациям кредитов без обеспечения Банка России.
5) Для снижения угрозы вывода банковских активов за рубеж и предотвращения перевода средств, полученных в рамках государственной помощи в иностранные активы, Банк России рекомендовал банкам сохранять средний остаток иностранных активов и длинную балансовую позицию по каждой иностранной валюте.
6) Выдача субординированных кредитов для наращивания капитальной базы банковского сектора.
7) Вывод с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, представлявших угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.
Помимо укрепления финансовой стабильности собственно банковского сектора осуществлялся комплекс мероприятий по обеспечению нормального функционирования организаций нефинансового сектора и сохранению уровня благосостояния населения. В основном это были меры, направленные на обеспечение нормальной работы механизма кредитования реального сектора экономики, а именно:
- предоставление государственных гарантий по кредитам;
- поручение банкам, воспользовавшимся инструментами государственной поддержки, наращивать объемы долгосрочного кредитования нефинансовых организаций в объеме не меньше объема полученной государственной помощи поставке, равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной на 3 процентных пункта;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям приоритетных отраслей экономики;
|
|
- предоставление организациям кредитов Внешэкономбанка на погашение их внешней кредитной задолженности.
Таким образом, антикризисная политика Центрального банка Российской Федерации в 2009 г. в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на экономику. В 2010 г. акцент государственной поддержки смещен в сторону мер, ориентированных на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала, что создает условия для возвращения российской экономики на траекторию устойчивого роста.