Анализ финансово–экономической деятельности ЦБ РФ в условиях экономического кризиса 2009 года

 

Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на ситуацию в россий­ской экономике. В начале 2009г. внешние условия характеризовались сокращением международных финансовых потоков, включая потоки, связанные с межбанковским оборотом ресурсов, предпочтени­ем инвесторами наиболее безопасных финансовых вложений и низкой ликвидностью в большинстве сегментов мировых финансовых рынков в сочета­нии со снижением цен на финансовые активы (за ис­ключением наименее рисковых). Однако принятые во многих странах меры правительств по поддержке финансовых институтов наряду с активизацией вы­полнения органами денежно-кредитного регули­рования функции кредитора последней инстанции способствовали постепенной стабилизации внеш­них финансовых условий.

Снижение экономической активности в за­рубежных странах - торговых партнерах в 2009 г. сопровождалось ослаблением инфляционных про­цессов. Тем не менее торговые партнеры России из­бежали жесткого дефляционного сценария рецес­сии. Этому способствовали смягчение зарубежными странами денежно-кредитной политики, использо­вание дискреционных мер налогово-бюджетной по­литики и действие автоматических стабилизаторов.

В четвертом квартале 2008 - начале 2009 г. прави­тельствами и центральными банками многих стран с целью преодоления наиболее острых кризисных явлений в финансовом секторе принимались не­отложные меры, включая расширение гарантий по банковским вкладам, рекапитализацию банков и индивидуальную поддержку системно значимых финансовых институтов, использование дополни­тельных инструментов рефинансирования банков для упрощения его условий, увеличения объемов и сроков, другие меры.

Особенностью рассматриваемого периода было проведение Федеральной резервной систе­мой США (ФРС), рядом других центральных банков денежно-кредитной политики, основанной в той или иной мере на существенном увеличении своих активов и обязательств.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) сни­зил ставку рефинансирования в первом квартале 2009 г. с 2,5 до 1,5% годовых, во втором квартале - до 1 % годовых. Кроме операций рефинансирования ЕЦБ в 2009 г. проводил специальные операции по пре­доставлению банкам ликвидности на длительные сроки (от 3 месяцев до 1 года).

Значительные изменения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках оказали влияние на внешнеэкономические условия развития Россиив 2009 году. При этом риски, угрожающие финан­совой стабильности страны со стороны внешнего сектора экономики, на протяжении года постепенно ослабевали.

После резкого падения цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта на миро­вых рынках в 2008 г. ценовая конъюнктура на про­тяжении 2009 г. постепенно улучшалась. В декабре 2009 г. цены на нефть на мировых рынках в зави­симости от сорта были в 1,8-1,9 раза выше, чем в декабре предыдущего года. По итогам 2009 г. цены на основные экспортные товары были при­мерно на треть ниже, чем годом ранее. Нефть сорта «Юралс» подешевела на 35,4% - до 60,7 долл. США за баррель. Профицит счета текущих операций в 2009 г. сократился в 2,2 раза - до 47,5 млрд. долл. США (рис. 5) и оценивается в 3,8% ВВП (годом ранее - 6,2% ВВП). [7, гл. 1]

Чистый вывоз частного капитала в целом за год уменьшился в 2,5 раза - до 52,4 млрд. долл. США (в 2008 г.- 132,8 млрд. долл. США), в связи с разразившимся мировым экономическим крисом.

Рис.5 – Основные показатели платежного баланса РФ (млрд. долл. США)

 

Международные резервы Российской Федерации в 2009 г. увеличились на 12,0 млрд. долл. США и на начало 2010 г. составили 439,0 млрд. долл. США. Их объем мог обеспечить финансирова­ние импорта товаров и услуг на протяжении 21 ме­сяца, что многократно превышает международно-признанный критерий минимальной достаточно­сти - 3 месяца (рис. 6).

 

Рис. 6 – Международные резервы Российской Федерации

 

Курсовая политика Банка России была направ­лена на обеспечение стабильности финансовой си­стемы и сглаживание влияния последствий мирово­го финансового кризиса на российскую экономику. Банк России, допуская значительную волатильность курса рубля, вместе с тем осуществлял необходи­мые интервенции на внутреннем валютном рынке для сглаживания чрезмерных курсовых колебаний. Гибкость курсовой политики обеспечивалась авто­матической корректировкой границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины внутри технического коридора - в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций.

В декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. номинальный эффективный курс рубля по­низился на 9,2%, реальный эффективный курс ру­бля снизился на 3,9%.

Меры по поддержанию российского банков­ского сектора способствовали тому, что совокупная задолженность Российской Федерации в 2009 г. со­кратилась впервые с 2002 года. По сравнению с пред­ыдущим годом она уменьшилась на 10,2 млрд. долл. США - до 469,7 млрд. долл. США (рис.7).

Рис. 7 – Внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)

 

Реализация антикризисных мер позволила не допустить разрастания кризиса в российской экономике. Однако в 2009 г. вследствие сжатия как внешнего, так и внутреннего спроса сократился вы­пуск продукции в большинстве основных видов экономической деятельности. Объем ВВП в 2009 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7,9% (в 2008 г. - рост на 5,6%) (рис. 8).

Рис. 8 – Прирост ВВП, инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых денежных доходов населения в РФ (к предыдущему году, %)

 

В 2009 г., в условиях падения спроса, ужесточе­ния условий заимствований, финансовое состояние российских нефинансовых организаций заметно ухудшилось. За одиннадцать месяцев 2009г. круп­ными и средними организациями (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) получен положительный сальдированный финансовый результат в объеме 3639,3 млрд. руб., что меньше аналогичного пока­зателя 2008 г. на 20,8%.

В 2009 г. наблюдалось некоторое ухудшение финансовой дисциплины в расчетах. Доля непла­тежей в объеме задолженности крупных и средних российских организаций по полученным кредитам банков и займам возросла с 0,4% на конец нояб­ря 2008 г. до 0,8% на конец ноября 2009 года. Удельный вес неплатежей в кредиторской задолжен­ности за этот период сократился на 0,5 процентного пункта и на конец ноября 2009 г. составил 7,2%.

Снижение доходов в экономике, жесткие усло­вия кредитования отразились на сокращении инве­стиционного спроса. Объем инвестиций в основной капитал снизился в 2009 г. на 17,0% (в 2008 г. от­мечался рост на 9,8%). [16]

Центральным банком Российской Федерации проведены следующие мероприятия в целях финансовой стабилизации экономики Российской Федерации:

1) Временное смягчение норм обязательного резервирования для банков.

2) Расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России.

3) Проведение аукционов по размещению временно свободных бюджетных средств и средств государственных корпораций на депозиты в банках.

4) Предоставление кредитным организациям кредитов без обеспечения Банка России.

5) Для снижения угрозы вывода банковских активов за рубеж и предотвращения перевода средств, полученных в рамках государственной помощи в иностранные активы, Банк России рекомендовал банкам сохранять средний остаток иностранных активов и длинную балансовую позицию по каждой иностранной валюте.

6) Выдача субординированных кредитов для наращивания капитальной базы банковского сектора.

7) Вывод с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, представлявших угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

Помимо укрепления финансовой стабильности собственно банковского сектора осуществлялся ком­плекс мероприятий по обеспечению нормального функционирования организаций нефинансового сектора и сохранению уровня благосостояния на­селения. В основном это были меры, направленные на обеспечение нормальной работы механизма кре­дитования реального сектора экономики, а именно:

- предоставление государственных гарантий по кредитам;

- поручение банкам, воспользовавшимся ин­струментами государственной поддержки, наращи­вать объемы долгосрочного кредитования нефи­нансовых организаций в объеме не меньше объема полученной государственной помощи поставке, рав­ной ставке рефинансирования Банка России, увели­ченной на 3 процентных пункта;

- субсидирование процентных ставок по кре­дитам, предоставленным нефинансовым организа­циям приоритетных отраслей экономики;

- предоставление организациям кредитов Внешэкономбанка на погашение их внешней кре­дитной задолженности.

Таким образом, антикризисная политика Центрального банка Российской Федерации в 2009 г. в большей степени была направ­лена на смягчение последствий воздействия кризиса на экономику. В 2010 г. акцент государственной под­держки смещен в сторону мер, ориентированных на формирование нового промышленного потен­циала, модернизацию, инновации, повышение ка­чества человеческого капитала, что создает условия для возвращения российской экономики на траекто­рию устойчивого роста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: